7 спектаклей, которые понравятся вашей маме
Фото: Алексей Харитонов
Один из последних спектаклей великого Петра Фоменко отличается от его прежних работ сложностью формы: в одной композиции режиссер совместил три очень разные пушкинские вещицы — «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцену из Фауста», а также стихи Гете и Бродского, романсы и фрагменты опер. Оттолкнувшись от темы скуки, которая во всех трех актах становится двигателем сюжета и приводит героев к катастрофе, Фоменко создал одну из самых глубоких своих постановок — о прошедшей жизни, творчестве, судьбе и свободе выбора. Поражает спектакль и сценографией, и причудливым переплетением музыкальных тем, и, конечно, игрой лучших артистов Мастерской — Галины Тюниной, Кирилла Пирогова, Карэна Бадалова, Мадлен Джабраиловой, Олега Ниряна и других.
Несмотря на вынесенные в заглавие имена, герои пьесы — американцы. Просто мама с папой очень любили Чехова и решили назвать отпрысков странными русскими именами, определив этим их судьбу. Одна из сестер, успешная актриса, возвращается в семейный дом с новым любовником и объявляет одиноким брату и сестре, что хочет продать имение, которое не приносит дохода. Похоже на завязку «Дяди Вани» не так ли? И на «Чайку», и на «Вишневый сад». Драматург Кристофер Дюранг замешал мотивы чеховских пьес в остроумный и несколько сентиментальный коктейль, а Константин Райкин текст приметил и поставил.
Прекрасным сатириконовским артистам есть где развернуться: тут и лирика, и сатира, и клоунада, и знакомые всем персонажи с невиданной прежде стороны. А в зале весь вечер не умолкает смех.
Фото: Сергей Петров
Для фанатов сериала «Корона» стопроцентным попаданием станет выбор спектакля «Аудиенция», ведь оригинальную пьесу написал автор сценария и главный знаток британского двора Питер Морган. Во главе сюжета — аудиенции, которые королева дает премьер-министру каждый вечер вторника уже более 60 лет. За время ее правления сменилось 14 глав кабинета, и героями спектакля стали, конечно, не все, но самые яркие: Уинстон Черчилль, Маргарет Тэтчер и Дэвид Кэмерон. Для российской постановки Глеба Панфилова текст был адаптирован автором: в нем появились визит Гагарина в Великобританию и перестройка. Ее Величество Елизавету II играет Инна Чурикова, и это редкий шанс увидеть легендарную актрису на сцене.
Советовать представителям старшего поколения документальный спектакль в современном жанре «вербатим» — дело, казалось бы, сомнительное. Только не в этом случае — «Бабушки» Светланы Земляковой идут с аншлагами уже десять лет и на ура принимаются любой публикой. Ну не может не тронуть та любовь, с которой молодые актрисы играют старушек из сибирской глубинки. Делают они это даже без грима, только с помощью пластики, голоса и костюмов. Этот спектакль — попытка сохранить связь времен, понять и запечатлеть людей, которые всё дальше уходят от нас в историю.
В 70-е мелодрама Алексея Казанцева о первой школьной любви в условиях непростого быта советской коммуналки была театральным хитом. Сменился строй, ушли в прошлое коммунальные квартиры, но не исчезли проблемы, которые поднимает драматург — вмешательство общества в личную жизнь, конфликт поколений и неприятие другого.
Режиссер Владимир Панков сопроводил пьесу ностальгическими шлягерами Булата Окуджавы и Шарля Азнавура и оттеняющими душещипательность истории фарсовыми сценками — получился одновременно обаятельный, грустный и веселый спектакль с налетом ретро.
Еще одна постановка с явственной ностальгической нотой — про жизнь, когда не было Uber и можно было, пропустив последнюю электричку, застрять на всю ночь за городом, когда вместо сетевых друзей общались с соседями, а песни под гитару заменяли YouTube. Спектакль самарского режиссера Дениса Бокурадзе сильнее всего характеризует слово «уют»: хотя на сцене совсем немного бытовых предметов, это место хочется назвать домом — такой теплотой его наполняют артисты в вязаных свитерах и льняных платьях. Дополняют душевную атмосферу авторские песни Василия Уриевского, исполняющего роль Бусыгина.
Версию «Пигмалиона» в исполнении артистов Маяковки смело можно назвать одной из лучших за последние годы — в ней удачно воплотились свойственные оригиналу британский юмор и изящество. Режиссер Леонид Хейфец и художник Владимир Арефьев перенесли на сцену приметы Лондона XIX века: густой туман, черный кэб, королевских гвардейцев, клетчатые костюмы, шляпы и непременные зонтики.
Однако главные здесь, конечно, артисты — Игорь Костолевский в роли надменного, но обаятельного профессора Хиггинса, великолепно справляющаяся с провинциальным говорком простушки Элизы Наталья Палагушкина и Ольга Прокофьева, играющая ироничную старушку миссис Хиггинс.