Лихие, поворотные, твои: 7 спектаклей о 90-х
«Один день из смерти Вадика Беляева»
Спектакль «Квартета И» о советском пионере, выросшем и сколотившем шальное состояние на бизнесе в 90-е. Четверо друзей бизнесмена Вадима прилетают навестить старого товарища в Стамбул, вот только долгожданная встреча омрачается известием о его скоропостижной кончине. Дружеский вечер превращается в поминки и препарирование целой эпохи. Ведь Вадим для них и стал олицетворением самих 90-х – противоречивых, когда было возможно абсолютно все.
Реальные факты сложного времени преподнесены бережно – и с грустью, и с благодарностью, и, конечно, с фирменным юмором.
Историческое здесь помещено в координаты частной жизни, в предельно человеческое – «квартетчики» на самом деле дружили с героем спектакля, пионером-миллионером-пенсионером Вадимом Беляевым, а потому 90-е сквозь призму личных обстоятельств и вправду обретают здесь плоть и кровь.
«Сказка про последнего ангела»
«Сказка про последнего ангела» по произведениям питерского математика-писателя Романа Михайлова – это своеобразное хождение режиссера Андрея Могучего в Тридевятое царство, коим в спектакле представляется эпоха российских 90-х. А точнее постперестроечные жернова – за окном 1993 год.
История поездки героя за своей невестой буквально сказочная: его долгий и опасный путь окутан мороком, а сопровождающие его люди то ли реальны, то ли плод его измененного сознания. Здесь спектакль перекликается и с поэмой Венечки Ерофеева «Москва-Петушки» с его ангелами, и со «Школой для дураков» Саши Соколова, откуда перекочевал мотив двойничества – главного героя Андрея играют близнецы Павел и Данила Рассомахины.
Рывок навстречу далекой школьной любви, а с ней Андрея разделяют 10 прожитых лет и граница между государствами, позволяет ему вырваться с самого дна – палаты в психбольнице, открыть которую возможно только снаружи. И в 90-е тоже находилось время волшебству.
«Полярная болезнь»
Спектакль Марины Брусникиной рассказывает о тяжелой судьбе трех женщин, Татьяны, Вали и Любы, в непростые времена – на дворе 1996 год. Без всякого налета романтики, но щедро мифологизируя реальность. Здесь, в Заполярье, где «Ледяная пустыня. Чистое небо, яркое солнце, снег. Повсюду снег. И больше ничего вокруг», есть не только северное сияние, но и убаюкивающие духи, которые управляют судьбой не меньше человека.
Героини – челночницы на Крайнем Севере, и у них одно желание на всех: выгодно продать товар, чтобы спасти себя и близких. Чтобы выжить. И чем ниже опускается температура вокруг, тем теплее становятся отношения между женщинами, и мы узнаем, что у них на душе, о чем они мечтают, что им пришлось пережить.
Спектакль о невероятной силе русских женщин, чья жизнь в 90-е была похожа на каскад сплошных вывихов, о том, как они умеют любить, справляться с любыми обстоятельствами и при этом все также оставаться прекрасными.
«Ямолодость»
Режиссер Семен Барков представил синтез драмы и музыки. Прежде всего это спектакль-концерт, где стержнем происходящего действия становятся родные, сидящие на подкорке музыкальные хиты 90-х. Концертный антураж, живой вокал и песни времени, когда «трава была зеленее», делают «Ямолодость» проектом со своей особой философией. Он подкупает своей наивной добротой. Обещают улыбку, слезы и мурашки.
Заложенные в музыкальном материале ценности и настроения дополняются видеорядом из исторической хроники, клипов, рекламы и телепередач.
Все это погружает в ощущения беспечной юности, новизны первых чувств и переживаний, смелого безрассудства и искреннего наслаждения жизнью.
«90-Е»
Когда: 13 февраля
Те, кто создал этот спектакль, сами родились в 90-е, а потому об этом времени расспросили своих родителей: каково было жить в эпоху перемен, коснулся ли их разгул криминала, удалось ли почувствовать тот самый дух свободы? Таким образом, опус режиссера Даниила Обухова представляет собой этакий вербатим о молодости и становлении в переломный период, а еще это интересный эксперимент, когда младшее поколение ставит себя на место старшего и исследует ландшафты подсознания человека, который живет без какой-либо картины будущего, который не знает, что его ждет уже завтра.
«NIRVANA»
Постановка Юрия Грымова в Театре «Модерн» не о 90-х, но она о том, откуда в 90-е молодое поколение черпало вдохновение. Битники, панки, приверженцы андерграундной, альтернативной рок-музыки, гранжа: все они принесли на сцену, а потом в массовую культуру и сознание миллионов людей образ отчаянного бунтаря, главная ценность для которого – свобода. Ключевая фигура среди этих мятежников – конечно, Курт Кобейн. Альбом Nevermind (тот самый, где на обложке очаровательный младенец в бассейне), без сомнений, стал одним из главных альбомов 90-х.
Стремление вырваться из глубинки если не к мировой к славе, то навстречу всему миру, независимость от государственного, политического, культурного мейнстрима – дух этих песен стал частью и российской реальности в то время.
«Маршрут перестроен»
Где: Приложение Stereo Story в мобильном телефоне
Когда: в любое время
Документальный аудиоспектакль-променад проведет вас по Арбату и его переулкам, на протяжении двух с половиной километров погружая в одну историю любви, разворачивающуюся на фоне 90-х. Команда Stereo Story предлагает присоединиться к двум главным героям, которых судьба свела в самом начале 90-х, а заодно взглянуть на Арбат и его окрестности с новой стороны. Спектакль устроен очень просто: скачиваете приложение, покупаете билет, получаете аудиофайл и отправляетесь, следуя указаниям голоса в наушниках, от стартовой точки у кинотеатра «Художественный» в путешествие по пространству и времени.
В основу спектакля легло реальное интервью пары, чья история любви наполнена погонями, мошенниками, необходимостью выживать в голодное время, а еще – поддержкой в каких угодно сложных обстоятельствах. Любовь оказывается верным способом пережить лихолетье.