Онегин в стране победившего капитализма: 7 спектаклей января
Юрий Бутусов возвращается на сцену «Сатирикона», Евгений Цыганов снова примеряет роль режиссера, а герои Пушкина поют в стиле инди-рок на Таганке. Time Out рассказывает про 7 театральных премьер, на которые стоит сходить после новогодних праздников.
«Я — Сергей Образцов»
Во второй премьере подряд Евгений Цыганов выходит на сцену в роли режиссера. Однако если в крымовском «Дон Жуане» это был придуманный персонаж, похожий на всех известных постановщиков разом, то здесь история предельно конкретная: актер играет легендарного Сергея Образцова, существуя при этом в рамках кукольного спектакля. Трогательная и ностальгическая постановка Екатерины Образцовой по мемуарам деда охватывает всю долгую жизнь мастера, от начала XX века до 90-х годов, успевая осветить не только личные и творческие события, но и события в стране, происходившие в то время.
«Тени великих смущают меня»
Мандельштам, Цветаева, Фрост, Ахматова, Оден — те «тени», которые стояли за Бродским на трибуне Нобелевского комитета. Для нынешних молодых людей он сам уже стал тенью — великим поэтом прошлого, диалог с которым возможен только через его наследие.
Идея спектакля по лекции Бродского родилась у Дмитрия Брусникина — ему было важно, чтобы этот текст о гуманизме и отношениях литературы и общества звучал сегодня. Брусникинцы разных поколений, Гладстон Махиб и Сергей Щедрин, поместили его в пространство аэропорта, где встречаются далекие друг от друга национальности и культуры, соединяются земля и небо. При этом речь поделили между собой неожиданные персонажи: взобравшись на трап самолета, как на кафедру, отрывки читают пассажиры бизнес-джетов в луивиттоновских нарядах. Это лишает текст свойственного ему пафоса, заставляя взглянуть на него иронически, но одновременно и более внимательно.
«Р»
Для Бутусова «Сатирикон» — не чужой театр, ведь здесь он поставил пять спектаклей, выдвинувших его в первый ряд российских режиссеров. Однако последняя творческая встреча постановщика и труппы Константина Райкина состоялась аж в 2013-м. Теперь Бутусов предложил артистам обратиться к «Ревизору». При этом ждать канонического текста и персонажей не стоит: команда спектакля сочинила вместе с драматургом Михаилом Дурненковым собственную версию гоголевской комедии. В постановке заявлено участие Константина Райкина, Тимофея Трибунцева, Марьяны Спивак, Дениса Суханова, Артема Осипова, Антона Кузнецова, Алены Разживиной, Ярослава Медведева и Даниила Пугаева.
«Онегин»
Наконец объединившиеся под одним руководством Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» представляют первую совместную премьеру — российскую версию канадского мюзикла «Онегин» в постановке мастера жанра Алексея Франдетти.
Он постарался придать заокеанскому творению отечественные черты, введя в обратный перевод отдельные строки романа и либретто оперы Чайковского — из нее авторы мюзикла взяли лишь несколько мелодий. От этого «Онегин» не перестает казаться вернувшимся на историческую родину творением эмигрантов: герои поют арии в стиле инди-рок, декорацией служит огромный грузовик откуда-то со Среднего Запада, а Татьяна Ларина играет на электрогитаре. Тем, кто хорошо помнит пушкинский оригинал, будет сложно не сравнивать, но поколению TikTok эта бодрая и стильная постановка, скорее всего, понравится.
«Ракурс»
Где: магазин L’Appartement
Когда: 29 января
Купить билетыПроект Stereo Story, до того специализировавшийся на аудиоспектаклях, приглашает зрителей в путешествие по миру фотографии в концепт-стор L’Appartement на Патриарших. В центре камерной интерактивной постановки Елены Ненашевой — фотограф и его муза. Они пытаются понять, что сделало те или иные снимки великими, кто их герои и почему они продолжают волновать нас. Композиция ли тому причиной? Сочетание цветов? А может, точка съемки? Собеседниками героев станут теоретики и практики фотоискусства — Сьюзен Сонтаг, Джон Берджер, Вальтер Беньямин и Анри-Картье Брессон.
«Мама»
С французским драматургом и писателем Франсуа Зеллером московские зрители уже знакомы: два года назад его «Папу» поставил в «Современнике» Евгений Арье, а меньше года спустя Юрий Бутусов выпустил его же «Сына» в РАМТе. Режиссер Павел Пархоменко обратился к последней пьесе семейной трилогии — «Маме», главная героиня которой настолько растворилась в материнстве, что, оставшись одна, перестала понимать смысл собственной жизни. Главную роль исполняет Анастасия Светлова — отчаянно, обнаженно и с трагическим надрывом показывая, как любовь способна обернуться безумием.
«Капитал»
Идея поставить сегодня «Капитал», учитывая еще недавнее к нему отношение как к библии марксизма, может показаться странной. Однако Союз рухнул 30 лет назад, и сегодняшняя молодежь уже избавлена от необходимости сдавать экзамены по политэкономии. А значит, и на текст можно взглянуть свежим взглядом, убедившись в его актуальности, ведь товарно-денежные отношения из нашей жизни никуда не делись. Моноспектакль-лекцию с изрядной долей юмора поставила Надя Кубайлат, нашедшая в фундаментальном научном труде художественные черты, а сыграл актер Александр Николаев.