Роланд Эммерих: «Не надо делать кино для всех!» | Кино | Time Out

Роланд Эммерих: «Не надо делать кино для всех!»

  9 ноября 2009
6 мин
Роланд Эммерих: «Не надо делать кино для всех!»
В новом фильме Роланда Эммериха, режиссера «Дня независимости», «Послезавтра» и «Годзиллы», проблемы современного общества — перенаселенность, плохая экология и глобальное потепление — решаются радикально. Конец света наступит 12.12.2012. Анна Кузнецова и Мади Мамбетов расспросили немецкого режиссера о секретах мастерства, фильме «2012» и покойном Хите Леджере.

В фильме «2012» вы обратились к майянским легендам о конце света, но ведь в немецкой мифологии есть не менее интересные саги — миф о Рагнареке, к примеру. К ним не хочется обратиться?
Я всегда интересовался тем, что говориться о других культурах относительно конца света, это всегда удивительно. И вы знаете, что в разных мифах истории о конце света сводятся к тому, что бог посылает человечеству кару, а человечество в свою очередь ищет спасение на неком корабле. Мы не пытались изобрести в нашем сюжете что-то новое, такие мотивы есть у каждого народа и будут понятны зрителю в самых разных странах. В нашем случае с «2012» бог — это наука, а спаситель — мировые державы.

В «2012» много русских персонажей, зачем вам это понадобилось?
Потому что я люблю русских! (смеется) Это тоже одна из идей фильма. С первых минут картины появится русский персонаж, который один из немногих сможет заплатить миллиарды, чтобы спастись. Кто, как не русские, способны на это! Но в конце фильма вы увидите и другую сторону это персонажа, и будете поражены положительными изменениями. Есть еще и русский пилот… Вы все увидите.

Вы всегда утверждали, что делаете кино для массового зрителя. И делаете вполне успешно. Раскройте хотя бы один секрет?

Секрет один — не делайте кино для всех. Зритель все чувствует, и он должен понимать, что фильм сделан исключительно для него. Иногда я не могу спокойно спать, рассуждая над тем, что я должен, а что не должен делать в картине. Особенно когда работаешь над большим фильмом. Наверное, не надо думать над тем, насколько будет успешным твой фильм. Просто не надо забывать о главной идее, и тогда все получится.

За свою режиссерскую карьеру чем вы только не пугали своего зрителя. Сейчас — конец света. А что будет дальше?

Не поверите, но пугать буду Шекспиром. Я сейчас много работаю в Англии, чтобы узнать больше, общаюсь с актерами, историками. И такая работа волнует меня не меньше, потому что темы Шекспира волнуют всех ни одно столетие. И еще будет волновать. Сценарий пока находится в разработке, ведь это очень непросто сделать кино про Шекспира.

Фильмы-катастрофы — это еще и катастрофические затраты… «2012» оказался «дороже» «Послезавтра», значит ли это, что и зрителям понравится больше?
Я всегда горжусь своими фильмами еще и в том отношении, что умудряюсь делать их процентов на 20 «дешевле», с меньшими затратами, чем кто-то другой. Хотя в Америке, в Голливуде всегда есть на что потратить деньги, там всегда нужно больше. И я понимал, что в этот фильм придется вложить больше. «2012» по спецэффектам значительно мощнее «Послезавтра». Надеюсь, что он также понравится зрителям.

За время вашей карьеры технологии сделали большой скачок вперед. Нет ностальгии по прошлому?
Я всегда ностальгирую по старым работам и понимаю, что при том, что мы идем вперед, надо оглядываться назад. Когда я впервые начал работать с цифровой камерой я понимал, как же она мне помогает, как режиссеру. Я скучаю по времени, когда мы делали маленькие фильмы, не имея денег даже на них. Зато процесс съемок от этого был не менее интересными — все были заряжены настоящим энтузиазмом — от режиссера и сценариста до второстепенных актеров.

Вы работали со многими замечательными актерами, в том числе дали дорогу в большое кино Хиту Леджеру. Можете рассказать, каким он был?

Вы знаете, когда мы подбирали актеров для «Патриота» на роль одного из сыновей Мэла Гибсона, у меня был выбор между Леджером и одним очень известным актером, не буду называть его имени. Хит не был фаворитом, потому что его имя не было столь известно, но он держался с достоинством. Моя сестра, помогающая мне на кастинге актеров, сказала мне: «Если ты его не возьмешь на эту роль, я больше не буду с тобой разговаривать». Она оказалась права. Я ей благодарен, потому что Хит оказался особенным и впоследствии сыграл замечательные роли.

6 фильмов Роланда Эммериха, которые стоит посмотреть

Жестко критикуемый за шаблонные диалоги и картонных персонажей, Эммерих игнорирует негативные отзывы и продолжает снимать самые лучшие в мире фильмы-катастрофы. Его картины только в одних Штатах собрали почти миллиард долларов в кассах кинотеатров – что ему критика? Среди прочих особенностей режиссуры, Роланду свойственно помещать в один фильм двух главных героев – ботана и крутого парня.

1. День независимости
Не очень осмысленная, но очень зрелищая картина о защите земли от нашествия инопланетян. Уилл Смит играет очень бравого пилота, который в итоге и побеждает негодных пришельцев. Джефф Голдблум выступает в роли ботана – ученого-компьютерщика, который разрабатывает систему защиты от врага. Снятый в 1996 году и получивший впечатляющие кассовые сборы, фильм до сих пор смотрится с удовольствием.

2.Годзилла

Фильм, поставленный по мотивам классической истории придуманного японцами монстра, не снискал ожидаемого успеха в кинотеатрах – «всего» 380 миллионов против 130 миллионов бюджета. История ящера-переростка, крушащего Нью-Йорк, снята в мрачных тонах и сопровождается не очень внятной интригой, связанной с людскими персонажами, но это не мешает ей оставаться единственной крупнобюджетной постановкой про Годзиллу – за что и любим. Да, и не забудьте про крутой саундтрек с забойной рок-музыкой! В роли ботана здесь Мэтью Бродерик, крутой парень – Жан Рено.

3.
Звездные врата

История про найденные в египетских развалинах «звездные врата», открывающие проход на другую планету, которой правит жестокий инопланетянин в обличие бога Ра – замечательный образец sci-fi в кино. Яркие спецэффекты, чудесные декорации и на редкость вменяемый для Эммериха сценарий сделали этот фильм предметом культа среди поклонников научной фантастики. Джеймс Спaйдер играет ботана-ученого, Курт Рассел – крутого главу коммандос.

4. Патриот
Военная драма, помещенная в дни Американской революции против британского владычества, получила теплые отзывы кинокритиков и три номинации на «Оскар». Мэл Гибсон сыграл протагониста – плантатора, многодетного отца и ветерана Бенджамина Мартина, Хит Леджер сыграл его старшего сына, убитого в ходе действия. Для последнего роль в этом фильме стала очередной ступенькой к голливудской славе.

5.
Послезавтра

Задуманный как агитка про глобальное потепление, «Послезавтра» и правда напугал землян – уж больно реалистично изобразил режиссер гибель планеты от резкой перемены климата. Замерзающие прямо в воздухе вертолеты и покрывающиеся льдом шпили Эмпайр Стрит Билдинг действуют на умы куда круче призывов Эла Гора. Ботана играет Джейк Гилленхал, его крутого отца – Джеймс Куэйд. Самый клевый момент: когда президент Штатов просит прибежища у народа Мексики – нам давно хотелось увидеть такое в кино.

6. 2012

Конец света, основанный на пророчествах давно сгинувшего народа майя, становится реальностью в свежайшем эпике Эммериха. Снятые с размахом картины разрушения мира, стартующие с гибели Лос-Анджелеса и завершающиеся всемирным потопом, порадуют глаз любого мизантропа. Ботана играет Джон Кьюсак. И, похоже, он же – крутой парень.