50 лучших мультфильмов. Часть 5
10. Робин Гуд (1973)
Диснеевский «Робин Гуд» в списке лучших мультфильмов? Его редко включают даже в списки лучших диснеевских фильмов, в нем нет того глянца (и бюджета), какой был в мультиках студии 60-х годов, и он вышел еще до ренессанса, устроенного «Русалочкой» в 1989 году. Режиссер Вольфганг Рейтерман раньше работал над «Книгой Джунглей», что объясняет, почему «Робин Гуд» так много позаимствовал оттуда. В частности, милейший Крошка Джон легко узнается как Балу, выкрашенный в коричневый цвет и получивший тирольскую шляпу — даже озвучил его все тот же Неизбежный Мистер Медведь, Фил Харрис. В этом фильме английский фольклор забавно переплетается с намеками на вестерн: звезды шерифа в Шервудском лесу — согласитесь, в этом что-то есть.
9. Южный Парк: Большой, длинный и необрезанный (1999)
После первых двух сезонов создатели «Южного парка» Трей Паркер и Мэтт Стоун уже начали выдыхаться: они прогнали весь спектр тинейджерских гэгов и культурных заимствований, и шоу уже начало реально запаривать. «Большой, длинный и необрезанный» изменил все это, позволив Паркеру и Стоуну не только впихнуть туда всю нецензурщину, от которой они отказывались на ТВ, но и добавить кучу острых политических и культурных комментариев. После выхода фильма выяснилось, что Трей Паркер — превосходнейший автор комических песен: из-под его пера вышли Южный марш Blame Canada, номинированный на Оскар, Oklahoma, великолепная пародия на Mountain Town, и, конечно, получившая награду MTV невообразимая матерная проповедь Uncle Fucka.
Кроме того, фильм дает окончательный и бесповоротный ответ на давний вопрос: что лучше, «Симпсоны» или «Южный парк»? Когда продюсеры первого запоздало перенесли свои творения на большой экран, у них получилась кастрированная хрень, заполненная тухлыми шутками. Когда Паркер и Стоун предприняли такую попытку, они сотворили музыкальный шедевр. Больше нечего сказать.
Терри Гиллиам: Эти ребята гениальны! Поначалу я был убежден, что они не смогут добиться успеха — я не верил, что эту пургу можно будет вынести в течение 90 минут. Но оказалось, что это вполне реально, и в полнометражной версии они сохранили всю свою чудовищную эпатажность. Они бескомпромиссны, и за это я люблю их.
8. Трио из Бельвилля (2003)
Французская анимация всегда колеблется между чем-то величественным и просто странным. На каждый «Персеполис» (2007, см. номер 28) найдется свой «Дугал и Голубой кот» (1972), на каждого «Настройщика землетрясений» (2005) — тупая секс-комедия «Тарзан, позор джунглей» (1975). Две крайности сталкиваются в этой очаровательной ретро-истории, где мрачная бытовая драма в духе Золя сменяется жутким и шумным переполохом а-ля Бессон. Все персонажи здесь слегка чокнутые, начиная от трио престарелых шансонеток и заканчивая гангстерами. А уж бабуся, на пару с шарообразным псом пытающаяся вытащить своего внука-велосипедиста из лап мафиози — это вообще верх сюрреализма. Дети после просмотра скорее всего останутся в недоумении, а вот взрослые придут в восторг.
Терри Гиллиам: Только французы могли это сделать. Это причуда, французская причуда, которая абсолютно уникальна, и в «Трио из Бельвилля» это есть. Это очень специфический вид фантазии, и я не могу достаточно точно определить свое отношение к нему.
7. Желтая подводная лодка (1968)
Ни один фильм в этом — и возможно, в любом другом рейтинге — настолько не выбивается из общего списка, как путешествие Битлов сквозь неразбериху поп-арта в красочной музыкальной стране под названием Пепперлэнд. Несмотря на фейерверк красок и образов, одно из положительных качеств «Желтой подлодки» это сдержанность, наполняющая каждый кадр. Выпущенный в момент подъема психоделического движения, фильм легко мог стать гимном безумных хиппи, однако он пропитан духом реальных The Beatles и никогда сваливается в истерию и проповеди типа «Власть цветам!». Но все-таки главное в фильме — это саундтрек, который включает многие из лучших битловских произведений поздних 60-х.
6. Унесенные призраками (2001)
Одна из лучших работ великого Хаяо Миядзаки, сконцентрировавшая в себе многие узнаваемые образы его произведений от юной героини Тихиро, проходящей трудный путь взросления и перевоспитания, до ее компаньона Хаку, который должен бороться, чтобы снять с себя давнее проклятие. Тонкий экологический подтекст также присутствует — в ироничной сцене с Речным Божеством, которого все принимают за Дух Помоек. Миядзаки воплотил в этом фильме свою идеальную, но исчезающую Японию: любовно воссозданный окружающий мир и невероятные персонажи воспринимаются как низкий поклон художественному и культурному наследию страны. Что делает это кино гениальным, так это абсолютная вера в собственные образы: оно не старается увлечь зрителя броским монтажом, стремительным движением камеры или чрезмерной эмоциональностью, оно просто наполняет каждый кадр остроумием и драматизмом.
Терри Гиллиам: «Унесенные призраками» удивительный мультфильм. Миядзяки создал целый мир, наполненный странными персонажами, такими как колдунья Юбаба с огромной головой, или это черное существо без лица, которое появляется и начинает пожирать всех вокруг. Только японское сознание могло такое придумать. И это то, что мне нравится в мультфильме, потому что японское создание остается для меня загадкой, оно очаровывает меня своим способом восприятия мира.
5. История игрушек (1995)
Первый и самый лучший полнометражный мультфильм с использованием трехмерных компьютерных моделей, настоящий бриллиант в короне студии Pixar. Это удивительно смешная, оригинальная и трогательная история компании игрушек, в центре которой ковбой Вуди, озвученный Томом Хэнксом, и космический рейнджер Баз Лайтер с голосом Тима Аллена. Соперничество двух героев и их веселая одиссея возвращения к белобрысому владельцу — это 80 минут незамутненного счастья. В отличие от многих последовавших за ним фильмов, этот мультик не распадается на идиотские шутки для малолеток и высокоумные отступления для их родителей, поэтому «Историю игрушек» вы будете много лет пересматривать с неизменным удовольствием — даже с похмелья.
Терри Гиллиам: Это гениальная работа, которая дает людям понять, что в каждой игрушке есть душа. Моя любимая сцена, которая навсегда застряла в моей памяти когда Базз Лайтер обнаруживает, что он игрушка. Он сидит на этом месте, наверху лестницы, и камера отъезжает от его крошечной фигурки. Он был парнем с огромным самомнением двумя секундами раньше… и это изумительно. Этот мультик входит в десятку моих любимых фильмов. Точка.
4. Фантазия (1940)
Диснеевская «Фантазия» больше, чем классика мультипликации. Этот музыкальный фильм, построенный на ассоциациях при прослушивании грампластинок, ценен в первую очередь своим неповторимым саундтреком. Филадельфийский оркестр под управлением Леопольда Стоковского исполняет Баха, Бетховена, Чайковского, Стравинского… Видеоряд, по мнению критики — это полный авангард, хотя Микки Маус и шапка волшебника из новеллы «Ученик Чародея» стали иконами, логотипами, вывесками и наклейками. В этом мультике была впервые применена система Dolby Stereo, что стало еще одним поводом войти в историю. Но, как вы уже догадываетесь, лента в прокате провалилась. Так бывает.
3. Кролик Багз или Дорожный бегун (1979)
Окей, может быть, это не художественный фильм как таковой, но это превосходная компиляция из хитов команды мультяшек Loony Tunes, собравшая лучшие мультики про Багза и Даффи Дака, плюс восхитительный 15-минутный сет скетчей про Дорожного Бегуна. Так или иначе, гениальным людям из Warner Brothers, способным смотреть на мир глазами безбашенного грызуна, тридцать лет назад и в голову не могло прийти, что современные идиоты начнут снимать эту убойно смешную ленту с проката, обнаружив, что главный герой цинично глумится над нег.., простите, афроамериканцами, индейцами и чукчами. Впрочем, кролики они такие.
2. Белоснежка и семь гномов (1937)
Собственно, тут можно было бы ограничиться названием и дальше ничего не писать. Но, тем не менее, формат обязывает сообщить, что с этого диснеевского шедевра и началась вся полнометражная мультипликация. Фильм в 1937 году получил одного большого Оскара и семь маленьких и эту штуку пока еще никто не повторил, зато образы Белоснежки и ее друзей тиражировались и пародировались с тех пор повсюду, от рекламы детских кроваток до порнофильмов. Напоследок отметим, что за прошедшие 70 лет прогресс в технологии анимации оказалась бессилен перед совершенством этого мультфильма: рядом ничего не поставить.
1. Мой сосед Тоторо (1988)
Если бы патриарх японского кино Ясудзиро Озу был склонен к экспериментам с анимацией, он бы вполне мог создать этот бессмертный гимн детской наивности. Но история, переданная через пытливые глаза и умы двух маленьких эмоциональных сестричек Сацуки и Мэй — это шедевр бесспорного фаворита этого списка Хаяо Миядзаки. Девочки вместе со своим отцом переезжают в деревню, чтобы быть ближе к матери, которая лежит в больнице неподалеку. Миядзаки соединил воображаемые миры Льюиса Кэррола с сентиментальной фантазией А.А. Милна: лесной дух Тоторо представлен здесь как гигантский переваливающийся меховой шар, который сопровождает девочек в непростой период их жизни. Другие удивительные существа из детских грез — Чернушки, маленькие шарики из сажи, и необычное транспортное средство Котобус, наполовину автобус, наполовину кот. «Мой сосед Тоторо» это фильм, который говорит, что все, что вам нужно для счастья — это любовь и воображение. Но разве реальная жизнь это подтверждает?
50 лучших мультфильмов. Часть 1
50 лучших мультфильмов. Часть 2
50 лучших мультфильмов. Часть 3
50 лучших мультфильмов. Часть 4