Режиссер Юрий Бутусов: «А миф — это и есть основа театра» | Театр | Time Out

Режиссер Юрий Бутусов: «А миф — это и есть основа театра»

Светлана Полякова   20 ноября 2009
3 мин
Режиссер Юрий Бутусов: «А миф — это и есть основа театра»
Под занавес фестиваля «Сезон Станиславского„ привозит в Москву из Питера постановку режиссера в Александринском театре “Человек = человек„ по пьесе Брехта “Что тот солдат, что этот».


Что определило выбор пьесы?



Мое желание, связанное с любовью к Брехту. Мне интересен его метод, его образная система, его отношение к миру. Его театр способен воздействовать на интеллект зрителя, а не только на его чувства. Система Брехта кажется сегодня современной и перспективной, необходимой, чтобы «освежить кровь» психологического русского театра. То, что предложил Брехт, дает огромные возможности для развития актерской психофизики. Пока я не начал репетировать с актерами, не знал, что между этими школами настолько большая пропасть. Мне кажется, что последние достижения игрового театра отталкиваются и имеют прямую связь с размышлениями Брехта. Я имею в виду переосмысление системы Станиславского Анатолием Васильевым. К любой методологии надо относиться как к живому изменяющемуся организму.


Вы наверняка видели постановки Брехта раньше. Чего вам в них недоставало?


Брехта видел мало. Его вообще мало ставят. Видел спектакль Боба Уилсона «Трехгрошовая опера» в Берлине — он был замечательным. Брехт — такая же планета, как Шекспир, Чехов, Беккет. Встреча с ним открывает новый мир любому режиссеру. И помогает расти душе и интеллекту. Нам нужно еще многому учиться и быть более открытыми к достижениям мирового театра. Брехт также связан с современностью, как и с античностью, и имеет в основе своей миф. А миф — это и есть основа театра. Ваши постановки театральны, снайперски точны по смыслу, но лично мне в них не хватает тепла. Вы намеренно так «не сентиментальны»? Зрителя отогреть не хочется?


Все, что я делаю, направлено на то, чтобы отогреть зрителя, заразить его эмоционально, интеллектуально и подключить к серьезным, на мой взгляд, проблемам.


Ваш постоянный соавтор — художник Александр Шишкин — в октябре стал лауреатом Премии Станиславского. А 12 лет назад ту же премию получали вы. Вы неравнодушны к наградам?


Внимание и награды необходимы для поддержки начинающих свой путь. Но хорошо, что Премия Станиславского продолжает находить людей, верных своей профессии. Мне дорога Премия Станиславского еще и потому, что я познакомился с Натальей Крымовой, Петром Фоменко и Алексеем Бартошевичем — людьми, которых очень уважаю и которые являются для меня и по сей день авторитетами в профессии и примером служения театру. Они меня тогда поддержали — я им благодарен.


На днях состоялась премьера вашего «Иванова» в МХТ — после двух лет отсутствия режиссера Бутусова на московской сцене. В чем причина паузы?


За это время я сделал «Чайку» в Корее и « Ромео и Джульетту» в Норвегии. Мне очень грустно, что я мало выпускаю спектаклей в России. Но при нынешнем положении дел собрать необходимую актерскую команду и организовать репетиционный процесс невероятно сложно. А чтобы получить удовлетворение от работы и добиться результата, за который потом не будет стыдно, — это необходимо.