«Видение танца». Виртуальная экскурсия
По выставке в Третьяковской галерее можно подумать, что Дягилев Париж шапками закидал. Но великий антрепренер не только потрясал роскошью отделки, качеством исполнения, шокировал эротическими сценами — он еще и создавал имена, поражал оригинальностью жеста, непрерывно экспериментировал и двигался вперед. Заметить это движение в путанице экспозиции непросто, тем более что поясняющая хронология разместилась на втором ярусе. Но замечательные, свезенные из музеев и частных собраний разных стран вещи стоят того, чтобы напрячься.
Пабло Пикассо. 1924
Занавес к балету «Голубой экспресс»
Театральный музей Виктории и Альберта, Лондон
O.O. Девушки очень корпулентные. Хотя, судя по видео с балериной Карсавиной, все очень реалистично.
Ф.Б. Тут, конечно, Пикассо добавил — он тогда примитивными антиками с могучими формами увлекался.
О.О. Балетка и веер — это все, что осталось от самой легендарной балерины начала ХХ века?
Ф.Б. Нет, еще щетки, помадки — в Лондоне.
© Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства
Макет декорации к балету «Шехерезада» по эскизу Леона Бакста.
Архив Общество морских купаний, Монте-Карло
О.О. Макетики очень детям нравятся… Не подойти…
Ф.Б. Их, видно, специально на проходе и поставили. И чтоб не заморачиваться — все в ряд.
Гобелен. Эскиз декорации к балету «Павильон Армиды». 1907
О.О. А копию сделали, чтобы было видно издалека?
Ф.Б. И публика потеряла всякое представление о том, что на выставках в музеях показывают не что попало, а подлинники.
Photographie by SASHA, London. ОР ГТГ
О.О. Любовь к женщине-кошке ничем хорошим не заканчивается.
Ф.Б. Да и балет не очень популярный получился… зато очень смелый.
Эскиз занавеса к балету «Свадебка» Конец 1910-х
О.О. А это опять про Жар-Птицу?
Ф.Б. Нет, к другому спектаклю, другого автора и сильно попозже. Тут не очень просто разобраться. Но этикетку можно найти, если не упала, не пропала.
Плакат с изображением Вацлава Нижинского в главной партии балета
«Призрак розы», 1911 г.
О.О. Живешь, живешь, и хоть бы раз такой приснился. А то все дети, котлеты…
Ф.Б. Его даже на выставке не хватает, не то, что во сне.
Эскиз костюма Иды Рубинштейн для «Танца семи покрывал». 1908
© Государственная Третьяковская галерея
О.О. Она вроде эти покрывала сбрасывать должна, а тут ничего лишнего уже нет. Что, голая останется?
Ф.Б. Дягилевские спектакли, конечно, шокировали эротизмом, но это вряд ли… Хотя эта девушка обнаженной позировала — на выставке есть эта картина.