Дело не в зарплатах, а в глубине личности | Кино | Time Out

Дело не в зарплатах, а в глубине личности

Стас Елисеев   7 декабря 2009
3 мин
Дело не в зарплатах, а в глубине личности
Режиссер «Бубна, барабана„ (а до этого — “Кремня») глубоко верит в силу простого человека.

Как секс-символ СССР Наталья Негода оказалась исполнительницей роли строгой библиотекарши?


В центре сюжета — яркий, зрелый женский характер, и все актрисы, которые могли бы подойти на эту роль, так или иначе известны. Я встретился со всеми, но в итоге Наташа показалась мне наиболее подходящей.


Она ведь лет 17 не снималась?


Вспомнить о Наташе было несложно, все-таки в этом и заключается наша профессия: искать, обсуждать. Труднее было понять, что именно она должна играть в моем фильме. Тут, знаете, как в футболе: есть трудовой гол, а есть случайный, так вот решение взять на главную роль Наташу было трудовым. И удивительно не то, что она попала к нам в фильм, а то, что такую замечательную драматическую актрису игнорировали так долго.


«Бубен, барабан» стилистически довольно сильно отличается от «Кремня».


Задачи были разные. Здесь я попросил художника сделать так, чтобы пространства были узнаваемы, но без эстетики мусорного бачка. В «Кремне» все сводилось к какому-то достаточно грубому социальному столкновению, поэтому там требовался и более грубый, более реалистический рисунок.


«Кремень» сравнивали с «Таксистом» Скорсезе, «Бубен, Барабан» — уже с «Пианисткой» Ханеке. Есть, по-вашему, основания для таких сравнений?


Это очень поверхностное сравнение. В картине я пытался поставить привычные представления с головы на ноги, назвать вещи своими именами, не прикрывая аналогами и похожестями. Очень любят еще спрашивать про пессимизм. Но это абсолютно гуманистическая картина, она про веру в человека, и я восхищаюсь главной героиней. А если по внешним признакам в фильме все выглядит не очень радостно, так это просто нормальный честный взгляд на окружающую действительность. Это история сильного человека и его человеческого подполья. В каждом сильном человеке есть слабые стороны, и штука в том, что сила оказывается в проигрыше, потому что в итоге убивает саму себя. Это история про мое понимание человека в современных обстоятельствах. И дело не в зарплатах, и не в качестве продуктов, не в цене на общественный транспорт, а в глубине человеческой личности. Это драма в классическом смысле этого слова. Если бы аналогии проводились с темами, которые затрагивали Толстой, Достоевский, Чехов, это было бы и точнее, и правильнее. Чеховские «Три сестры» не могут уехать не потому, что поезда не ходят или денег на билет нет.


За последнее время это уже четвертый фильм про то, как сложно быть простым честным человеком в этой стране.


А потому что мы наконец сумели дорасти до того, чтобы вернуться к этому простому человеку. Это значит, что наше кино растет не формальными, внешними какими-то проявлениями, а за счет мироощущения. По-моему, именно простой человек и есть на самом деле герой нашего времени.


Можно сказать, что героиня вашего фильма — это в каком-то смысле героиня Негоды из «Маленькой Веры» 20 лет спустя?


Я считаю, это совершеннейшая чепуха. Это же не мушкетеры!