«Пора прорубать окно в Европу!»
Айгуль Бабаева принадлежит к элите отечественной эстрады – гранд-дам казахстанской поп-сцены можно на пальцах одной руки пересчитать. Ее дебютный альбом «Оралу» записывался в Лондоне. В него вошли исполненные Бабаевой народные и песни казахских классиков – Абая, Ахмета Жубанова, Нургисы Тлендиева. Для записи певица привезла с собой в Британию мастеров звука – Едиля Кусаинова, Рината Гайсина, Рустема Нуржигитова. Вместе с ними работали специалисты, сотрудничавшие со Стингом и Полом Маккартни. Результат будет доступен в начале декабря.
Вы записали, конечно, нетленную классику, и записали отлично – качество звука впечатляет. Но будет ли это интересно нашим читателям?
Будет, конечно. Потому что моя 20-летняя дочь, которая слушала этот альбом вместе с друзьями, заявила, что гордится мной. А дети сейчас умные. Им я доверяю.
Что именно ее зацепило-то?
Она этих песен раньше не слышала. А ведь это и правда, классика. Просто те времена, когда родители собирались за столом дома и пели эти песни, к сожалению, уходят куда-то… Помню, мы детьми бегали, таскали конфеты со стола, и автоматически, неосознанно впитывали эти песни. А сейчас все изменилось – люди ходят в рестораны и только кушают-выпивают. То есть эта музыка, которая нашему поколению была доступна «на дому», может исчезнуть. Мне кажется, этот диск должен в каждой семье лежать просто для архива, чтобы они, если захочется спеть, хотя бы могли мелодию правильно пропеть.
Неужели у вас другого материала не нашлось?
Эта была моя давняя мечта, спеть эти песни. И вот она сбылась. Хотя, казалось бы, что мне мешало ее раньше осуществить? Я всегда пела с хорошими коллективами, исполняла джаз, потом уехала в Москву, там пела рок… Но это желание всегда во мне сидело. И папа мой мечтал, чтобы я спела на казахском, и мама… Но сначала хотелось свое творчество показать, свои песни. И уже постепенно я созрела, чтобы взять эту планку. И это надо было сделать очень осторожно, чтобы не испортить ничего, очень аккуратно. Спеть… по-европейски, что ли. Смягчить язык, убрать сильный акцент, избавить от сильных специфических звуков…
Говорят, иностранным звукоинженерам и саунд-продюсерам сложно с их чуждой ментальностью понимать нашу музыку. Вы с этим столкнулись?
Это было на самом деле удивительно. Перед моим приездом была отправлена демо-запись, и звукоинженеров предупредили, что приедет певица, которая может работать во всех жанрах – и рок, и джаз, и просто эстрада. И когда я приехала на первые репетиции, я была очень удивлена тем, что меня ждало: камня на камне ни от одной песни не оставили! Там был такой махровый джаз, все звучало, как Нью-Орлеан какой-то! Я сказала своей команде, что мы с такой музыкой пролетим. Нашим казахам такая музыка не привычна, они такую не слушают, а американцам она тоже даром не нужна – потому что у них покруче есть музыканты. Это был для меня шок, я даже вещи собрала и решила уезжать. Но Ринат (Гайсин, музыкальный продюсер альбома. – Прим.ТО.) и Миша (Михаил Романюк, муж Бабаевой и продюсер альбома. – Прим.ТО) англичанам объяснили: поскольку они все музыканты высокопрофессиональные, то эту музыку нужно писать очень бережно, чтобы ничего не нарушить, поддержать ее, дать дыхание песням. Осовременить музыку – чтобы не стыдно было приобщить к ней европейского слушателя. И сделать при этом не замшелый фолк, который будет стоять в музыкальном магазине где-то в далекой секции с этномузыкой, где к ней подойдут или не подойдут – еще большой вопрос. А записать музыку, которая будет доступна и интересна широкому слушателю. Продаются же за рубежом диски китайских или тайских музыкантов? Пора уже и нам пробить окно в Европу!
И вот когда мы дали музыку английским друзьям, они сразу же очумели от наших народных инструментов. Тут же бросились к своим компьютерам, начали рыться в Интернете – искать, что это за инструменты такие. Второй шок у них был от мелодики – почти все песни надо было играть в три четверти, а это очень сложно. Но справились – в этом и заключается их профессионализм. В итоге они втянулись и с огромным интересом писали эти треки. Для них, собаку съевших на джазе и прочем, эта работа была новым вызовом – и они с удовольствием его приняли. Мало того, и лондонские музыканты, и Майк которого мы выписали из Америки, все выразили огромное желание приехать на презентацию альбома в Казахстан, чтобы сыграть эту музыку. Чтобы она не осталась только на диске.
Кто спонсировал запись?
Это личная инициатива моего супруга и его инвестиции. Да он сам музыкант. Он принимал и творческое участие в записи: часть треков продюсировал он, часть Гайсин. Причем иногда между ними возникали даже бурные споры насчет того, как должна звучать та или иная песня…
Хм, так сложно записать песню?
Ну, вот, например, «Ахау керiм» – она вообще должна была вылететь с диска. Она идет в джаз-вальсе, а весь остальной материал на пластинке – лаунж. И тут эта песня – она гремит, она портит мне весь диск. А ставишь ее на гитаре: она звучит – прямо уши ласкает. А на записи играешь ее – выносит мозг, вся рвется… Мы все изнервничались. И потом Митч (Митч Далтон, электро-гитара, акустика – Прим. ТО.) сообразил: взял еще двенадцатиструнную гитару и сыграл поверх песни. И она закачалась, поплыла, как лодочка…
Вкусно рассказываете… А как вы с британскими музыкантами общались? Язык-то знаете?
А так и общались: «anybody here?» (Смеется.) Ну, я разговариваю на языке, который понимают во всем мире: великий и могучий язык жестов. И добавляю еще какие-нибудь слова. Например, мы на записи «Ак Когершi н» смеялись: там такая красивая мелодия и вокал такой красивый получился. Я и говорю: Ху из а вумэн? Уот из а войс? И Ринат добавляет: И сколько ей заплатили?(Смеется.) Мы вообще много смеялись, хорошая была атмосфера. Они потом мне заявили, что я – вери фани вумэн. Веселая женщина! (Хохочет.)
А как «веселая женщина» оценит ситуацию на нашей эстраде? По-моему, положение невеселое…
Проблема нашей эстрады в маленьком населении страны. Я выпускаю свой альбом не самым большим тиражом, и все равно не уверена, что он будет распродан. Наше телевидение не будет тебя каждый день крутить, чтобы твои альбомы хорошо продавались. И я думаю, что молодые артисты не будут тратить деньги на то, чтобы съездить в Лондон и записывать музыку, которая им ни копейки не принесет. Так что, может быть, меня хотя бы после смерти вспомнят за этот вклад… Нет пророка в своем отечестве. Или с концертными площадками какая ситуация? Их мало, и арендная плата настолько высока, что тебе, чтобы окупить Дворец Республики, придется билеты продавать по какой-то запредельной цене. Кто будет из своих семейных бюджетов вытаскивать такие деньги, чтобы пойти на твой концерт? И потом – в стране нет залов объемом хотя бы пять тысяч мест. Ты вынужден ждать корпоративов, поскольку у тебя нет возможности, если тебя не приглашают, дать хороший концерт и заработать денег. Проекты практически не окупаемы в нашей стране – только заработаешь денег, тебе тут же надо их вкладывать в репертуар, костюмы, постеры, ротацию…
За счет чего тогда живут наши музыканты?
Вот так и живут. Выживают. Поэтому все некачественное. Поэтому все дешевое у нас. Поэтому российским артистам платят в разы больше, и наши народные артисты выступают у них на разогреве – даже на праздниках вроде Дня Астаны. И если ты уже в возрасте, оброс связями – в бизнес-кругах, в правительстве, ты что-то еще можешь. А остальные… Вот вкратце вся система – если это не приносит прибыли, это не работает.
Из гранд-дам нашей эстрады вы, кажется, единственная, кто пишет песни сама? Чувствуете себя лучше других?
Конечно, чувствую!(Смеется.) Это меня даже вдохновляет. Заставляет чувствовать себя уверенно. Потому что девочки, они все немножко с пафосом. Бывает, иногда хочется им сказать, чтобы были попроще.(Смеется.) Я благодарю всегда: «Слава тебе, Господи, что я хоть песни сама пишу, и не завишу от авторов». Как вспомню иногда «Гульдер»(государственный ансамбль, в котором начинали многие корифеи отечественной эстрады. – Прим.ТО), когда приходишь туда, а все хорошие песни уже разобрали, и остаются только те, которые, на мой взгляд, достойны только мусорного ведра под столом. Так что умение писать песни мне помогало и помогает.
А для «девочек» пишите?
Ну, вот песню для Нагимы Ескалиевой «Закружила молва» – это я ее написала. Да я много пишу. Гимны партиям политическим, банкам, университетам. Если честно, все, что приносит деньги, я писала.(Смеется.) Потому что это больше приносит прибыли, чем выступления. А так я сижу дома, пишу песни, никуда не выезжаю – и муж мой доволен. (Смеется.) Хотя временами выступаю просто так, для удовольствия. Потому что хочется энергетически подпитаться от публики, пообщаться с залом, пошутить, спеть.
Мне кажется, заслуженные и народные артистки у нас как-то стремительно бронзовеют – совершенно игнорируют молодежную аудиторию. А Мадонна ведь тоже ваших лет – и ничего, тинейджерам нравится…
Наши друзья были на концерте Мадонны в Барселоне и сказали, что им уже не нравится. И потом, у каждого свой стиль. Я больше склоняюсь к песням с хорошими текстами. Хотя и у меня есть танцевальные песни – специально для молодежи. Например, на банкете: отпою для старшего поколения, а потом начинаю петь для молодежи. Там хорошие песни, динамичные, быстрые – и народу они нравятся. Но у меня это опыт с кабака – там просили то «Boney M» спеть, то песню Мадонны, то что-то из репертуара Beatles.
А не было ощущения дискомфорта от пения в ресторане?
Никакого. Все мы жили в советское время, все были равны. В ресторане сидели те же учителя, те же врачи, милиционеры, студенты – обычный народ, как я. Я работала в «Иссыке», в элитном ресторане. Всегда у меня деньги были. (Смеется.)
Вот что хотел спросить: большинство поп-артисток, приближаясь к бальзаковскому возрасту, начинает стремительно скидывать с себя исподнее и выступать чуть ли не голышом. За вами, вроде, такое не замечается…
Ну, почему же? Может, я тоже сейчас на фитнес хожу, привожу себя в порядок.(Смеется.)
Что, тоже к этому этапу готовитесь? Мини-юбки уже закупили?
Я сейчас объясню. Просто у большинства женщин в возрасте лет до 50 последний шанс показать себя, пока организм еще работает на тебя, и ты можешь превратить свое тело в пружину. В 60 ситуация полностью изменится. И поэтому всеми овладевает соблазн показать себя, пока еще есть возможность. Этот этап надо просто пережить. В принципе, мне он психологически понятен. Но, конечно, это не должно быть, как у Аллы Борисовны, когда фигура уже не позволяет обнажать лишнего. А если красивое, натренированное тело, то… Почему бы и нет?
Сольный концерт и презентация альбома «Оралу»
Театр русской драмы им. М.Ю. Лермонтова
7 декабря в 19.00