«Все, все будут смеяться!»
О том, что «Кайрат-чемпион» – явление, свидетельствуют хотя бы результаты Гугла на запрос о фильме. В форумах разворачивается полемика на тему «как не стыдно». Причем стыдят создателей задолго до премьеры, когда еще никто не знает, о чем фильм. Но рекламная кампания картины ставит акцент на эротическую составляющую – тут и Нагима Ескалиева, отвергнувшая предложение сняться топлес, и детали сюжета, в котором фигурирует дочь олигарха, которой нужно забеременеть от правильного парня… Денис Куклин и Лев Мариупольский, давно и успешно работающие на телевидении и в рекламном бизнесе, обещают простую историю, которая могла случиться в любом большом городе. В любом случае, для ханжеского казахстанского кино даже намек на секс – уже явление.
Как вам удалось выбить финансирование не для очередного исторического эпоса, а для молодежной комедии?
Денис Куклин: Все наоборот, мы ничего не выбивали. Произошло чудо, о котором можно только мечтать. Есть такая книга, Бонаквисты, по-моему, называется «Сага». Там рассказывается о человеке, который получил заказ на материал. И вот одна из первых сцен начинается с того, что продюсер ему говорит: пишите о чем угодно, только, чтобы это было дешево. Мечта любого писателя, по-моему. Эти люди выделили только деньги, а всю остальную свободу предоставили мне. Я пришел как сценарист к Арману Шураеву, который сейчас возглавляет телеканал КТК, до этого я никогда его не знал…
А он тебя?
Не знаю, кто и что ему про меня говорил. И он сказал: нужно написать молодежную комедию. Единственное, это должно быть дешево, потому что канал не хочет тратить какие-то невменяемые деньги. И сумма, которую он назвал, была, конечно, смешная. Я сказал сразу, что кино сделать можно, только надо понимать, что самое красивое во всем этом будет постер. Но такой маленький бюджет давал обоснованные претензии на окупаемость. Через несколько дней я принес ему синопсис, его прочитали и сказали: «Да, давай, нам нравится, надо писать сценарий. Ты же будешь и режиссером». Я, конечно, себя так не позиционировал. Сказал, что возьму кого-нибудь себе в помощники, потому что не все понимаю в этом процессе. В конце концов остановился на Льве. Потому что он как раз обладает теми качествами, которых не хватает мне, я не очень-то понимаю, что откуда снимать, а Лев прекрасно понимает. И утешал себя мыслью, что я один из немногих режиссеров, которые точно знают сценарий.
На самом деле так делают немало режиссеров – снимают по собственному сценарию.
Из разговоров с казахскими режиссерами я понял, что основная задача режиссера – это переписать сценарий. А мне кажется, что нужно попробовать понять сценарий. Я уговорил участвовать других людей в этом проекте. Они очень обрадовались, потому что мы выбрали рискованную для молодежной комедии тему. Это косвенно подтверждается происходящим в Интернете: люди, не видя фильма, говорят, что это бред.
Риск вообще снимать комедии в стране, где из локального юмора приемлют только «Тамашу» и местный КВН. В этом смысле не страшно пролететь мимо ожиданий публики?
Да нет! Такие вещи, как страх перед какой-то… тактичностью, у меня атрофирован полностью. Я не могу этого бояться. Я могу только бояться, что я напишу что-нибудь, а люди не будут смеяться. Представляю: в зале, где 200 человек пришли посмотреть твое кино, и никто ни разу не засмеялся, а ты думал, что это смешно…
Я это и имею в виду .
Сначала я, а потом и вся наша команда поняли, что даже с таким микробюджетом мы не сделаем ничего стыдного. Мы делали все, чтобы нам нравилось.
Приходит Лев Мариупольский. И дальше режиссеры отвечают по очереди.
То есть, полагаете, будут смеяться?
Д.К.: Все!
Л.М.: Все! Все будут смеяться!
Вы знаете, что все кому не лень, сравнивают ваш фильм с «Американским пирогом»?
Л.М.: Ну конечно. Мы же сами это провоцируем. Мы с самого начала ставили логотип, похожий на логотип «Американского пирога».
Д.К.: Ну а почему нет? На самом деле у нас очень мало похожего на «Пирог». Только логотип.
Л.М.: Логотип очень похож, ну прям один в один.
Д.К.: Но на самом деле это просто модная фишечка, которая обеспечила нам рекламу. Если говорить об истории, там нет ничего близкого к «Пирогу». Это просто история. Тема настолько нова, что мы даже не парились со сценарием, достаточно было просто истории.
Состав актеров довольно предсказуемый – Сергей Погосян, Нагима Ескалиева. А как вы нашли Регину и Турара (Регина Искандарова, Турар Давильбеков – исполнители главных ролей)? Все было по правилам – кастинг, тысячи желающих сниматься?
Л.М.: Да, да, конечно.
Д.К.: На самом деле желающих было очень мало, но тем не менее мы проводили 3-4 дня в неделю пробы, по 8-9 человек в день.
Мне кажется, это уже немало…
Л.М.: Ну, конечно, но очереди до горизонта все же не выстраивались.
Д.К.: Проблема была в Тане, которую играет Регина. Это такая девушка, которая может быть некрасивой, пацанкой, а может быть очень привлекательной. Вот из-за этого переключения мы практически не могли никого подобрать. Девушки, которые подходили внешне, не могли бегать, например, как мальчики. А Тане приходится очень много бегать, и Регина как раз попала в образ.
Говорят, что в прокуратуру Астаны уже поступило требование запретить фильм к показу. Вы сняли что-то предосудительное?
Д.К.: Нет, в том-то и дело, что ничего такого нет.
И голый никто не появляется?
Л.М.: Нет.
Д.К.: Ну, у нас есть две женских груди.
Л.М.: Хорошие, кстати, груди.
Д.К.: Да, хорошие.
Как вы между собой делили полномочия?
Л.М.: Мы договорились полюбовно, что за актерами следит один человек, а за всем остальным другой. Решили, что если мы при актерах начнем разводить какие-то дискуссии, то далеко не уедем.
Д.К.: Лев, в основном, решал, как снимать, каким должен быть свет, как должен идти звук.
И все, кто участвовал, сошлись потом в мнении, что у нас получилась очень дружная команда. Во многом, конечно, благодаря нашему продюсеру Наташе Крыловой.
Планы на сиквел имеются?
Д.К.: Мы бы с удовольствием с кем-нибудь об этом поговорили, но пока никто не заводит таких разговоров.
А что стало с твоим предыдущим проектом, Денис? В 2006 году фильму «Мальчик-с-пальчик» прочили большую судьбу, фестивали, прокат… И как-то все стихло. Его кто-нибудь видел?
Д.К.: Практически никто. Возможно, этот фильм выйдет на DVD. А с прокатом не получилось. Ему помешал успех «Монгола», все внимание и силы продюсеров перекинулись на него. Ну, как-то так сложилось. Кинотеатры им заинтересовались, но нужно было организовывать премьеру, нам говорили, давайте не сейчас, давайте потом. Откладывали то на месяц, то до Нового года, и так все и продолжалось. Такое случается иногда с фильмами. Но по большому счету, «Мальчик» – очень хорошая работа. С ней пришло понимание, на чем все держится. Часто люди считают, что кино держится на бюджете. Это, конечно, не так. Кино держится на идее. Люди видят идею и хотят работать. Неправильно думать, что, например, в «Кайрате», все кино сделали мы со Львом. Нет, его сделала вся съемочная группа. И девочка Алевтина, которая красила актеров по 8 часов, и Регина с Тураром, которые приезжали домой в 2 часа ночи, а утром должны были приехать в 6, и осветители, которые разбирали свет после того, как мы заканчивали, и должны были на следующий день установить его к нашему приезду. Конечно, все эти люди сделали кино.
Мне кажется, это во многом потому, что такие проекты здесь все-таки в новинку и вызывают энтузиазм. Если бы это было бизнесом, людям быстро бы надоело так работать бесплатно
Д.К.: Да, конечно. Никто не говорит, что деньги совсем не важны. Но вместе с тем… нельзя сказать «у нас не было денег, и мы сняли плохой фильм», и наоборот, «вот, у него было 40 миллионов, и он снял хороший фильм». Нужна идея.
А может, у нас просто люди не избалованы участием в интересных проектах, и потому соглашаются на спартанские условия?
Д.К.: Да нигде люди не избалованы! Всегда интересные проекты в дефиците. Теперь, когда кто-то говорит, что у него была идея, и ему не удалось ее реализовать, я думаю, что, может, идея была не очень?
Почему же у нас все-таки так туго с кино? Выходит, кризис идей?
Д.К.: Не кризис. Я говорил со многими студентами Жургеневки(Академия искусств им. Т. Жургенова. – Прим .ТО), которые считают, что кино – это тема. Но кино – это не тема, это история. На самом деле режиссер понимает тему своего фильма только ближе к концу съемок. Так что идеи есть, но это идеи разных тем, а не историй. В этом смысле, «Кайрат» – очень хорошо рассказанная простая городская история.
«Кайрат-чемпион. Девственник №1»
С 3 декабря