«Аватар»: революция кино
На этот раз режиссер сочинил историю о прикованном к инвалидному креслу ветеране Джейке Скалли, который присоединяется к экспедиции на планету Пандора, богатую ценными природными ресурсами. По прибытию герой принимает участие в программе «Аватар», в ходе которой его сознание проецируется на искусственно выращенное тело представителя местной расы – На’ви, благодаря чему Джейк может снова ходить. В новом обличье герой должен заручиться поддержкой коренного населения в добыче ценных ископаемых. Правда, он забывает о своей миссии, когда на переднем плане появляется обворожительная аборигенка Нейтири…
«Я начал писать сценарий еще в 1995 году, – вспоминает Джеймс Кэмерон. – Но в то время у нас не было технических возможностей осуществить то, что я хотел». Режиссер планировал приступить к съемкам «Аватара» сразу после «Титаника», но предварительный бюджет картины зашкаливал за 400 миллионов долларов. Ни одна студия не могла предоставить Кэмерону такую сумму, даже, несмотря на ошеломляющий успех «Титаника». Столь высокий бюджет выходил из-за «не очень быстрых компьютеров» и дороговизны компьютерного производства. В итоге режиссеру пришлось отложить на некоторое время свою затею.
В мае 2004 года Джеймс Кэмерон сообщил, что после длительного перерыва намерен вернуться в игровое кино. О чем будет его новый фильм, и как он будет называться, режиссер не сказал ни слова. «Сейчас я пишу сценарий, он очень футуристичный, – заявил Кэмерон. – События разворачиваются в далеком будущем, зрителей ждут умопомрачительные трюки и удивительные персонажи». Из его слов также следовало, что это будет «революционный высокобюджетный научно-фантастический фильм с кучей спецэффектов», снятый на студии 20th Century Fox, для которого специально разрабатываются HD 3D-камеры нового поколения.
На разработку этих камер потратили 14 миллионов долларов и шесть лет работы. Что имеем в итоге: фильм состоит на 60% из сгенерированных на компьютере элементов и на 40% живого действия. Были созданы фотореалистичные персонажи, анимированные при помощи технологии захвата движения. В отличие от предыдущих аналогов этой системы, где цифровая окружающая среда добавлялась после того, как были записаны движения актеров, новая камера позволила наблюдать на мониторе, как виртуальные копии актеров взаимодействуют с цифровым миром кино в режиме on–line, что по сути равнозначно съемкам живого действия.
Об этой технологии режиссер поведал еще в июле 2006 года: «Это очень-очень-очень большой фильм, съемки которого займут всего месяц с гаком (на самом деле процесс затянулся на год с лишним – авт.), – заявил Кэмерон. – Основная работа начнется уже после того, как мы выключим софиты – большую часть «Аватара» составляют CG и визуальные эффекты. Я думаю, пару раз нам придется снова вызвать актеров, но с этим никаких проблем возникнуть не должно – я принципиально не хочу работать над фильмом со звездами. Своих артистов буду искать в актерских агентствах, и увидите – после премьеры они проснутся знаменитыми».
Исполнитель главной роли австралиец Сэм Уортингтон проснулся знаменитым на полгода раньше: работа над спецэффектами «Аватара» затянулась и премьера, назначенная на 2008 год, была перенесена на 2009-й. За это время Уортингтон успел сняться в четвертом «Терминаторе», который вышел в мае этого года. Актер признается, что съемки «Аватара» были длинными и очень утомительными: работа по 18 часов в сутки в течение 14 месяцев. Он очень высоко ставит требовательность режиссера и его отношение к картине: «Это жизнь или смерть. Это война. Вот как Джим подходит к работе над фильмом».
Если австралийский актер еще появляется в кадре в своем человеческом обличие, то персонаж Зоэ Салданьи – аборигенка Нейтири – полностью цифровой. Установленные на потолке сенсоры прорезают помещение невидимыми лучами, фиксируя каждое движение актрисы и передавая его ее цифровому воплощению. Когда Салданья поднимает руку, ее двойник с кожей лазурного цвета в точности копирует это действие. Совершенство требует жертв: на обработку каждого кадра в цифровых сценах уходит более ста часов. Все это происходит в недрах студии Питера Джексона Weta – пятом по мощности компьютере на планете с 30 тысяч процессоров.
Особенное внимание было уделено мимике актеров. Специально для этого было введено еще одно технологическое новшество, также относящееся к стадии захвата движений, которое назвали The Volume. Это устройство выполнено в виде шапочки, сделанной индивидуально для каждого актера, с крошечной камерой, которая располагается перед его лицом и собирает всю информацию о выражениях и положения глаз. Затем полученные данные передается на компьютеры. The Volume в шесть раз точнее метода захвата мимики лица, чем использовавшийся ранее, к примеру, для создания огромной гориллы, влюбленной в Наоми Уоттс…
21 августа этого года состоялась премьера трейлера, вызвавшая неоднозначную реакцию киноманов. Было много высказываний, что обещанная Кэмероном революция не состоялась, и все увиденное ими больше похоже на не самую лучшую компьютерную игрушку. Вслед за премьерой трейлера в интернете Кэмерон организовал всемирный день «Аватара», в течение которого в избранных кинотеатрах и залах IMAX по всему миру был бесплатно показан расширенный футадж картины. Для американских журналистов этот день продолжился общением с Сэмом Уортингтоном, высказавшимся по поводу реакции на трейлер.
«Я читал отзывы на трейлер и прекрасно понимаю их точку зрения. Но фокус в том, что фильм сделан не для ноутбуков, он создавался для IMAX, для 3D – вот, где он выглядит по-настоящему, – сказал актер. – Он делался для того, чтобы вернуть зрителей в кинотеатры. Джим не случайно сначала презентовал ролик, а на следующий день показал его на большом экране. Это стратегия: сначала мы получили разгромную критику, а следом пошла волна восторгов – это заставит людей думать: «Черт побери, я пойду на этот фильм в кино». Джим всегда говорил, что своей главной целью видит возвращение зрителей в залы, и он достаточно умный человек, чтобы продумать тактику».
По данным издания New York Times, бюджет составил рекордные 500 миллионов долларов. И хотя официально стоимость фильма еще не озвучена, похоже, что эта сумма близка к действительности, учитывая сколько технологических новшеств было создано для ленты. Огромная цифра подразумевает общий бюджет, включающий расходы не только на производство, но и на маркетинг, обошедшийся студии в 150 миллионов. Финансовые тяготы «Аватара» – сама картина обошлась в 230 миллионов – большей частью легли на плечи независимых инвесторов: компании Dune Entertainment и Ingenious Media покрыли порядка 60% ее стоимости.
Риски 20th Century Fox невелики – даже если картина провалится в прокате (в чем студия сомневается), ее издержки будут незначительны: мейджор минимизировал свои затраты за счет сторонних инвесторов и компаний-союзников. Сэм Уортингтон уже подписал контракт на участие в двух сиквелах. Станет ли «Аватар» трилогией, зависит от его кассового успеха. С идеями для продолжений проблем не возникнет: за долгие годы сюжет превратился в живую, дышащую вселенную. Кэмерон создал проработанную экосистему для Пандоры, язык и алфавит для ее жителей – возникла целая мифология, лишь малая часть которой откроется нам на экране.
К сожалению, в Алматы, да и в Казахстане в целом, не построили еще ни одного кинотеатра IMAX. Правда, в этом году открылось несколько залов, способных демонстрировать фильмы в 3D. Конечно, мы не увидим «Аватар» во всей красе, но все же это гораздо лучше, чем просмотр 2D-версии, которая будет идти в обычных залах. Истинным же киноманам, которые захотят оценить всю революционность проекта, стоит выбраться за пределы нашей страны, туда, где есть специальные кинотеатры. Благо картина получает рекордный IMAX-прокат, превосходящий 10 недель – в расписании этих кинотеатров не будет других фильмов вплоть до первой недели марта.
«Аватар» в кинотеатрах с 17 декабря