6 фильмов Джеймса Кэмерона, которые стоит пересмотреть
1. Терминатор (1984)
По одной из версий, Терминатор привиделся режиссеру во сне, когда тот болел гриппом. В бреду он увидел девушку, спасающуюся от робота, изменяющего свою форму в зависимости от обстоятельств. Располагая низким бюджетом в 6 миллионов долларов, Кэмерон создал запоминающийся фильм, который даже спустя годы остается эталоном в своем жанре. Правда, с жидкометаллическим Терминатором пришлось повременить – спецэффекты на то время еще не достигли необходимого уровня, и создатели ограничились кибернетическим механизмом в исполнении сами знаете кого.
2. Чужие (1986)
Уже после того, как кандидатуру Кэмерона утвердили для написания сценария «Чужих», продюсеры согласились не отдавать проект в чужие руки и подождать, пока режиссер снимет «Терминатора». На такие уступки студия 20th Century Fox пошла потому, что ей уж очень сильно понравилась сценарная заявка Кэмерона. Кстати, благодаря его сюжету продюсерам удалось заручиться согласием на участие в сиквеле Сигурни Уивер, которая отвергла все ранее предложенные концепции фильма. В результате актриса была выдвинута на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль».
3. Бездна (1989)
Работа над следующим проектом, посвященному контакту с внеземным разумом в глубинах океана, оказалась технически сложной из-за обилия подводных съемок. Актеры и члены съемочной группы должны были регулярно проходить ряд декомпрессионных процедур, призванных обеспечить подъем с глубины без риска для здоровья. Именно в этой ленте, удостоенной «Оскара» за лучшие визуальные эффекты, впервые нашла свою реализацию идея Джеймса Кэмерона об объекте, меняющем свою форму. Впоследствии эту новаторскую технологию визуальных эффектов режиссер использовал при создании второго «Терминатора».
4. Терминатор 2. Судный день (1991)
Тот редкий случай, когда продолжение оказалось на порядок лучше оригинала. Поскольку Арнольд Шварценеггер к съемкам сиквела уже был советником Буша по физкультуре и спорту, его положительный образ нельзя было портить ролью плохого парня. Кэмерону пришлось полностью пересмотреть концепцию персонажа железного Арни, переквалифицировав его из машины-убийцы в спасителя человечества. В итоге роль главного злодея досталась малоизвестному Роберту Патрику, исполнившего того самого жидкометаллического робота, который привиделся Кэмерону в страшном сне.
5. Правдивая ложь (1994)
После ряда фантастических картин, выполненных в относительно мрачных тонах, Кэмерон решил снять что-нибудь легкое, а именно шпионский боевик с немалой долей юмора. Правда, на этот раз режиссер не стал придумывать оригинальную историю, а взял за основу «Тотальную слежку» Клода Зиди. На главную роль позвал Арни, который еще в «Близнецах» проявил свой недюжий комический талант. «Правдивая ложь» не оправдала ожиданий студии, однако вошла в десятку самых кассовых фильма года. К тому же это, пожалуй, первый голливудский фильм, в котором произносится название нашей страны.
6. Титаник (1997)
Подошедший к изучению материала со всей своей маниакальной дотошностью, режиссер-перфекционист организовал подводную экспедицию на океанское дно к затопленному лайнеру, консультировался с искусствоведами и нанимал художников, чтобы те восстановили интерьер корабля, макет которого затем был построен почти в натуральную величину. В итоге режиссер выбился из 125-миллионного бюджета, превысив его вдвое, что, правда, окупилось с лихвой – сборы «Титаника» составили 1,8 миллиарда долларов, сделав его самым кассовым фильмом всех времен и народов. Плюс 11 «Оскаров» в придачу.
Чем занимался Кэмерон между «Титаником» и «Аватаром»
Джеймсу настолько понравилась исследовательская работа и все эти погружения к «Титанику», что он решил следующие несколько лет своей жизни посвятить именно этому. Им было предпринято еще несколько экспедиций, в том числе повторная на «Титаник», в результате которых было выпущено несколько документальных фильмов.
Первый – «Экспедиция Бисмарк» – вышел в эфир канала Discovery в 2002 году и был посвящен путешествию к огромному затонувшему кораблю фашистской Германии «Бисмарк». В 2003-м в кинотеатрах IMAX состоялась премьера трехмерной документальной ленты «Призраки бездны: «Титаник»», подготовка к съемкам которого заняла три года. Спустя два года на огромных экранах IMAX показался еще один 3D-проект от Кэмерона, который назывался «Чужие из бездны». Основная идея картины – обитатели океанского дна похожи на организмы, которые в далеком будущем могут повстречаться космическим экспедициям на других планетах.
Все подводные съемки проводились при помощи глубоководных аппаратов «Мир», которые размещаются на крупнейшем в мире научно-исследовательском океанографическом судне «Академик Мстислав Келдыш». Кстати, именно это российское судно фигурирует в начальных кадрах эпохального «Титаника».