Русское
1. Алексей Балабанов
Режиссер-мифотворец и провокатор, придумавший героя 90-х Данилу Багрова. Балабанов свободно чувствует себя во всех жанрах — от боевика «Брат» до черной комедии «Жмурки». Сейчас он снимает первый в своей кинобиографии фильм о любви — мелодраму «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой. Взгляд режиссера на отношения между мужчиной и женщиной точно не будет банальным. Например, будущей жене Балабанов подарил зубную щетку, и этого оказалось достаточно, чтобы она вышла за него замуж.
2. Сергей Безруков
Он появился в «Бое с тенью» на несколько секунд, и эти мгновения принесли создателям фильма пару лишних миллионов в прокате. Недавно снялся в, мягко говоря, спорном, но заработавшем солидные рейтинги сериале «Есенин» и озвучил мультфильм «Владимир Красное Солнышко». В большом кино Безруков ничего серьезного так и не сыграл, но его место в этом списке вполне законно: зрители испытывают к нему необъяснимую любовь.
3. Тимур Бекмамбетов
Первый российский режиссер, сорвавший джекпот не только отечественного, но и западного кинопроката: «Ночной дозор» собрал на родине 16 миллионов долларов, в Европе — еще 15, грядет премьера в Америке. Такого не удавалось ни одной нашей картине. Ждем теперь «Дневной дозор», выходящий 1 января под слоганом «Первый фильм года», и перемонтированный для западных зрителей «Ночной дозор».
4. Егор Бероев
Всего за год стал главным героем нашего «глянцевого» кино. Перед тем как сыграть в «Турецком гамбите» и получить звание самого «правильного» Фандорина, Бероев вихрем пронесся по российским сериалам («Пятый угол», «Каменская», «Московские окна»), женился на Ксении Алферовой, стал одним из ведущих актеров МХТ и провалил пробы на роль Фандорина в «Азазеле» Александра Адабашьяна (о чем до сих пор не жалеет). Говорит, что после «Гамбита» в его жизни ничего не изменилось. Кроме гонораров.
5. Федор Бондарчук
Ввел в Москве моду на рубашки красного цвета. Автор популярного в начале 90-х клипа на песню Натальи Ветлицкой «Моя душа». Режиссер «9 роты» — рекордсмена нашего проката, собравшего больше 20 миллионов долларов. Зрители до сих пор отказываются верить, что этот блокбастер об Афгане — режиссерский дебют Федора. Своим недостатком он считает неумение сказать «нет» в ответ на предложения сняться в кино, даже если проект ему не нравится. Из последних неслучившихся отказов — «Статский советник», «От 180 и выше», «Мама не горюй-2» и «Продается дача». Теперь Бондарчук собирается экранизировать один из романов братьев Стругацких.
6. Петр Буслов
Режиссер с трудным характером и большими амбициями, соразмерными потенциалу. Родился во Владивостоке, мечтал о мореходке, но, посмотрев «Криминальное чтиво», отправился во ВГИК. Пару лет назад взорвал своим «Бумером» российский прокат и умудрился одинаково понравиться и зрителям, и критикам. Сейчас заканчивает монтаж сиквела. Буслов ненавидит, когда мобильные телефоны коллег и знакомых звонят знаменитой мелодией «Бумера». Говорят, за такой рингтон он может и с площадки выгнать.
7. Дмитрий Дюжев
Для него все только начинается — роль Космоса в «Бригаде» была лишь трамплином для серьезных работ. Коллеги и критики милостиво кивнули ему пока лишь за «Жмурки», где он сыграл эксцентричного бандита, меломана и поклонника «Макдональдса», и выдали на фестивале «Кинотавр» поощрительную грамоту «За отличную работу». Дюжев поблагодарил за честь и снова пошел играть к Балабанову в мелодраму «Мне не больно». Кроме того, он сейчас занят в новом проекте Павла Лунгина, так что на следующем «Кинотавре» от этого талантливого актера скромным дипломом не отделаться. У Дюжева есть все шансы стать звездой первой величины: талант, любовь поклонниц и здоровые амбиции — нынешние гонорары в полторы тысячи долларов за съемочный день скоро уступят место куда более внушительным суммам.
8. Сергей Гармаш
Главный российский актер второго плана. Сорока с чем-то лет буян из Херсона, сын диспетчера автобусной станции и водителя. В школе слыл хулиганом, собирался поступать в мореходное училище. Но в результате выучился в Днепропетровске на актера кукольного театра, а после армии — на актера обычного, в Москве. Много играет на сцене «Современника» и еще больше — в сериалах («Каменская») и в кино («Любовник», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Свои»). В юности часто дрался, отработал хорошую реакцию и потому за словом в карман не полезет. Представителям желтой прессы или человеку с камерой может запросто крикнуть что-нибудь бранное, а то и просто засветить. В смысле не пленку, а крепенько, по-херсонски.
9. Алексей Герман-мл.
Сочное яблоко с большой яблони. 30-летний, преждевременно облысевший поставщик вдумчивого арт-хауса идет по стопам своего отца Алексея Германа. По его собственным словам, не хочет делать кино, которое соберет кассу. Снимает без лишних красок: «Последний поезд» он сделал монохромным, футбольный Garpastum — с цветокоррекцией «под ч/б». Garpastum был серьезным претендентом на приз последнего Венецианского кинофестиваля. Принципиальное отличие от отца — скорость работы. Если старший Герман тратит на фильм никак не меньше пяти-семи лет (и где-то с конца 90-х экранизирует «Трудно быть богом»), то младший пока выпускает по картине каждые два года. Если темп сохранится, Герман-младший скоро выбьется в авторитеты.
10. Рубен Дишдишян
Глава молодой и агрессивной компании ЦПШ, сумевшей лет шесть назад с ходу занять прочные позиции в пятерке крупнейших дистрибуторов России. Успех Дишдишяну и Ко принесли удачно приобретенные четыре года назад права на прокат «Амели» (сумма сделки — всего 30 тысяч долларов). Научившись угадывать кассовый успех чужих фильмов, Дишдишян пока не может предсказать судьбу своих проектов. На счету ЦПШ 14 собственных фильмов и сериалов («Бой с тенью», «Побег», «Дети Ванюхина»), но пока ни одного прогремевшего. Впрочем, смотря что считать успехом: «Бой с тенью» собрал в прокате больше 7 миллионов долларов, заняв в общем годовом зачете почетное 4-е место (после «9 роты» , «Турецкого гамбита» и «Статского советника»). На подходе самый амбициозный проект ЦПШ — фэнтези-триллер «Волкодав», создатели которого мечтают обойти по кассовым сборам «9 роту».
11. Михаил Ефремов
Стараниями отца, Олега Ефремова, впервые на сцене МХАТа появился еще ребенком. Стал звездой благодаря сериалам — последнему советскому («Благородный разбойник Владимир Дубровский», играл Дубровского), первому российскому («Королева Марго»), ну и современной продукции вроде «Границы», «Участка» и «Каменской». Сейчас понятно, что вот-вот снова выстрелит (все-таки опять зачастил: «9 рота», «Статский советник», «Мама не горюй-2»), но как и куда — не угадать. Поэтому пресса пока пишет о светской жизни Ефремова. То он выйдет на люди с разбитым, но довольным лицом, то пальнет на антрепризе в Воронеже в зал из газового пистолета, потому что бутафорский сломался, а играть надо.
12. Егор Кончаловский
Одним из первых заметил, что кино сегодня — это прежде всего рекламный носитель. Выпускник Оксфорда, снимавший рекламные ролики, поначалу казался режиссером-пижоном. Но «пижон» поставил несколько хитов подряд (два «Антикиллера», «Побег») и показал, как можно окупить фильм еще на стадии сценарной заявки, просто ловко засунув в каждую сцену конкретной марки телефон, ноутбук, машину и другие потребительские товары. Если кто-то соберется писать книгу о product placement в российском кино, Егору Кончаловскому в ней достанется первая глава.
13. Андрей Краско
Телелицо в лучшем смысле слова. В любом нашем криминальном сериале с кобурой и при кителе (или в немарком «агентском» пиджачке) непременно мелькнет Краско. Когда-то был выгнан из Ленкома именно за роль участкового: в расстегнутой гимнастерке, расхристанный, он не понравился милицейским генералам и был выслан служить в Заполярье. Теперь Краско нравится всем. Хотя любить его следует не за капитана Янычара в «72 метрах», не за ушлого напарника Пореченкова в «Агенте национальной безопасности» и даже не за Иосифа Сталина в телефильме «Есенин». А за того обаятельного гундоса, что ходил по сорокинской «Копейке»: лучшей карикатуры на «совка» в нашем кино просто не было.
14. Гоша Куценко
Самый востребованный и непунктуальный актер нашего кино. Гоша всегда опаздывает на встречи. Когда-то он носил длинные волосы, картавил, учился в МИРЭА и очень хотел стать актером, что в конце концов и сделал, бросив институт и поступив в Школу-студию МХАТ. Теперь Куценко всюду: и в хитовых блокбастерах («Ночной дозор», «Турецкий гамбит»), и в арт-хаусе (Garpastum, «Мама не горюй-2»), и в громких сериалах Первого («Охота на изюбря», «Есенин»). На последнем Московском кинофестивале вокруг красной дорожки стояла толпа визжащих девиц с плакатами: «Гоша, мы тебя любим!». Но это здесь, а американские продюсеры целиком вырезали его роль из западной версии «Ночного дозора». Может быть, он и к ним на встречу опоздал.
15. Николай Лебедев
Выпускник журфака МГУ и сценарных курсов ВГИКа сперва ставил малобюджетные триллеры вроде «Змеиного источника», а потом вдруг выдал ремейк военного хита 50-х «Звезда» — маяк нового российского патриотизма, за который Лебедеву дали Госпремию, а президент жал руку. Сейчас Лебедев заканчивает «Волкодава» — славянское фэнтези про рубак, любовь и всякую нечисть. Для съемок на «Мосфильме» возвели бревенчатый город в натуральную величину. Бюджет картины давно перерасходован и перевалил за 10 миллионов долларов — сегодня это самый дорогой кинопроект в стране. Может статься, что от успеха «Волкодава» , а значит, и лично от Лебедева зависит будущее коммерческого кино в России.
16. Рената Литвинова
Сценарист, актриса, режиссер и телеведущая — самая универсальная дива нашего кино. К ней благоволят мэтры: Кира Муратова, Рустам Хамдамов и Питер Гринуэй, у которого Литвинова сыграла в «Чемоданах Тульса Люпера». Массовый зритель узнал о ней из сериала «Граница. Таежный роман», фильма «Небо. Самолет. Девушка» и пародий Максима Галкина. Потом Рената сняла малобюджетный и неоднозначный фильм «Богиня: как я полюбила». Ироничная блондинка с характером, она раз в месяц меняет номер мобильного телефона, отказалась принимать позы из «Камасутры» в «Настройщике» и вообще, кажется, может позволить себе все что хочет. Например, заявить, что роль в мелодраме Балабанова «Мне не больно» — последняя в ее актерской карьере.
17. Павел Лунгин
Этот большой, бородатый и неспешный человек в 90-х показывал Западу, как агонизирует СССР. Его «Такси-блюз» взял в Каннах приз за режиссуру, «Луна-парк» был популярной в Европе байкой о страшных русских эпохи перестройки. Лунгин в конце концов перебрался в Париж и провел там 15 лет, иногда все же снимая в России нетленки вроде «Свадьбы», «Олигарха» или «Дела о мертвых душах». В этом году, заметив, что Франции он больше не нужен («Понял, что всего лишь забавлял», — говорил он в интервью Time Out), Лунгин вернулся в квартиру на Новом Арбате, полную старых книг, антикварной мебели и больших потертых диванов, где и продолжает работу как признанный русский киноклассик.
18. Сергей Мачильский
Любимый ученик выдающегося оператора Павла Лебешева: работу в фильме «Свои» он посвятил именно ему. Кроме этой военной драмы, принесшей Мачильскому кучу призов, он снял фильмы «В движении» , «Механическая сюита» и сериал «Убойная сила-5». Самый востребованный и очень дорогой оператор, который, впрочем, легко снижает ставки, если ему нравится проект. Друзья называют его Моня и отвечают на его звонки в любое время суток (обычно это глубокая ночь). Ради искусства заставил Хабенского выкраситься в рыжий цвет, а Гармаша — побриться наголо.
19. Владимир Машков
Пожалуй, первый наш актер, которого стали называть секс-символом. «Подмосковные вечера», «Лимита» и «Вор» прочно закрепили за ним имидж, который он с радостью перенес в жизнь: трехдневная щетина и длинноногие спутницы-блондинки. Несколько лет назад принял предложение поработать в Голливуде — сыграл в «15 минутах славы», «Танцах в “Голубой игуане”» и еще паре-тройке проектов. В Москве бывает наездами. В сухом остатке его визитов — спектакль «Номер 13», режиссерско-актерский проект «Папа», фильм «Статский советник» и сериал «Идиот». Сейчас Машков перестал быть самым ярким персонажем нашего кино, но звездой и хорошим актером остался, поэтому ему и платят 7 тысяч долларов за съемочный день.
20. Олег Меньшиков
Главный герой «Статского советника», в ноябре отметивший 45-летие и получивший поздравительную телеграмму от Путина, до недавнего времени безоговорочно признавался нашим лучшим актером. Но буквально за последние пару лет в русское кино пришло новое поколение, и уверенность в том, что он самый-самый, немного пошатнулась. Впрочем, на гонорарах это пока не отразилось — Меньшиков по-прежнему получает больше всех, хоть и не очень часто снимается. Окончательные выводы будем делать лишь после сериалов «Доктор Живаго», «Золотой теленок» и двух запускаемых проектов Никиты Михалкова — «12» и «Утомленные солнцем-2». Правда, премьера последнего намечена на 2008 год.
21. Дмитрий Месхиев
Воспитанник питерской киношколы после фильмов «Циники» и «Над темной водой» утвердился в компании самых изысканных режиссеров 90-х. Попытка приблизиться к народу обернулась похабнейшей «Бомбой», невнятной «Американкой» и провальными «Особенностями национальной политики». Зато потом русское кино получило несколько блистательных работ подряд («Механическая сюита», «Свои», сериал «Линии судьбы») и актера Константина Хабенского. Их знакомство началось с того, что Хабенский нахамил Месхиеву, а в ответ тот немедленно утвердил его на главную роль в фильме «Женская собственность» и запустил дебютанта в мир большого кино.
22. Евгений Миронов
Его дебют в первом полнометражном фильме Валерия Тодоровского «Любовь» сразу же был отмечен множеством наград. Его князь Мышкин в сериале «Идиот» принес актеру народную любовь. Говорят, что талант Миронова в том, что режиссеры могут вылепить из него кого угодно. Правда, в последнее время из него лепят что-то несуразное, а именно — героя боевика. Так было в «Побеге», где Миронов носился по тайге и прыгал с самолетов. Так случится в «Охоте на пиранью»: Миронов снова будет скакать по лесу, стрелять, убивать и получать за свои подвиги 7 тысяч долларов в день.
23. Константин Мурзенко
Гениальный дилетант. Вместе с Максимом Пежемским написал сценарий фильма «Мама не горюй», два года снимал свой дебютный «Апрель», лет пять морочил всем голову со сценарием сиквела «Мама не горюй», торговал оружием во втором «Брате» и наливал коньяк Литвиновой в фильме «Небо. Самолет. Девушка». Его называют королем эпизода, самым талантливым сценаристом и подающим надежды режиссером, а он просто гуляет сам по себе. Сакраментальный диалог про хомячков из первой «Мамы…» до сих пор цитируют и студенты филфака, и водители троллейбусов.
24. Влад Опельянц
Один из наших лучших операторов. Подтверждение тому — приглашение от Никиты Михалкова снимать «Утомленных солнцем-2». Стоял за камерой в «Статском советнике». Гонорары Опельянца продюсеры называют шепотом и с ужасом.
25. Геннадий Островский
Самый дорогой и успешный сценарист нашего кино. Его имя в титрах — почти гарантия качества и успеха. Достаточно просто перечислить фильмы, снятые по его сюжетам: «Мой сводный брат Франкенштейн», «Любовник», «Механическая сюита», «Бедные родственники», «В движении». Питает слабость к имени Эдуард. Именно так зовут героев Хабенского в «Механической сюите» и «Бедных родственниках». Виновен в получении сразу двух «Ник» семейством Янковских: для Янковского-младшего Островский придумал «В движении», для старшего — роль в «Любовнике».
26. Андрей Панин
Актер, который держит в России монополию на роли злодеев. Когда-то бодрый паренек из Новосибирска, выгнанный из Кемеровского пищевого института за аморалку, теперь Панин — звезда МХАТа и едва ли не самый востребованный актер страны (в этом году снялся среди прочего в «Последнем бронепоезде» и «Сволочах»). Все свои главные награды получил именно в театре. В кино обычно изображает один и тот же типаж: гнусавого, цепкого, очень неглупого негодяя, проигрывающего лишь потому, что кино — гуманистическое искусство. Актеру Алексею Панину он не родственник.
27. Игорь Петренко
180-сантиметровый гимнаст, пловец, самбист, дзюдоист, а по совместительству — секс-символ нового отечественного кино. Его уже прозвали «нашим Томом Крузом». По специальности работает лет пять и уже получил президентскую премию за «Звезду». Но по-хорошему прославился только в прошлом году — главной ролью в «Водителе для Веры», где Петренко в солдатской гимнастерке любил хромоногую генеральскую дочь и рвался в Москву. Сейчас катается по стране вместе со съемочной группой сериала «Герой нашего времени» . Играет, разумеется, Печорина.
28. Сергей Сельянов
Достаточно было бы и того, что Сельянов — отец родной балабановскому «Брату». Но в активе этого продюсера и его компании СТВ множество других успешных проектов: «Мама не горюй», «Олигарх», «Особенности национальной рыбалки», «Про уродов и людей», «Кукушка». 50-летний Сельянов выпустил 45 картин и первым из российских продюсеров научился делать качественное малобюджетное кино. Свой дебют снял в 14 лет на песню Высоцкого, за что чуть не загремел в КГБ. Питерские режиссеры считают Сельянова патриотом, предлагают сыграть Достоевского, а Балабанов в «Жмурках» подарил герою Михалкова имя и отчество друга — Сергей Михайлович.
29. Алексей Серебряков
Артист с совершенным лицом. В кино попал дивным образом — снимок 13-летнего баяниста, опубликованный в «Вечерней Москве», увидели ассистентки режиссера Владимира Краснопольского и забрали мальчика из музыкальной школы. Серебряков много играл в 90-х (в том числе в недооцененных картинах вроде «Упыря»), но прославился только в 2000-х после «Бандитского Петербурга». Живет в большой светлой квартире в арбатских переулках, не дает интервью и выгуливает огромного дога, подобранного как-то в лесу. От ролей никогда не отказывается (только в этом году снимался в «Побеге», «Жмурках» и «9 роте»), но подходит к ним с хитрецой. Например, в «Антикиллере-2» изображал террориста так, что сумел переиграть «хорошего» Гошу Куценко: «Несется на меня машина, в ней — Куценко, давить собирается. Я понимаю, что меня, террориста, зрителю будет жалко, что меня, а не Куценко запомнят… Понимаю, а режиссеру-то не говорю!»
30. Алексей Сидоров
Пожалуй, самый перспективный наш режиссер. Сделал всего два проекта — «Бригаду» и «Бой с тенью». Но оба снял с упоением и примерно об одном: о том, как красиво несутся по взлетно-посадочной полосе кортежи из черных авто, о том, каким должен быть настоящий мужчина — сталь в голосе, свинец в кулаке. Сам Сидоров продвигаемым в лентахидеалам целиком соответствует: пробивной провинциальный мужик из крепкой русской семьи. Вместо того чтобы пожинать успех «Боя с тенью» (фильм собрал больше 7 миллионов долларов), лето и осень 2005-го провел в изоляции: писал сценарий для «Боя с тенью-2».
31. Виктор Сухоруков
Веселый подмосковный парень закончил ГИТИС и полжизни простоял на сценах петербургских театров (начинал в Ленинградском театре комедии с ролей евнуха и солдата). В 90-х активно снимался, сыграл даже вождя революции в фарсе «Все мои Ленины». И все равно застыл выпуклым типажом: трусливым киллером в «Брате», отморозком в «Антикиллере» и т. п. В 2002-м его звали в Англию — играть злодея в 20-м фильме о Джеймсе Бонде. Сухоруков отказался, поскольку график съемок не совпал с графиком театральным.
32. Валерий Тодоровский
Отличный режиссер, удачливый продюсер и просто видный деятель мейнстрима. Он в ответе за весь кинопоказ телеканала «Россия»: «Штрафбат», «Каменская», «Курсанты» — его рук дело. Последние режиссерские работы Тодоровского — «Любовник» и «Мой сводный брат Франкенштейн» — доказывают его профессиональную зрелость. Так же как и спродюсированный им сериал «Бригада», который кроме премий и комплиментов принес Валерию Петровичу миллион терзаний со стороны киноначальников за пропаганду бандитизма.
33. Игорь Толстунов
Между советским сериалом «ТАСС уполномочен заявить», на съемках которого Толстунов был директором, и фильмом «Вор», где он выступал уже в качестве генерального продюсера, прошла эпоха, сделавшая Толстунова одним из самых опытных игроков на поле нашего кино. Он выжил после развала империи Гусинского, которой принадлежала его компания «НТВ-Профит», и год назад купил фестиваль «Кинотавр». В его активе 45 фильмов и сериалов. Самый дорогой и громкий — тоталитарная мелодрама «Водитель для Веры» с бюджетом в 3,3 миллиона долларов. И это еще только начало.
34. Алексей Учитель
В 2000-х питерский документалист стал одним из главных объектов культурного экспорта России. Снял подряд три беспроигрышные картины: «Дневник его жены» (выдвигалась от России на «Оскар» в 2000-м), «Прогулку» (иностранцы неоднократно предлагали Учителю сделать ремейк — например, в Риме или Нью-Йорке) и «Космос как предчувствие» (лента получила главный приз последнего Московского кинофестиваля). Сегодня заведует киностудией РОК, ориентированной главным образом на дебюты, и судится с телевизионщиками: осенью его «Космос» пиратским образом показали на Первом канале, в то время как права были проданы «России».
35. Джаник Файзиев
Самый демократичный продюсер Первого канала. Режиссер «Старых песен о главном», «Остановки по требованию» и «Турецкого гамбита». На съемках фандоринской одиссеи вместе с Егором Бероевым загремел за решетку. Вживаясь в образ сыщика, Бероев пытался угадывать профессии посетителей ресторана. За попытки подтвердить свои выводы их и арестовала болгарская полиция. Утверждает, что не переживает из-за того, что «9 рота» обошла по кассовым сборам «Турецкий гамбит». О будущем проекте пока молчит.
36. Оксана Фандера
Московская светская львица, актриса, жена Филиппа Янковского, причем именно в этой последовательности. В кино и тусовку попала, выиграв еще советский смотр «Московская красавица», откуда ее забрали в «Приключения Электроника». Сегодня снимается у мужа («В движении», «Статский советник»), вместе с Рутгером Хауэром и Гошей Куценко в экранизации романа Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» и— обнаженной — для Playboy.
37. Константин Хабенский
На афишах к фильму «Статский советник» буквами одинакового размера было написано: «Олег Меньшиков, Никита Михалков, Константин Хабенский» — и этого плаката достаточно, чтобы охарактеризовать сегодняшнее положение Хабенского в табели о рангах. Народ полюбил его после сериала «Убойная сила» и роли Антона Городецкого в «Ночном дозоре». Его Грин в «Статском советнике» и Эдуард в «Бедных родственниках» пришлись на период, ознаменовавший возвращение в кино Никиты Михалкова, сыгравшего в том же «Статском» и в «Жмурках» Балабанова. Жюри фестиваля «Кинотавр» пришлось поделить приз за лучшую мужскую роль между этими артистами. Его лучший друг — Михаил Пореченков, самые страшные враги — журналисты (он ненавидит интервью). Деньги, полученные от съемок в рекламе, Хабенский с женой решили пустить на помощь пожилым актерам. В преддверии «Дневного дозора» можно, переиначив американскую пословицу, предостеречь его коллег: «Не играй свою лучшую роль в один год с Хабенским».
38. Чулпан Хаматова
Звезда театра «Современник», ведущая телепрограммы «Жди меня», любимица немецких режиссеров и автор еженедельной колонки в газете «Известия». Чулпан — одна из немногих актрис поколения 30-летних, которая с полным правом может считаться звездой. В этом году мы видели ее в Garpastum Германа-младшего и «Казусе Кукоцкого» и скоро увидим в «Докторе Живаго». Сейчас она снимается у Филиппа Янковского в фильме «Меченосец». Гонорар актрисы за один съемочный день — 3 тысячи долларов, но эта сумма, мы уверены, будет расти.
39-40. Алексей Чадов и Андрей Чадов
Самые яркие звезды поколения 20-летних. Алексей успел пройти три войны — чеченскую в балабановской «Войне», Великую Отечественную в фильме «На безымянной высоте» и афганскую в «9 роте». Андрей специализируется на ролях великих: сыграл молодого Лимонова в «Русском» Александра Велединского и молодого Петра Тодоровского в сериале «Курсанты». Несмотря на звездный статус, братья, выросшие в Солнцеве, долгое время оценивали свой съемочный день всего в 500 долларов — требовать больше им было неудобно.
41. Сергей Члиянц
Смело может распевать «А у меня есть черный бумер…». «Бумер» — единственный коммерчески успешный проект продюсера Члиянца, поверившего несколько лет назад в талант третьекурсника ВГИКа Петра Буслова и предоставившего ему для съемок свой BMW. Доверие оправдалось — фильм несколько раз окупился в прокате. Позади у Члиянца — «Бумер», «Русское» и арт-хаусный «Настройщик», впереди — «Какими мы не будем» Александра Велединского и второй «Бумер».
42-43. Константин Эрнст и Анатолий Максимов
Год назад эти двое вернули в кинотеатры русское кино, а русскому кино — зрителя. Сначала «Ночной дозор» с кассой в 16 миллионов долларов, затем «Турецкий гамбит», собравший еще больше, доказали, что наше кино вполне конкурентоспособно на внутреннем рынке. После таких кассовых подвигов к Эрнсту с Максимовым по депутатскому запросу нагрянула с проверкой Счетная палата, решив, что деньги в кино вкладывает Первый канал, а доходы делят Эрнст и Максимов. Но оказалось, что оба работают за зарплату — понятно, тоже немаленькую.
44. Филипп Янковский
Первую роль четырехлетний Филипп сыграл у Андрея Тарковского в «Зеркале». Сейчас в его режиссерском активе около 60 роликов (реклама и клипы) и два игровых фильма. После премьеры «В движении» его однокурсник Владимир Машков рассказывал, что Янковский снял фильм про него. Филипп признался, что это же говорили почти все его приятели. Михалков доверил ему «Статского советника». Фильм проиграл по сборам другой акунинской экранизации — «Турецкому гамбиту». Зато, по словам Филиппа, понравился президенту. Сейчас он работает над картиной «Меченосец», но подробности не разглашает. Одни считают его самым талантливым представителем клана «младших», другие — самым бездарным. Гениально пародирует Михалкова.
45. Елена Яцура
Маргарет Тэтчер нашего кино. Первым испытанием воли и нервов были фильм Евгения Матвеева «Любить по-русски» студии «Слово», куда Яцура пришла сразу после института, и акция «Народное кино» — тогда ей удалось собрать 500 тысяч долларов на сиквел матвеевского фильма. После кризиса 1998-го она нашла 2,5 миллиона долларов и удержала компанию на плаву, запустив проект «Русский декамерон», в рамках которого вышли «Женская собственность» Месхиева и «Тесты для настоящих мужчин» Андрея Разенкова. Ее самая большая ошибка — прокат фильма «Свои» (200 тысяч рублей). Самая большая удача — «9 рота» Бондарчука. Она обожает молодых и умеет отбирать лучших из них. На ее совести режиссерские дебюты Янковского-младшего («В движении»), Ильи Хржановского («4»), Литвиновой («Богиня»). По сути, Яцура — основной поставщик талантливых кадров для нового русского кино.
+ 5 классиков русского кино
Они впервые попали в список истеблишмента еще в 70-е годы, но не растеряли своего влияния и с наступлением новых времен.
46. Никита Михалков
Барин российского кино. Член огромного клана Михалковых-Кончаловских. Если в 1970—80-х был просто успешным постановщиком и актером, то в 1990-х стал политической фигурой. Михалков получил «Оскар» за «Утомленных солнцем», возглавил Союз кинематографистов и Московский кинофестиваль, запустил на паях с олигархом Потаниным сеть кинотеатров, организовал собственную кинокомпанию «ТриТэ», пошел в политику — не было в стране другого режиссера, который был бы так близок к президенту. Но в 2000-х «русский Спилберг» погряз в склоках вокруг того самого союза и вообще подрастерял популярность. В связи с чем, отпраздновав в этом году 60-летие, Михалков ушел в творческий отпуск и сейчас занимается «Утомленными солнцем-2»— амбициозным и необыкновенно дорогим сиквелом, сценарий которого зачитывал публике еще несколько лет назад.
47. Кира Муратова
Поразительная женщина, которая ставит кино не о времени или судьбах, а об интонациях. Притом снимает его уже 40 лет, держась примерно на одной волне: ее герои сделаны из косноязычий, нелепостей, недоговорок и каких-то ужасно трогательных вещей, не замечаемых почему-то другими режиссерами. Помимо того, что Муратова удостоена всяких наград и титула «национальное достояние», присвоенного ей при вручении ее фильму «Настройщик» сразу трех «Золотых овнов», она культуртрегер: это Муратова в «Трех историях» вывела в свет Ренату Литвинову.
48. Александр Сокуров
Икона российского кинематографа, признанная за границей. Ведет себя подобающе: интервью почти не дает и держится особняком — все-таки только Сокурова регулярно зовут на важные европейские фестивали (в Канны и Берлин) и покупают в зарубежный прокат (снятый одним бесконечным планом «Русский ковчег» собрал в США больше трех миллионов долларов). Последние годы переосмысливал поступки больших политических деятелей прошлого («Молох», «Телец», «Солнце») и, видимо, всерьез увлекся кинобиографиями. Сейчас Сокуров монтирует документальный фильм о знаменитой паре отечественной культуры — «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская».
49. Владимир Хотиненко
Редкий советский кинематографист, который не только без потерь пережил перестройку, но и с толком ее использовал. Ходят слухи, что после армии Хотиненко попал на премьеру «Неоконченной пьесы для механического пианино» Михалкова. Дембель и популярный режиссер разговаривали часа три. В итоге Хотиненко пошел в художники-постановщики на Свердловскую киностудию, а со временем стал ассистировать Михалкову в «Родне» и «Пяти вечерах». Сев в режиссерское кресло, снимал неглупые гуманистические драмы: «Рой», «Зеркало для героя», «Макаров», «Мусульманин». Переключился на сериалы («Гибель империи» и «По ту сторону волков»), легко найдя грань между кино народным и авторским. В эти дни Хотиненко монтирует на маленькой студии документалку о религиозных конфликтах, а иногда выезжает на Высшие режиссерские курсы и преподает там основы профессии — не как делать гениальные фильмы, а каким концом пленку вдевать. Таланту, говорит, учить бесполезно — он сам себе дорогу пробьет.
50. Олег Янковский
Отец Филиппа Янковского. Считается, что давно отошел от дел (даже по синей ковровой дорожке возглавляемого им фестиваля «Кинотавр» в прошлом году красиво ушел — навсегда). Но стоит вспомнить, как он раскуривает трубку в «Любовнике» Валерия Тодоровского, и все встанет на свои места. По-прежнему снимается. Ближайшие свидания с публикой — в телевизионных сериалах «Доктор Живаго» и «Мастер и Маргарита».