«Любите кино выгода вас сама найдет!»
Отсутствие в течение долгого времени телесериалов казахстанского производства казалось парадоксом – наличие своего «мыла» стало чуть ли не важным признаком государственности. Бразилия и Мексика треть века считают «мыльные оперы» своим главным достоянием. Полмира, включая и Казахстан, закупает китайские и корейские сериалы, а Штаты в последнюю пятилетку превратили телевизионные сериалы в настоящую индустрию, готовую затмить кино – вспомним хотя бы бюджеты и многомиллионную армию фанатов «Остаться в живых». В соседней России снимаются сотни серий разнообразных сериалов – причем это производство с более чем 10-летней историей и качество российского «мыла» не уступает западным аналогам (ну, положим, самые рейтинговые снимаются по лицензии – хотя прогресс в любом случае налицо).
В нашей стране после сериалов, которые снимал главный по технической мощности и финансовым возможностям телеканал, «Перекресток» и «Саранча», наступило многолетнее затишье. С последней серии «Саранчи» до выхода в эфир в прошлом году многосерийной комедии «Откройте дверь, я Счастье» за мыльные оперы брались только небольшие студии – на выходе получался материал настолько некачественный, что его даже не брали в эфир.
Сегодня сериал Ахана Сатаева «Братья» и упомянутый «Откройте дверь…» уже набрали изрядную популярность и вовсю обсуждаются на форумах, серии, которые не успели посмотреть в эфире, ищут на видеоресурсах kiwi.kz и kaztube. Это означает одно – любовь к местным сериалам не угасла в казахстанском зрителе. 23 ноября к игрокам на непаханом поле телепродукции присоединилась компания Aldongar, выпустившая нашумевшие фильмы «Подарок Сталину» и «Александр Невский». В эфире телеканала «Астана» стартовал новый сериал про столицу Казахстана и ее жителей. «Город мечты» – название, конечно, малоинтригующее и ура-патриотичное, однако компания производителей взялась за дело серьезно. Понятно, что с таким кастингом (главную героиню играет нестареющая Венера Нигматуллина, к ней присоединились мэтры – Асанали Ашимов, Владимир Толоконников и Меруерт Утекешева), солидным бюджетом и проверенной командой, сделать неходовый товар сложно – сериал уже обзаводится армией поклонников и наверняка хорошо пойдет на DVD. Однако он же обнажил в очередной раз главную проблему постсоветского кинопроизводства: со сценариями у нас беда.
На вопросы Time Out отвечает Алия Увальжанова, один из продюсеров и авторов сценария сериала «Город мечты».
Меня при просмотре сериала удивили диалоги персонажей, где есть чудовищно картонные фразы, вроде просьбы отвергнутого мужа главной героини «аргументировать свое решение». И такими фразами пересыпан сценарий…
Проект был поставлен в очень жесткие временные рамки. На проекте было несколько редакторов. При написании литературных сценариев к 12 сериям, над которыми работало несколько авторов и при активном участии редакторов, не обошлось без «провалов» в стилистике и других ошибок в диалогах. Но надо понимать, что авторов сценария три – это три разных стиля, разный опыт, двое мужчин и одна женщина. Объединить творческую группу одной идеей, общим сюжетом с многочисленными героями, парраллельными линиями, построить характеры героев и соответстветствующие их образам речь и диалоги – задача сложнейшая. Режиссеру часто приходилось менять диалоги и утвержденный текст актера уже на съемочной площадке – это диктует место съемок, атмосфера, сам актер. Адаптировать и редактировать идеально тексты на площадке, к сожалению, не остается времени. Например, практически весь текст героя Асанали Ашимова пришлось срочно менять под него, были введены естественные для казахскоязычного актера обороты. И так далее.
Так ведь эта беда во всех современных казахстанских фильмах: герои в «Лавэ» сбиваются с уличного слэнга на шекспировский «штиль», гангстеры в «Рэкетире» ни разу нецензурного словечка не сказали… Как вы объясните этот далекий от разговорного язык, которым изъясняются наши киногерои?
Я не берусь судить о работах своих коллег, скажу о своем опыте. Первый опыт производства телесериалов столкнул меня с многочисленными вопросами от подбора творческих кадров до организации всего процесса. Весьма специфичная, трудоемкая изнуряющая, работа. Снять 12 серий – и одновременно монтаж, звук, музыка, компьютерный дизайн, цветокоррекция и за нереально короткие сроки – всего за 3,5 месяцев! При этом, я все-таки довольна результатом. В конце концов, рейтинги – аргументы доказательные. А на телеканале «Астана» наш сериал идет параллельно с замечательным сериалом «Ликвидация» с Машковым в главной роли, снятым, поверьте, с другими сроками и бюджетами. Так вот, у «Ликвидации» рейтинг выше по городу Астане. Но по республике – выше у «Города мечты». Вот и ответ. И недостатки, которые вы заметили – нам урок для будущей работы и совершенствования. Нам удалось отработать технологии, выстроить весь процесс и механизмы производственных процессов, и над сценарием и диалогами работать в будущем придется более основательно.
И еще вот один случай: к нам на кастинг приходил очень известный бизнемен, не актер. Имя умолчу. Чтобы приблизить диалог объяснения к ситуации на съемочной площадке, мы попросили его найти свои слова, как бы он убеждал вернуться жену (он был в роли мужа) в реальной жизни… И он выдал нам та-а-кое!! Вся группа потеряла дар речи. Представьте, текст о любви прозвучал примерно в таком менторском тоне: «Вернись, дорогая, ну что тебе не хватает, все ради вас с дочерью. Я занят, да виноват, но там тендеры, обороты, не хватает времени для тебя» и тому подобное – с кульминацией в виде фразы « Я дам тебе в качестве бонуса(!!!) свою любовь и внимание». Наш вариант, с «аргументируй свое решение», куда мягче. О, эти господа иногда и не такое говорят. Поверьте.
Вот, кстати, навеяло: так почему же героиня Венеры Нигматуллиной ушла от мужа? Я имею в виду, что из их беседы, которая случилась в середине сериала, все равно остается непонятным, почему она его оставила. Помнится, сама актриса определила возможную реакцию зрителей на смутные искания своей героини – «да она с жиру бесится». И ведь права – выглядит ее поведение странно…
Героиня – яркая и сильная личность, которая подавляла в себе многие желания, приносила себя в жертву семье. У нее были активизированы только функции жены, матери, дочери. Разве можно назвать стремление к собственному профессиональному росту и социальной активности, востребованности побочным, менее значимым мотивом? Позвольте не согласиться, мы знаем много разных примеров женских драм. «С жиру бесится» – это утрированное и шаблонное мышление. И именно в опровержение этого мотива сила нашей героини. Настоящая, идущая против. Женщина поступков и действия.
Практически все казахстанские сериалы снимаются в жанре бытовой драмы или мелодрамы – от «Саранчи» до «Города мечты». В то время, как во всем мире современные сериалы снимаются в палитре жанров от вампирских триллеров до комедий ситуаций. Чем объясняется такое тяготение к такому старомодному жанру?
Ну не надо выплескивать ребенка с водой. Каждому свое. Продюсер или режиссер выбирают свой жанр, но финальное решение за заказчиком – телеканалом. Нам была поставлена задача создать мелодраматичный телесериал для прайм-тайм, для самой широкой зрительской аудитории. Нам удалось с помощью главной героини связать судьбы многих людей, и история, которая будет держать у экранов три недели, у нас все-таки получилась. Не надо относиться к «Городу мечты» как к «мыльной опере» – у нас нет цели делать из него 400 серий и более. У нас другая история с яркими типажами. У нас – судьба женщины. У нас кино.
И главное, есть героиня, есть эволюция характера, есть силы зла, противоборство, любовь и цель, которую героиня достигает. Насчет ситкомов скажу, что пока не встретила сценарий действительно комедии ситуаций. И по технологии и по организации съемок это весьма своеобразный жанр. Да и с юмором совсем плохо получается. Вот жду, когда сценаристы удивят оригинальной идей.
Планирует ли ваша компания и вы сами продолжать съемки телевизионных сериалов? В наши дни это модный тренд, и, вступив на этот путь, стоит продолжать.
Благодарю за поддержку. Для меня это не модный тренд, это целесообразность: свободная ниша, низкая конкурентоспособность, и, соответственно, широкое поле для эксперимента, выбора жанра, темы. Работы много, всем хватит. Надо творить, дерзать, развивать систему, выстраивать инфраструктуру. Мы помогаем телевидению поднять свой рейтинг, удовлетворить потребности зрителя в выборе телепродукции, открыть новые медийные лица, актеров, которых станут приглашать в большое кино. Да еще создаются новые рабочие места, осваиваются новые специальности, воспитываются новые кадры для кино и ТВ. А главное, это экономическая категория: появляются рекламодатели. Например, нам так вообще премьеру первой серии «убили» рекламой – 15 минут. Я напугалась, что это никогда не закончится, зрители – в ужасе ожидания следующего рекламного блока. Но прирост рекламы дает каналу дополнительные возможности заказать еще один сериал и так далее. Видите, это уже целая система. И разве плохо видеть свою действительность, своих актеров, что-то отвергая, с чем-то соглашаясь, и все равно вызывая интерес!? Однажды, Ахан Сатаев, снявший сериал «Братья», на мой вопрос «будет ли он продолжать работу над сериалами», замахал руками и признался, что это – труд адский. Спросите у него, все-таки он до «Города мечты» первым выдал сериал.
Вообще, что выгоднее и интереснее снимать – художественные фильмы, телевизионные сериалы или документальные фильмы? Ваша компания занимается всем этим, у вас есть выбор.
Я много лет работаю по продюсированию документальных фильмов. Это моя первая любовь. Также работала на художественных фильмах: «Подарок Сталину», «Александр. Невская битва». И теперь мой первый телесериал «Город мечты». И все интересно! Я вот такая жадная, страстная, и, надеюсь, буду «широких интересов» продюсером в этом смысле. Что выгоднее? Скажу так: любите кино, выгода сама вас найдет. И спасибо за замечательные вопросы – я загорелась. Стыдно и нескромно, но я счастливый человек – люблю свое дело!