Маленькая принцесса и узник Азкабана. 8 картин Альфонсо Куарона — от худшей к лучшей | Кино | Time Out

Маленькая принцесса и узник Азкабана. 8 картин Альфонсо Куарона — от худшей к лучшей

Андрей Писков   28 ноября 2021
6 мин
Маленькая принцесса и узник Азкабана. 8 картин Альфонсо Куарона — от худшей к лучшей
Фото: Depositphotos

Альфонсо Куарона боготворят все поклонники саги о Гарри Поттере — и не зря. Режиссер не только сделал лучший фильм франшизы, но и получил уже пять «Оскаров» в своей карьере. Time Out вспоминает 8 его картин и нехотя, но выбирает лучшие и худшие.


«Маленькая принцесса» (1995)

За девять лет до своего участия в эпопее о Гарри Поттере Куарон уже потренировался в экранизации сказки, сняв для Warner Bros. «Маленькую принцессу». Основанный на романе детской писательницы Фрэнсис Бернетт, фильм повествует о судьбе девочки из высшего общества, вынужденной в ожидании ушедшего на войну отца пройти через бедность и общественное презрение.

Подобно своему соотечественнику и другу Гильермо дель Торо, Куарон убедительно переплетает магию воображения со страшной повседневностью, чтобы рассказать красивую историю о всепобеждающей силе любви и вере в чудо. Впрочем, может быть, даже чересчур красивую: слащавый хэппи-энд «Маленькой принцессы» кажется очевидным компромиссом художника со студией. Да и в целом Куарон для маленьких девочек — наименее привлекательный вариант из нашего списка.


«Большие надежды» (1998)

Удивительно, но целую половину своей почти что 30-летней карьеры режиссер посвятил литературным экранизациям. Сразу после «Маленькой принцессы» Куарон вместе со сценаристом Митчем Глейзером взялся за переосмысление популярного романа Чарльза Диккенса на современный лад: действие перенес в наше время, Пипа-кузнеца сделал Финном-художником, а многие сюжетные линии романа выкинул за ненадобностью. И действительно, зачем современному зрителю все эти страсти Викторианской эпохи?

Вот только вместе с ними из фильма исчезла и вся критика, которой славилась книга, и из руин остросоциального романа получилась рафинированная мелодрама. В итоге создателям этой стилистически безупречной ленты хочется задать лишь один вопрос: и к чему все это было?


«Дитя человеческое» (2006)

Не так уж много фильмов Куарон снял за всю свою карьеру, однако экранизация антиутопического романа «Дитя человеческое» умудрилась занять особое место в фильмографии режиссера. С момента выхода в прокат лента обросла культовой славой и прописалась во многих топах лучших фильмов ХХI века, а ни одно обсуждение современной кинофантастики теперь не обходится без ее упоминания.

Не спорим, сделан фильм донельзя эффектно и может похвастаться множеством изобретательных экшен-сцен: чего стоит одна погоня в лесу, не говоря уже о семиминутной финальной баталии, снятой оператором Эммануэлем Любецки почти без склеек. Но при этом сам экранный мир и его герои получились у Куарона очень уж схематичными, а увлекательно начавшийся сюжет быстро уходит в сторону иносказания, где за каждым поворотом таится символический подтекст. В результате, как и любой библейской притче, на которую «Дитя человеческое» очень хочет быть похожим, эмоционально сочувствовать этому фильму довольно проблематично.


«Гравитация» (2013)

Еще более амбициозной картиной стала «Гравитация» — высокобюджетный космический триллер с участием всего двух актеров. Он собрал в прокате более 700 млн. долларов и выиграл семь «Оскаров», включая приз за режиссуру. Как и предыдущие картины Куарона, это вновь технически блистательное кино: спецэффекты, из которых на 90% состоит фильм, собирались на компьютере в течение трех лет; для съемок в невесомости была построена специальная установка, в которой отважная Сандра Баллок висела по десять часов в день; наконец, грандиозная открывающая сцена на орбите, длящаяся 13 минут без единой склейки, оказалась до того сложна, что ее снимали на протяжении нескольких месяцев, чтобы соответствовать действительности.

И при этом более претенциозного фильма на космическую (и не только) тематику еще стоит поискать. История рассказана одними намеками, биографии героев туманны, а фабулу картины можно описать одним предложением. «Гравитация» — обо всем и ни о чем одновременно, и за ее производственными подвигами видится не грандиозный идейный замысел, а пожимающий плечами режиссер: «Понимайте, как хотите».


«Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)

Несмотря на низкие кассовые сборы, для фанатов «самый мрачный фильм» из серии о Гарри Поттере — до сих пор одна из любимейших частей франшизы. Оно и неудивительно: после побасенок Криса Коламбуса мексиканский режиссер стал первым, кто решился заговорить с аудиторией по-взрослому и привлечь в мир Роулинг вдумчивого зрителя.

Куарону надо отдать должное как минимум за смелость подхода к столь обожаемому материалу: он экранизирует детскую книжку преимущественно в угрюмых тонах и затрагивает непростые темы подростковых страхов и социального остракизма. Пожалуй, вервольфы, дементоры и боггарты ни до этого, ни после не были такими пугающими и завораживающими одновременно. А сама серия про Мальчика-который-выжил, кажется, именно после «Узника Азкабана» вышла за рамки детского утренника и приобрела статус игрового кино для всех возрастов.


«Любовь во время истерии» (1991)

Говорят, на стыке противоположностей рождается истина. Вот и в дебютной картине Альфонсо Куарона на пересечении двух жанров — фарсовой комедии и драмы — внезапно вырос трогательный сюжет о человеке в поисках глубинного чувства. Куарон, написавший сценарий в соавторстве с братом, драматургически безупречно обманывает зрительские ожидания и придумывает фантастические допущения, чтобы рассказать живую, полную страсти историю о столкновении бабника с трансформирующей его силой любви. А впечатляющие панорамы Мехико, снятые другим дебютантом, Эммануэлем Любецки, ознаменовали начало одного из самых изобретательных творческих союзов в современном кино.


«Рома» (2018)

После оглушительного успеха «Гравитации» немного странно смотреть фильм от Альфонсо Куарона, снятый в простой монохромной гамме, без голливудских лиц в кадре и сюжетного напряжения. Впрочем, выпущенный Netflix исторический опус режиссера, во многом основанный на его собственном детстве, неспроста завоевал «Золотого льва» в Венеции и считается одним из главных фильмов 2018 года.

Под видом тихой истории из жизни мексиканской служанки в 70-х годах прошлого века Куарон снимает самое что ни на есть большое кино — эпос о течении времени, которое, подобно накатывающим волнам, оставляет после себя лишь память о произошедшем. Бесконечно красивая, нежная и, подобно свой героине Клео, деликатная «Рома» — картина, каких сегодня больше не делают, и потому достойная всех наград, которые она еще обязательно получит.


«И твою маму тоже» (2001)

Устав от производственных размахов и неверного блеска Голливуда, в начале века Куарон вернулся на родину, чтобы за небольшие деньги и в простой эстетике роуд-муви реализовать сюжет, придуманный им еще до поступления в киношколу — и незаметно для всех снял свой лучший фильм. «И твою маму тоже», рассказывающий о путешествии двух друзей в компании замужней женщины по Мексике в поисках несуществующего райского пляжа, — это одновременно и провокативное кино о взрослении, и вдумчивое наблюдение за судьбой страны, меняющейся, подобно героям, в непредсказуемом направлении. Но главное, что доказал этот фильм, сделавший звездами молодых Диего Луна и Гаэля Гарсия Берналя и запустивший карьеру самого Куарона на новый виток, — для того, чтобы снять выдающееся кино, по-настоящему необходимо лишь страстное рвение.