7 культовых спектаклей с яркими женскими персонажами, которые можно посмотреть в этом сезоне
8 марта — повод вспомнить женские образы в драматургии, которые стали культовыми на сценах по всему свету. Роковые красавицы, романтичные натуры и сложные творческие личности — ими вдохновляются, с них берут пример. Time Out сделал подборку спектаклей с главными героинями мирового театра, которые можно увидеть в Москве.
7 лучших московских спектаклей о женщинах:
«Медея»
Медея, охваченная жаждой кровавой мести, пошла на самые страшные преступления. И древнегреческий трагик Еврипид, и переосмысливший этот миф сквозь призму катаклизмов ХХ века Жан Ануй знали: нет ничего страшнее обиженной женщины.
Михаил Цитриняк в Театре им. Вахтангова превращает трагедию ревности в экзистенциальную драму личности, которая вынуждена существовать в хаосе и абсурдности окружающего мира. Для Медеи в исполнении Юлии Рутберг нет ничего выше любви, но в этих обстоятельствах даже она в ее руках становится разрушительным оружием.
«Сирано де Бержерак» — Роксана
Французский поэт Эдмон Ростан в своей бессмертной пьесе «Сирано де Бержерак» создал женский образ, абсолютно равноценный блистательному протагонисту. Роксана — создание настолько вдохновенное, поэтическое и светлое, что сравниться с ней могут разве что только шекспировские героини.
Полюбившая духовный мир одного мужчины через письма другого, в финале она искренне кается в своей ошибке под последние слова Сирано: «Любите же его… Но только пусть немного Ваш траур и ко мне относится теперь». В спектакле МХТ им. А.П. Чехова, поставленном Егором Перегудовым, Роксану играет Паулина Андреева.
«Женитьба» — Агафья Тихоновна
Где: Ленком Марка Захарова
Когда: 6 и 31 марта, 9 апреля и 10 мая
Где: Театр Олега Табакова
Когда: 6 марта
Купить билетыГде: Театр на Таганке
Когда: 9 и 31 марта
Купить билетыГде: Театр им. Вл. Маяковского
Когда: 15 апреля
Купить билетыГоголевская «Женитьба» — одна из самых популярных и любимых пьес в русском театре. По определению самого писателя, это «совершенно невероятное событие в двух действиях». Успех постановки во многом зависит от того, как будет представлен и сыгран главный женский персонаж — невеста на выданье Агафья Купердягина.
В премьерном спектакле Театра на Таганке эту роль исполняет молодая актриса Надежда Флерова. У нее это инфантильный гнусавый ребенок, с трудом выговаривающий слова — и все же звучат из ее уст психологические и не только термины вроде «негативный жизненный сценарий» и «небинарная персона». Нелепость и трогательная, почти исповедальная лиричность предстают как суть образа. Это проявляется и в Агафье Александры Захаровой в спектакле, поставленном Марком Захаровым 15 лет назад к 80-летнему юбилею «Ленкома». Не расстается с детскими игрушками и конфетами и Агафья в исполнении Алены Лаптевой в спектакле Театра Олега Табакова.
«Чайка» — Нина Заречная
Где: Театр на Таганке
Когда: 28 марта и 19 апреля
Купить билетыГде: Театр Мастерская Петра Фоменко
Когда: 31 марта
Купить билеты«Я — чайка… Не то. Я — актриса», — эти слова Нины Заречной из чеховской «Чайки» произносят тысячи абитуриенток, штурмующих актерский факультет.
Роль провинциальной девочки, влюбившейся в искусство, и через сто лет после написания пьесы остается заветной мечтой всех актрис. Чайка — символ полета, свободы и эмблема Художественного театра. Волнующая таинственность, недосказанность, боль «о мировой душе» делают образ Нины отражением всего творчества Чехова.
В Театре на Таганке Нина (Дарья Авратинская) плавает в том самом колдовском озере при лунном свете — режиссер Дайнюс Казлаускас специально подчеркивает мистическую атмосферу текста. Мария Большова в постановке Кирилла Пирогова в Мастерской Петра Фоменко — одержимая сценой дебютантка, готовая на все ради возможности приобщиться к театру.
«Бесприданница» — Лариса Огудалова
В творчестве Островского можно найти целый ряд героинь-бесприданниц.
Писателя волновало уязвленное положение женщин в обществе, и в «Бесприданнице» он доводит трагизм судьбы бедных девушек до предела: замужество и статус содержанки при мужчине были для них единственным способом выжить.
Полина Агуреева в спектакле Петра Фоменко играет Огудалову как русскую Кармен — она страстная и жаждет свободы даже ценой жизни. За такие трактовки и исполнения выигрываются высшие актерские награды («Золотая маска» за лучшую женскую роль).
«Пигмалион» — Элиза Дулиттл
Где: Театр «Современник»
Когда: 26 марта, 9 и 13 апреля
Где: Театр им. Вл. Маяковского
Когда: 17 марта, 1 апреля
Купить билетыБедная лондонская цветочница Элиза из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» — пример пробуждающегося человеческого достоинства. Эксперимент профессора фонетики Генри Хиггинса по исправлению ее кокни возымел неожиданный эффект — девушка осознает, что вовсе не красноречие, умение хорошо одеваться и подавать себя в обществе делают из нее настоящую леди.
В «Современнике» можно увидеть Элизу в блестящем исполнении Алены Бабенко в дуэте с Сергеем Маковецким. В постановке Галины Волчек у Элизы с Хиггинсом острейший конфликт не как с учителем, а как с человеком — и она одерживает безоговорочную моральную победу. В спектакле Леонида Хейфеца (Театр им. Вл. Маяковского) Наталья Палагушкина создает на сцене сильную полнокровную натуру, которая не только самостоятельно находит собственное «Я», но и помогает окружающим совершить переоценку ценностей.
«Трамвай “Желание”» — Бланш Дюбуа
Где: Малый театр
Когда: 29 марта, 20 апреля
Купить билетыГде: Прогресс Сцена Армена Джигарханяна
Когда: 4 и 17 марта, 14 и 29 апреля
Купить билетыПьеса Т. Уильямса «Трамвай “Желание”» подарила всем актрисам мира одну из самых желанных ролей — аристократичной, сверхчувствительной и абсолютно беззащитной перед жизнью Бланш Дюбуа.
Елена Харитонова в спектакле Малого театра играет уходящую натуру — утонченную и изысканную культуру американского Юга, проигравшую под натиском делового и прагматичного Севера, и шире — крах хрупкой мечтательности, романтизма перед грубой действительностью. Похожим путем идет и Александра Мареева в постановке «Прогресс Сцены Армена Джигарханяна». Избалованная аристократка, оказавшая во враждебной среде и ставшая жертвой своей же наивности и непосредственности — это, прежде всего, конфликт разных мировоззрений и разных ценностей.