8 лучших итальянских фильмов XXI века
«Комната сына», 2001
Джованни — психоаналитик из маленького городка, типичный любящий муж и заботливый отец. У него есть миловидная жена Паола, сын Андреа и дочь Ирэн. Однажды, когда Джованни и Андреа планируют выйти на пробежку, звонит телефон, после чего их счастливая жизнь разбивается вдребезги.
За вычетом характерных отступлений режиссера Нанни Моретти, «Комната сына», удостоенная «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале, представляет собой структурно и тематически сфокусированное произведение. На сегодняшний день это самая уверенная работа итальянского постановщика.
В менее компетентных руках повествование могло бы превратиться в слащавую мелодраму, но, подкрепленное тонким операторским мастерством и отличным актерским составом, оно складывается в катарсическую драму о хрупкости человеческой жизни.
«Я не боюсь», 2003
Десятилетний Микеле живет в сельской местности южной Италии со своими родителями и младшей сестрой. Однажды, играя возле развалин старого фермерского дома, он находит яму, покрытую куском гофрированного металла и замаскированную соломой. Когда мальчик заглядывает внутрь, то находит бледного и дрожащего ребенка по имени Филиппо. Постепенно преодолевая свой страх и сближаясь с героем, Микеле понимает, почему мальчик оказался внизу и кто его туда поместил.
Фильм снят по одноименному роману Никколо Амманити и во многом впечатляет своим визуалом: красочные виды итальянских сельских пейзажей, залитых мигающим солнцем, соседствуют с жуткой сырой и темной дырой.
«Я не боюсь» является одной из тех кинематографических работ, которая показывает, что детство — это не только беззаботные игры с друзьями, но и иррациональные страхи, неудовлетворенные желания и множество вопросов, которые так и останутся без ответов.
«Гоморра», 2008
За несколько лет до того, как вышел одноименный сериал Франчески Коменчини и Клаудио Капеллини, Маттео Гарроне выпустил фильм, оказавшийся грубым кинематографическим взглядом на современную организованную преступность в Италии.
Снятая в ненавязчивом псевдодокументальном стиле, лента сплетает воедино пять историй. Каждая из них, в свою очередь, вращается вокруг захудалого многоквартирного дома на окраине Неаполя. Зритель знакомится с 13-летним Тото, по глупости втянутым в преступную группировку, и друзьями-подростками Марко и Чиро, которые крадут оружие из тайника мафиозного клана. Компанию им составляют сдающий все пароли и явки ростовщик, портной Паскуале, вынужденный в тайне от жадного хозяина обучать китайцев швейному мастерству, чтобы прокормить жену и сына, а также безработный выпускник университета, которого отец устраивает помощником к загадочному типу, засыпающему овраги с токсичными отходами под строительство жилых домов.
Марко и Чиро сравнивают себя с Тони Монтаной, расхаживающем в кричащем белом костюме в «Лице со шрамом», однако в изображении героев Гарроне нет ничего даже отдаленно крутого или харизматичного. Камера с холодной отстраненностью фиксирует атмосферу преступного общества, жизнь в котором может оборваться в любой момент.
«Великая красота», 2013
Призрак Федерико Феллини злобно витает над великой красотой, фантастическим путешествием по современному Риму и буйством пышных образов, жонглирующих прошлым и настоящим, священным и мирским, великолепным и гротескным.
О направлении, под эгидой которого снимал Феллини:
В центре повествования — Джеп Гамбарделла, самопровозглашенный «король светской жизни». 40 лет назад он написал свой первый и сразу великий роман, но деятельность не продолжил — Гамбарделла стал журналистом и погрузился в декадентскую ночную жизнь Рима.
Камера Луки Бигацци запечатлевает всю красоту и великолепие «вечного города», чтобы подчеркнуть несоответствие между опустошенностью и безвкусицей современного высшего общества и высокой культурой Италии прошлого. Будем честны: никогда еще цинизм и разочарование не казались более пьянящими, чем в «Великой красоте». Она представляет собой настолько ошеломляющий визуальный и аудиальный опыт, что элементы ее предостерегающей моральной басни угрожают затеряться среди безумного кинематографического великолепия.
«Зови меня своим именем», 2017
1983 год. Семнадцатилетний Элио живет со своей семьей в Италии. Его отец — профессор археологии, который решает на лето пригласить своего студента в гости, в академических целях. По приезде между Элио и Оливером пробегает искра, которая затем превращается в летний роман. Этот опыт позволяет юноше исследовать свою сексуальность и испытать тяготы первой любви и взросления.
Лента поистине напоминает романтическую мечту во многом благодаря непревзойденным пейзажам. Зритель может почувствовать запах зеленой травы и цветочных полей, погрузиться в кристально чистые озера и напитаться режущим глаза солнцем. Подобный подход к съемкам является идеальной метафорой первой любви, когда жизнь вокруг тебя пышет многообразием красок и кажется, что так будет всегда.
До зрителя Лука Гуаданьино хочет прежде всего донести одну важную истину — чтобы полюбить кого-то, человек должен в первую очередь полюбить самого себя. Особенно те черты своей личности, которые не так легко понять и принять.
«Счастливый Лазарь», 2018
Основанная на реальных событиях 1990-х годов, история начинается в деревушке Инвиолата, где безжалостная заядлая курильщица Маркиза эксплуатирует крестьян для сбора табачных листьев. В центре истории оказывается добродушный Лазарь, мягким характером которого пользуются окружающие. Однажды в селе появляется молодой юноша Танкреди, и становится другом главного героя. Наблюдение за динамикой их отношений приводит зрителя к непростому вопросу — насколько человек, обладающий классовой властью и привилегиями, действительно заботится о том, кто их лишен? Режиссер Аличе Рорвахер играет со множеством сюжетных слоев, границы которых настолько размыты, что зрителю становится все труднее понять, что из показанного реальность, а что — нет.
«Счастливый Лазарь» был выбран для участия в конкурсе на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 2018 года и получил награду за лучший сценарий.
«Догмэн», 2018
Марчелло зарабатывает на жизнь стрижкой четвероногих питомцев и владеет небольшим салоном под названием «Догмэн». Вечера он проводит перед телевизором в компании своего пса и временами встречается с дочерью, которая осталась с бывшей женой. Размеренную жизнь Марчелло нарушает лишь знакомство с бандитом Симоне, который однажды его подставляет.
Несмотря на чрезмерную жестокость и очевидные аллегории — собаки здесь выглядят более симпатично, чем люди, — «Догмэн» возвращает Маттео Гарроне на почву моральных дилемм, социальной трагикомедии и жанрового кино. С ними режиссер хорошо справлялся и раньше, демонстрируя свою способность создавать уникальные и увлекательные вселенные.
«Она смеется», 2018
Лента открывается сценой сидящих на против друг друга матери и сына, который спрашивает: «Ты наденешь черное завтра?». Завтра состоятся похороны мужа Каролины, который погиб на заводе в результате несчастного случая. Пока все вокруг выражают соболезнования и сочувствуют ее утрате, героиня никак не может заплакать. Цель, которую преследовал Валерио Мастандреа, снимая эту картину, — показать, насколько окружающее общество влияет на человека и мешает ему испытывать здоровые естественные эмоции.
Хотя фильм представляет собой далеко не комедию, он все же обладает юмористическим подтекстом, который во многом оживляет повествование и помогает героине наконец осознать и принять утрату.