Дворовые игры: 8 театральных событий сентября
Начало осени — время, когда вечера еще не слишком холодны и темны, а значит, и спектакли пока можно смотреть под открытым небом. Постановки в театральных дворах РАМТа, Электротеатра и Гоголь-центра, аудиопроменад про Евгения Вахтангова, историческо-футуристический вербатим брусникинцев в Музее Москвы, а также гастроли и фестивали сентября — в обзоре Time Out.
«Зобеида»
Сюжет этой сказки Карло Гоцци отличается от классических историй с романтическим хэппи-эндом: здесь со свадьбы все только начинается. На 39-й день Зобеиде раскрывается страшная тайна: ее супруг Синдабад через 40 дней совместной жизни превращает всех своих жен в коров. Теперь разочаровавшаяся в любви героиня должна спасти себя и окружающих от злого тирана.
Режиссер Олег Долин поставил «Зобеиду» в стиле комедии дель арте, выросшей из площадного фарса. Отсюда и «голая» сцена, и элементы импровизации, и панибратство с публикой, и злободневные шутки, и подчеркнуто театральный характер происходящего. Спектакль играется во дворе театра под открытым небом — точно так же, как это делали когда-то уличные комедианты.
«Сон в летнюю ночь»
Как и рамтовская «Зобеида», премьера в Электротеатре обращается к традиции комедии дель арте и играется на открытом воздухе. Однако драматургическим материалом тут выступает текст Шекспира, автора совсем другой литературной эпохи. За соединение шедевра английского классика, итальянских масок и российских артистов взялся венецианец Алессио Нардин, который успел поучиться как у знаменитого «Арлекина» Ферруччо Солери, так и у Анатолия Васильева, режиссера-искателя и театрального философа. Рациональный мир античного полиса, волшебный мир эльфов и фей, мир искусства и мир влюбленных встречаются в одном причудливом сне, в который режиссер приглашает и зрителей.
«Как хорошо мы плохо жили»
Еще один «дворовый» спектакль — постановка питерского «Невидимого театра» по стихам Бориса Рыжего.
Екатеринбургский поэт, ушедший из жизни трагически рано, как и многие большие таланты, оставил в своих стихах образ России 90-х и родного Вторчермета, где сидел почти каждый и даже дети играли в охранников и заключенных.
Семен Серзин не стал запирать поэзию Рыжего в коробку зрительного зала и сделал декорациями своего спектакля серый асфальт и голубое небо, которые можно найти в любом дворе любого города. В этот раз его принимает у себя двор столичного Гоголь-центра.
«Торжество»
Проекты режиссера Андрея Стадникова всегда поражают масштабом замысла: театральная Москва помнит «СЛОН», поставленный с Мастерской Брусникина в пространстве бывшего завода «Кристалл», и «Родину», где 48 светловолосых перформерок шагали маршем вокруг пирамиды со зрителями. Премьерный спектакль в ЦИМе, скорее всего, не станет исключением: в постановке о взаимоотношениях человека и природы автор обещает соединить пластическое переосмысление истории Маугли, крестьянские песни в исполнении современного народного хора и макеты утопической архитектуры.
А разворачиваться все это будет под картой России в виде вышитого тигра, руку к которому приложили 88 волонтеров-зрителей театра.
«ЧПР»
Где: Музей Москвы
Когда: 5, 6 и 7 сентября
Купить билетыПод загадочной аббревиатурой в названии скрывается «Четвертая промышленная революция», о которой мы, свидетели Третьей — цифровой — революции, можем пока только теоретизировать. Новый курс «брусникинцев» не стал прерывать традицию и вслед за «Это тоже я» и «Транссибом» предыдущих выпусков создал спектакль в жанре вербатим — о том, как меняется с течением времени наша бытовая и общественная жизнь. Каждое следующее поколение привносит что-то свое, делая технические открытия и осваивая новые специальности, но безжалостно отбрасывая достижения предков.
«ЧПР», созданный Мастерской при участии Музея Москвы, использует предметы его коллекции и демонстрирует, как самые обычные вещи прошлого сегодня нуждаются в дешифровке. То же самое молодые артисты проделывают и с собранными историями реальных людей — колхозника, телеграфистки, суфлера и других, — бережно, но с юмором знакомя зрителей с их судьбами.
«Вахтангов. Путь к Турандот»
Верный традициям Театр им. Вахтангова выпустил премьеру в новом для себя жанре аудиопрогулки: спектакль Владимира Бельдияна предлагает зрителям пройти маршрутом от фонтана на площади перед Большим театром, через Камергерский и Брюсов переулки, к фонтану «Принцесса Турандот» на Арбате — по знаковым для Евгения Вахтангова местам. Именно он и его современники — Станиславский, Немирович-Данченко, Михаил Чехов и другие — стали героями театрального променада. Озвучили их вахтанговцы, причем не только звезды нынешней труппы, но и руководители — Римас Туминас и Кирилл Крок, примерившие на себя роли основателей Московского художественного театра.
Гастроли Ельцин-центра
В рамках проектов POEHALI! и «Большие гастроли» в Москву привезут четыре спектакля из екатеринбургского Ельцин-центра. «Я пишу для букваря» рассматривает феномен уральской драматургической школы: четыре ее представителя и двое артистов сочиняют и разыгрывают ситуации прямо на ходу, предлагая зрителям тоже влиять на сюжет. Герой моноспектакля «Взломанный» по пьесе Алексея Синяева — блогер, который слишком долго жил в виртуальном мире и теперь пытается решить проблемы реальные.
«Шпаликов» Николая Русского рассказывает о гениальном поэте и сценаристе 60-х, легенде оттепели. А в «Неважно себя чувствую» артисты ищут в себе Хармса, погружаясь в абсурдистский мир ОБЭРИУтов.
Фестиваль «Артмиграция»
Где: разные площадки
Когда: 13-19 сентября
РегистрацияДевятый фестиваль молодой режиссуры привозит в Москву спектакли выпускников столичных театральных вузов, работающих с коллективами в регионах. В этом году в афише только два спектакля, которые поставлены по классическим текстам — «Барыня» Буинского театра по «Муму» и карельские «Сказки черного леса» по сказке «Холодное сердце» Вильгельма Гауфа. Еще два созданы по современной драматургии и прозе: «Мультики» Первого театра по роману Михаила Елизарова и «Золото» Никиты Золина о жизни и выживании малых городов на фоне локальных экологических катастроф.
В «Корее Оз» рассказывается о коммуне бурятских гастарбайтеров в Корее. Казанский театр «MOÑ», вдохновившись татарской легендой о проклятых матерью братья-близнецах, превратившихся в птиц, создали на его основе танцевальный перформанс Sak-Sok. Из Тюмени в Москву привезут коллаборацию центра «Космос» и мастерской «ТеМа» — спектакль «Пусть они всегда танцуют», в котором актеры-подростки рефлексируют на тему развода родителей и отношений в семье.