Никита Высоцкий: «Я бы не сказал, что мой герой такой уж мямля»
Вы так давно не снимались, можно ли этот фильм расценивать как ваше возвращение в профессию?
Не думаю. Я ведь не снимаюсь не потому, что мне совсем уж не хочется, но есть дела, которые я не могу бросить. А кому нужен актер, который не в состоянии поехать в экспедицию?
Как же режиссер вас уговорил?
Звезды сошлись. У меня накопилось два отпуска, съемки в Москве, сценарий хороший, и актеры, которых еще раньше утвердили на главные роли — Василий Лановой, Ирина Купченко настолько хороши, что с ними просто рядом в кадре постоять приятно. Я ведь попал в эту историю последним — эдакий пожарный вариант.
Ваш герой — врач, растяпа и мямля, проходит путь до такого уверенного в себе человека. Вам он каким больше нравится?
Я бы не сказал, что мой Тетерин такой уж мямля. Просто он разуверился в себе, в окружающей действительности и сам себя вычеркнул из жизни. Он живет в состоянии паралича воли и абсолютного бездействия. Мне кажется, я в своей жизни тоже переживал подобные состояния. И этим он мне симпатичен. А потом он начинает действовать. Но не потому что хочет кому-то что-то доказать, или ему вдруг понадобился успех. Просто его действия нужны людям, которых он любит. То есть он поступает очень по-мужски. Я тешу себя мыслю, что во мне есть и это его качество.
В какой-то момент вы сознательно ушли из актерской профессии…
Так сложились обстоятельства.
Вы именно это имели в виду, когда сказали, что вам знакомо состояние «вычеркнутости» из жизни?
Просто я человек, которому свойственна рефлексия. Планида у нас, у интеллигентов, такая… Но периоды меланхолии сменяются в моем случае периодами бешеного энтузиазма. Я давно понял, что самоустранение от жизни — не выход из тупика. Единственное оружие, с помощью которого можно выбраться из угла, в который загнала тебя жизнь, — это действие, причем осознанное. Кстати, я и сейчас не уверен, что вернулся в профессию… Хотел сказать, что не испытываю зависти к людям, которые смогли сохранить себя в актерской профессии, не ушли, реализовались. Даже реализация, наверное, не так важна. Просто не ушли. Но это было бы не совсем честно. Потому что белой завистью я им все-таки завидую. Конечно, по этому поводу у меня есть некие комплексы, которые не очень-то осложняют мою жизнь, но они есть. Я же учился, я люблю эту работу, я мечтал играть на сцене… А что делать? Вот сегодня я встретился с приятелем — потрясающий физик и математик, подавал большие надежды, ему прочили академическое будущее, а он сегодня паркет стелет… Время сейчас такое…
«Дом на Озерной» — это ведь и о попытке выйти из кризиса?
Скорее о том, что можно всего достигнуть, оставаясь при этом хорошим человеком. У нас разучились снимать про хороших людей и при этом не суперменов — получается или слащаво, или назидательно. Здесь не этот случай. Все герои — славные, порой смешные и нелепые, открытые, искренние, настоящие. Я вот смотрю иногда по сторонам: мы часто останавливаемся, потому что не хотим марать руки. Или опускаем руки, потому что боимся сподличать. А можно, оказывается, быть нормальным человеком и не стоять при этом на обочине жизни. И есть еще у людей точки отсчета, помимо успеха, карьеры и финансового благополучия. Любовь, верность, дружбу никто еще не отменял.
Ну да, не в деньгах счастье…
И жизнь нам постоянно тем или иным способом напоминает: всего, что нажил, все равно с собой не унесешь, а мы почему-то отказываемся ей верить. Я надеюсь: история про то, что хорошим людям есть место в этом мире, может быть сегодня и интересной, и актуальной. Тем более там есть и комедия, и приключения, и детектив, и экшен.
Дом на Озерной
Пн 21 — чт 24 декабря, 20.30—21.30, Первый