Новые сказки о главном в РАМТе | Театр | Time Out

Новые сказки о главном в РАМТе

Елена Груева   28 декабря 2009
5 мин
Новые сказки о главном в РАМТе
Свежей режиссерской поросли дан шанс порепетировать на детях перед завоеванием профессиональной сцены.

Алексей Бородин — художественный руководитель Молодежного театра — не просто так предложил выпускникам режиссерской мастерской Сергея Женовача попробовать поставить в РАМТе спектакли для самых маленьких зрителей. Выгоду он собирается извлечь значительную. Во-первых, много спектаклей — много ролей для актеров. А о профессиональной форме своей труппы Бородин печется постоянно. Во-вторых, зимние каникулы будут обеспечены премьерами, не в пример дежурным утренникам других театров. Но главное — интерес творческий. Новое время — новые дети. Их нафталинными плюшевыми сапогами на усатом дядьке, непрестанно мяукающем из-под широкополой шляпы, не проймешь. А чем проймешь? Педагог Бородин решил поучиться у тех, кто сам недалеко ушел от нынешнего детства.


И пока не прогадал. На две сказки из четырех запланированных уже спрашивают лишний билетик родители не только для детей, но и для себя. Норвежка Сигрид Стрем Рейбо в спектакле «Как кот гулял, где ему вздумается» по Киплингу при помощи одного только покрывала, удивительной гибкости и ловкости молодых актеров, ну и, конечно, фантазии зрителей устроила из обычной комнаты настоящие джунгли, где кот хитростью и обаянием отвоевывает себе привилегированное местечко в нарождающейся вертикали власти. Родители веселятся, а дети активно комментируют и, не стесняясь, вмешиваются в ход событий. Актеры с готовностью подхватывают их реплики, а то и вытаскивают смельчаков на «сцену» к всеобщему удовольствию.


Екатерина Половцева поставила себе задачу посложнее. Она выбрала не самые известные у нас сказки голландца Тоона Tеллегена, который на примере лесных зверушек размышляет о самых труднопереживаемых детских комплексах: вдруг меня не поймут, вдруг я испорчу праздник, вдруг меня никто не любит. Спектакль «Почти взаправду» (чт 7, 18.00, пт 8, 12.30, вс 17 января, 18.00) получился очень серьезным и трогательным. И пусть выстроить единый сюжет начинающему режиссеру удалось не очень, но и здесь дети легко перешагивают условную рампу (на малой сцене ей вовсе места нет) и не боятся советовать героям, как жить.


Во время праздников сыграют еще две премьеры: «Волшебное кольцо» Шергина (вс 3, 18.00, пн 4, 12.30, вт 5 января, 15.30) в постановке Александра Хухлина и «Бесстрашный барин» (cр 30 декабря, сб 2, ср 6 января, 15.30 ) — жесткую сказочку для этой страшилки Марфа Назарова нашла в известном сборнике Афанасьева. Сумеют ли они найти общий язык с детьми, узнаем после премьер.


Стрем Рейбо Сигрид

«Как кот гулял, где ему вздумается»


Буквально за месяц до призыва РАМТа я читала «Just-So Stories» Киплинга. Они такие смешные! Мне всегда нравится, когда в истории есть что-то для взрослых, а что-то — для детей. Очень важно, чтобы дети поняли, что они могут стать кем хотят, что все возможно. И Кот идет своим путем, против границ и правил. Он индивидуалист. Он доказывает Женщине, что необходим ей такой, какой он есть, что в гармоничном доме всем есть место. Еще для меня было важно, что лошадь играет парень, а собаку — девушка и т. д. Я не люблю, когда возможности людей разделяют по половому признаку. Дети должны понимать, что пол в жизни — не помеха. Если хочешь чего-то добиться, смело иди в эту сторону. Я, например, в детстве очень часто играла в войну с мальчишками.


Екатерина Половцева

«Почти взаправду»


Я давно дружу со сказками Тоона Tеллегена. Они дзеновские чуть-чуть, вроде ни о чем, а энергетика у них очень позитивная. Лирическая атмосфера, немножко абсурдная, метафоричная философия. Что бы ни было, даже если кажется, что это плохо, — все равно хорошо. Мы старались строить весь спектакль на том, чтобы это глубокомыслие людей превратить в игру. Как и в жизни, в игре дети натыкаются на какие-то смыслы. Иногда не обязательно решить проблему, достаточно сказать человеку: «Я хочу решить ее с тобой»; поддерживать друг друга, быть вместе, быть терпимым. Среди наших героев есть очень закомплексованные звери, депрессивные — всех надо принимать такими, какие они есть. Когда ты принимаешь человека, он сам освобождается от своих комплексов.


Александр Хухлин

«Волшебное кольцо»


Наша история про то, как Ваня делал свой выбор. По сути, он проходит путь инициации, преодолевает инфантилизм. Вначале у Вани нет своей позиции. Увидел кого-то, кто нуждался в помощи — помог, не увидел — не помог. Змея дает ему волшебное кольцо («Властелин колец» вспоминается), чтобы испытал себя — чего он хочет. И его тут же заносит: он получает роскошную одежду и сразу хочет себе гламурную принцессу, девочку с обложки. Честно полюбил ее, а она его предала. Пока сидит в тюрьме, те, кого он спас, дают ему шанс сделать выбор снова. Наученный опытом, он выбирает девушку, которая ему близка. И благодаря такому выбору вокруг возникает вся Ванина семья: девушка, мама, животные — все оказываются вместе. Подлинная ценность — искренние отношения между людьми, душевная близость.


Марфа Горвиц (Назарова)

«Бесстрашный барин»


Я была поражена нетипичным для русской сказки героем и финалом. Мысль христианская: быть отважным человеком не так уж и хорошо. Спектакль о смелости-бесшабашности-избалованности, о вседозволенности, которая сегодня пропагандируется в воспитании. Наш главный герой — барин, ему все можно, он ни в чем не знает отказа. А остальные действующие лица — его как бы няньки, которые во всем ему угождают. Он хочет страшную сказку — они устраивают ему страшилки. В итоге он так заигрывается, что погибает. Мы еще не решили окончательно: может, он в конце проснется, и все это окажется сном — чтобы дети не переживали трагедию. «Ужасти» у нас страшны сами по себе — так их играют ребята. Они и страшные, и смешные одновременно. Дети должны быть не младше 8 лет. Может, конечно, я и недооцениваю современных детей — может, они, и не такое видели. Но это будет пострашнее Фредди Крюгера.