На языке тела
Всю красоту человеческого тела отражают работы, выполненные фотохудожниками Максом Андресом (Москва) и
Это первая совместная работа авторов. Макс Андрес, член фотохудожников России и ученик Едыге Ниязова. Обнаженная натура для него — это прежде всего материал. В его работах человеческое тело являет собой чаще комичное, продиктованное исключительно культурными предрассудками, выхваченное из шумной жизни объективом мастера.
«Из жизни тела» — именно так называется экспозиция. И это не случайно, ведь у тела свой язык — язык чувств, который понятен человеку вне зависимости от его статуса, нации и положения в обществе. Два взгляда на эстетику тела, два типа художественного осмысления «темы телесности» в современной российской культуре. На выставке зрители увидят более 70 черно-белых и цветных работ.
Закрытие выставки состоится 14 февраля. Причем по условиям, выдвинутым организаторами, с собой необходимо принести гелиевый шарик. Уникальность всей церемонии в том, что нижнее белье, принесенное зрителями на открытие и развешанное в холле галереи, будет привязываться к шарикам и под общее ликование отправляться в небо.
Познать язык человеческого тела омичи смогут, посетив галерею «Аврора Крейсер», которая расположена по адресу ул. 10 лет Октября, 193, галерея (ост. «25-я Линия»).
Экспозиция открыта ежедневно с 27 января по 14 февраля с 14:00 до 19:00 часов (вход свободный)
Наталья, в фотографию вы пришли два года назад, что подтолкнуло, может быть, работа в театре?
– Конечно. Как говорят: «Талантливый человек талантлив во всем» (смеется), но мне кажется, здесь первостепенную роль сыграла генетика, поскольку папа у меня художник и он влиял на мое художественное воспитание. Я отучилась в художественной школе, кроме этого, в процессе моего обучения он неоднократно брал меня с собой на пленэры. Предрасположенность у меня была с детства, но я не любила рисовать, видимо, поэтому я и увлеклась фотографией.
С каким аппаратом начинали свое искусство? Оставили ли на память для работы какой-нибудь фотоаппарат, к примеру, старенький ФЭД?
– Они лежат. У меня есть и «Зенит» и ФЭД, но у меня до них никак руки не доходят. (Смеется.) Поэтому я фотографирую сейчас на пленочный Canon. У меня есть и цифровой, но я больше люблю пленку. Опыт показывает, что художественная фотография на пленке смотрится гораздо лучше, чем в цифровом исполнении.
О чем говорит черно-белая фотография, а о чем цветная? Что вы, как фотограф, стремитесь показать в своей работе, когда один и тот же кадр создаете в цветном и черно-белом исполнении?
– Значит, цвет был не нужен. Человеческое тело я вообще люблю больше снимать на ч/б. Такие фотографии подчеркивают графику, четкость линий и контрастность. У меня есть работы, сюрреалистические, построенные на геометрии, где больше каких-то изломов и изгибов, световое решение, контрастность…там только ч/б. Там же, где красивый фон, где сочетание бликов тела, то в этом случае уместен цвет.
То есть вы заранее предугадываете, какой будет в итоге фотография, цветная или черно-белая, или же ориентируетесь на месте съемки?
– Пленка дело тонкое. (Улыбается.) Если ты подзарядил ч/б, то там уже тридцать шесть кадров будь добр отщелкай. Я подбираю натуру под пленку, а не наоборот.
А не было желания перейти с пленки на цифру?
– Нет. Я, конечно, снимаю на цифру, но крайне редко. Это как смотреть старые фильмы.
Почему именно стиль ню?
– А все очень просто. (Смеется.) Когда я училась в фотошколе, то Василий Мельниченко проводил курсы ню, как жанра, в течение трех месяцев. У меня просто не было выбора. А потом, когда курс прошел, я поняла, что мне интересен именно этот жанр фотоискусства. Вот и все.
А о чем говорит человеческое тело?
– Работая в жанре ню, я поняла, что для меня тело вторично, как плоть. Прежде всего, я фотографирую человека. И если мы с человеком, что называется, не на одной волне, то я с ним просто не работаю. Героями моих работ, которые представлены на выставке, стали мои знакомые, и было проще, ведь в данном случае вопрос доверия стоял на втором плане, они мне полностью доверяли. А вот когда я была в Таиланде, то работала с девушкой, которую практически не знала, и ушло не меньше недели, пока мы заговорили «на одном языке».
С кем из моделей комфортнее работать, с женщинами или, наоборот, с мужчинами?
– А без разницы. Но с женщинами, конечно, проще. Все дело в том, что в женском теле больше изгибов, но мужчины в то же время более графичны. С ними приходится поломать голову, но в этом и прелесть. Я думаю даже, что с простыми людьми мне проще работать, нежели чем с моделями, которые привыкли себя как-то позиционировать. Я за естественность.
Почему решили сотрудничать с фотохудожником Максом Андресом? И легко ли находить общий язык с человеком, посвятившим фотографии практически всю жизнь?
– Лично мы познакомились лишь два дня назад. Знали мы друг друга лишь заочно. Мне симпатичен его взгляд, который кардинально противоположен моему, но такая позиция есть. Если у человека есть свое видение, и он при этом еще и талантлив, то это мой человек. Нас объединяет любовь к фотографии и в частности к жанру ню.
А не тяготит ли соавторство, и не было ли желания открыть со временем свою выставку?
– Конечно, желание есть. В этот раз у меня было представлено мало работ, всего девятнадцать, поскольку это было отснято за три месяца. А у Макса опыт с 1991 года, безусловно, это первая ступенька. Но я считаю, что для начала неплохо.
А как вы друг друга нашли? Идея была ваша или Макс пригласил вас поучаствовать?
– Все благодаря Василию Мельниченко и фотоклубу «Со-Бытие». Так через знакомых и друзей мы друг друга нашли. Идея вообще-то давно витала в воздухе. Мы давно хотели пригласить Макса в наш город, чтобы он организовал выставку. А тут еще я (смеется), у которой свои работы. Чтобы не организовывать две выставки, мы решили их объединить.
Довольны результатом?
– Конечно.
Героями ваших фотографий становятся только люди или у вас есть еще другие предпочтения?
– Вообще изначально, когда я заканчивала фотошколу, то серьезно увлеклась натюрмортом и думала, что буду работать только в этом жанре. Но потом я переключилась на жанр ню, а недавно через призму этого жанра мне стал интересен портрет. Я как бы поднималась все выше и сосредоточилась на глазах, на лицах героев. И во время путешествия в Таиланд я много фотографировала исключительно портреты, племена, деревенских детей. И возможно в будущем я открою персональную выставку в этом жанре. Есть такая мечта, поснимать омских актеров, видимо, потому что я сама актриса, и мне интересно показать их зрителю без масок, «живых».
Говорят, «Красота спасет мир» — согласны с этим высказыванием?
– Ну да, отчасти.
Работа фотографом помогает или, напротив, отвлекает от основной профессии?
– Конечно помогает. Эти профессии в чем-то схожи. И та и та творческая, требует какой-то фантазии, и они дополняют друг друга.
Не было желания принять участие в фотосессии в жанре ню, но уже не в роли фотографа, а в роли модели?
– Смотря у кого. Гламурная фотография меня сейчас мало интересует, но я бы рассмотрела варианты. Если бы это был человек, который видит так же как я, почему бы и нет.
Наталья, как любите проводить свободное время, с фотокамерой в руках или..?
– По-разному. Я же обычный человек. Люблю встречаться с друзьями, в кино ходить. Я очень люблю посвящать свое свободное время просматриванию работ известных классиков, ну и молодых фотографов тоже. Я могу в Интернете просидеть уйму времени, рассматривая фотографии или читая материалы о фотографии.
Вы сказали, что недавно вернулись из Таиланда, любите путешествовать?
– Очень.
Вы родились в Омске, а какой город считаете своим?
Ну, пожалуй, этот, мой город. Хотя старость хотелось бы провести во Франции. (Смеется.) Эта страна меня покорила. Люди там относятся к проблемам иначе, с улыбкой, с юмором. И там себя уютно чувствуешь, все-таки у нас в России пенсионеры не так защищены, как там.
Что важно знать в первую очередь начинающему фотографу? Можете дать совет?
– Побольше фотографировать. И просматривать работы классиков. Стараться отличать плохое от хорошего. И смотреть, смотреть, смотреть. Впитывать, словно губка. Не бояться практиковать. Только тогда будет толк.
Ну и напоследок риторический вопрос, ваши планы на будущее?
– Ну, я хочу открыть свою персональную выставку. Открыть для себя жанр портрета, в широком его понимании. Планов много, будем стремиться их реализовывать на практике.
Макс, с чего началась ваша карьера фотографа?
– Все получилось как-то само собой. Чтобы меня приняли в октябрята, мне необходимо было посещать определенное количество кружков. Вот так я попал к Едыге Ниязову, который и привил мне любовь к фотографии. Это произошло в Павлодаре.
Скажите — почему ваш выбор пал на жанр фотографии ню?
– Люблю девушек (Смеется). Хотя я очень люблю жанр портрета, но в последнее время все больше отдаю предпочтение именно ню.
С какой техникой вы сейчас работаете?
– Сейчас у меня Pentax Z-1Program. Я снимаю исключительно на пленку. Не люблю «цифру».
Некоторые фотографы, в том числе и вы, до сих пор отдают большее предпочтение пленочным фотоаппаратам, чем цифровым. Чем вы это объясните?
– Когда смотришь на результат, то пленочная фотография гораздо живее, нежели цифровая. При работе с увеличителем, видимо, какая-то часть моей внутренней энергии переходит на снимок.
Как вам сотрудничество с Натальей Виташевской? Легко ли работать с женщиной-фотографом?
– На самом деле сотрудничать на равных с женщиной-фотографом крайне тяжело. Она полноправный соавтор. Любопытно, что в одном месте встретились авторы настолько разных взглядов. Это и интересно.
Довольны результатом?
– Я в шоке. На днях я до трех ночи сидел в Интернете, следил за обсуждением. Невероятные разборки в формате онлайн. Не поверите, даже кто-то из Союза художников посетил выставку, и сейчас выдвинуто предложение выставку закрыть, а Васю Мельниченко за пропаганду порнографии засадить за решетку.
Неужели, разве у нас нет свободы слова? Как-то ощущается дух советского времени?
– Вы правы, довольно сильно чувствуется. Но на самом деле, я думаю, до закрытия выставки дело не дойдет. Давайте будем рассматривать это как зависть со стороны Союза художников и не больше.
Но вернемся к выставке. О чем говорит человеческое тело?
– Сложный вопрос… Да обо всем.
Вы считаете идеальным любое женское тело?
– Нет нормы. В разные времена понятие красоты менялось. Если переформулировать известную фразу «Некрасивых женщин не бывает», тоже самое можно сказать и о женском теле. Бывают неумелые фотографы. Если, скажем, у женщины будет одна рука, нога и не будет одного глаза, я отдам ей больше предпочтения, чем девушке с идеальными формами. На моду обращать внимание не следует. Моду надо создавать самому.
Макс, а есть ли у вас эксклюзивные идеи для фотосъемок?
– Я стараюсь не задумываться. Ты придумал, а пришел человек, ты на него посмотрел и понял, что все твои планы рассыпались в пыль и приходит уже новая идея. По большому счету вся фотосессия постановочная, но при этом это абсолютный экспромт.
В каком проекте вы согласились бы принять участие?
– Не задумывался. Провокаций много.
Кого вы считаете лучшими профессионалами своего дела?
– Давайте для начала разберемся в понятии профессионал. Это человек, который своей профессией зарабатывает деньги и далеко не факт, что он станет большим художником. Конечно, профессионалом своего дела и при этом большим художником, я могу назвать своего учителя Едыге Ниязова. Перед ним я просто преклоняюсь. Человек, который создал большой пласт в фотографии. Ну, кто еще… Есть такой замечательный портретист Ян Саудек. Вот это мастер. Рекомендую всем.
Как вы выбираете сюжеты для фотографий?
– Сюжет строится по ходу съемки, по ходу общения. Изначально какой-то определенной картинки фактически никогда нет.
А с кем вам легче работать?
– Легче с женщинами. Я начинаю улыбаться, делаю комплименты. Девушки тоже подтаивают, и в результате получается хорошая фотография. У мужиков на самом деле комплексов гораздо больше.
Трудно ли искать людей для съемок в жанре ню?
– Достаточно трудно. Бывает, приходят, а у человека в глазах пустота. Сразу понятно, что здесь ничего не выйдет. А если я вижу, что с человека что-то может получиться, то я до последнего из него выжимаю согласие, вот так и работаем.
Что нравится снимать больше всего?
– Нравится снимать людей. Живых людей.
И что вас утомляет?
– Утомляет второй режиссер на съемочной площадке. Иногда девушка приходит, и у нее в голове сложился определенный образ. Я отправляю сразу в фотоателье. Если вы приходите ко мне, вы работаете со мной, и руководить процессом буду я.
Как выбираете декорации? Трудно ли подбирать планы?
– Нет. Я вообще очень ленивый человек. И стараюсь не выходить из того места, где провожу максимальное количество времени. Максимум в магазин. Так я могу снимать на черном, на белом, на красном фонах. На любом, главное, чтобы оттуда не надо было никуда ехать.
Бывало ли, что вы возвращались с фотосессии с пустыми руками?
– Конечно. Тяжело работать с теми людьми, которые изначально знают, чего хотят они. Очень часто я посреди съемки говорю: «Стоп». Я пытаюсь сымитировать какую-то техническую проблему, и на этом мы расстаемся. Конечно, если человек принесет мне очень много денег, тогда, конечно, мы продолжим работу, но у меня уже будет иное настроение.
«В работе все зависит от самого фотографа и тех людей, с которыми он работает». Согласны ли вы с этим или нет?
– На 100 %. Хотя больше зависит, конечно, от фотографа. От его умения расположить человека к себе.
Вы много путешествуете?
– К сожалению, приходится. Это утомительно, и я стараюсь этого не делать.
А какой город считаете своим?
– Павлодар. Город, где я родился. Друзья все там, душа там, до недавнего времени учитель был там.
Как любите отдыхать? И что для вас значит полноценный отдых?
– Это я вам сейчас расскажу (Смеется). Берется резиновая лодка, друзья, зачастую художники. С фотографами, как показывает практика, ужасно скучно. И мы уплываем на 2-3 дня подальше от городского шума и суеты. Почему еще Павлодар для меня свой — отличная рыбалка.
Любите рыбачить?
– Я люблю рыбу есть. Рыбак, конечно, из меня никакой. Сидеть судорожно с удочкой в руках, ожидая улова, — это не для меня. Я обычно все приготовлю и иду на поиски хорошего кадра.
Дайте совет начинающим фотографам, который не даст никто другой в индустрии?
– Никогда не считайте себя зрелым автором. Ставьте перед собой задачу по возрастающей. Тогда не будет застоя и будет творческий рост.
Ну и финальный вопрос. Думали уже о новом проекте, и если не секрет, что это будет?
– Конкретно у меня предложение на май-июнь: выставка обнаженки в Санкт-Петербурге в галерее «Этажи».