Семен Файбисович: «Я живой и актуальный художник, пока меня вызовы внешние к чему-то побуждают»
Почему у успешного, известного художника под мастерскую комната отведена в квартире?
Долгая история. Сначала советская власть не давала мастерскую, потому что я не был членом Союза художников, мастерская не полагалась. А когда начались новые времена, губы раскатал, но выяснилось, что на смену одной иерархии пришла другая, от которой тошнило еще больше. Потом я бросил живопись, и вопрос сам собой отпал. А сейчас, когда вернулся, уже не хочу ничего менять. Удобно — никуда переться не надо, утром встаешь, кофе попил и за станок… Главная проблема — отхода нет, чтобы большие холсты видеть с небольшого расстояния. Но я эволюционировал немножко, развил фасетное зрение. И теперь физический размер картин лимитируется только тем, как они в дверь проходят, уходят.
Размер имеет значение?
Этот формат очень органичен — для того, чтобы зрители не просто посмотрели, а могли вступить с картиной в отношения, войти в нее.
Вы живопись то бросаете, то снова красками пишете. А теперь вообще никто не понимает, что вы делаете.
Я и придумал, чтобы никто не понимал. Возникло желание что-то такое соорудить, новый синтез. Это, безусловно, живопись — в том числе живопись. Мерцающее взаимодействие технологий — печатных, цифровой съемки, компьютерной обработки и настоящей живописи. Когда овладеваешь всем, возникает поле игры взаимодействия разных техник, мимикрирования одной под другую. Я случайно вышел на эту новую живопись — с проекта мобилографии: дали мобильник, сказали — давай… а потом натолкнулся на сюжеты.
Многие хотели бы, чтобы вы вернулись к классической живописи
Это нормально, если художник в определенном возрасте начинает себя воспроизводить. Но мне скучно становится, возникает потребность интригу какую-то создать, чтобы в ней разбираться. Я считаю, что я живой и актуальный художник, пока меня вызовы внешние к чему-то побуждают. Новое время само ставит новые задачи — живописные, пространственные, конструктивные. В этом смысле возвращение к старому искусственно.