Поиск счастья в настоящем: 9 лучших спектаклей 2020 года, которые стоит увидеть | Театр | Time Out

Поиск счастья в настоящем: 9 лучших спектаклей 2020 года, которые стоит увидеть

Нелли Когут   21 января 2021
6 мин
Поиск счастья в настоящем: 9 лучших спектаклей 2020 года, которые стоит увидеть
«Горбачев», Театр Наций. Фото: Ира Полярная
Театральные поиски прошлого года сосредоточились вокруг большой истории, переживания утраты внутренних опор и овладения искусством принятия жизни. При всей неожиданности пандемического кризиса эти темы оказались удивительно созвучны времени. Time Out рассказывает, какими спектаклями нам всем запомнился 2020.

«Горбачев»

Фото: Ира Полярная, Театр Наций

Где: Театр Наций

Когда: 31 января, 1, 18, 19 февраля

Купить билеты

Посвящение первому и последнему президенту СССР и его жене становится историей о победе человеческого над повседневностью — ведь сила любви двух неразрывно связанных друг с другом людей всегда выше каких-либо исторических параллелей. Таким образом, это спектакль не о политике, но любви.

Личное в постановке, в которой главные роли сыграли Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, выходит на первый план. Жизнь реально существующего российского политика крупного калибра вообще редко становится предметом осмысления режиссеров как в государственных, так и независимых театрах. В данном случае в основе лежит документальная пьеса Алвиса Херманиса, собранная из воспоминаний, писем и публичных выступлений Михаила и Раисы Горбачевых. А потому на сцене удалось создать максимально точные образы героев, которым было предначертано изменить ход истории.


«Молли Суини»

Где: Мастерская Петра Фоменко

Когда: 31 января, 13 февраля

Купить билеты

Постановка Ивана Поповски с Полиной Кутеповой в главной роли учит принимать мир со всеми его радостями и горестями. Здесь сочетаются неповторимый ирландский юмор, особенная светлая грусть и глубокий психологический анализ персонажей.

В результате зритель получит и руководство по проработке собственных ситуаций — и наслаждение от стильного, невероятно эффектного визуального решения спектакля с изысканным монохромом и игрой света и тени.

Каждое слово пьесы Брайана Фрила филигранно отточено: драматург справедливо заслужил репутацию ирландского Чехова. Главная героиня Молли, прозрев, на самом деле становится слепой — в ее мире рушатся все опоры и сбиваются ориентиры. «Спасение» женщины — операция — становится тем самым ружьем, которое в конечном итоге выстреливает и неумолимо направляет действие навстречу трагедии.


«Все тут»

Дмитрий Крымов переносит на сцену события собственной жизни. По сцене ходит актер-рассказчик, изображающий самого Крымова, и ведет биографическое повествование, в котором действующими лицами выступают родители режиссера — гениальный режиссер Анатолий Эфрос и равнозначно великий театральный критик Наталья Крымова. В этом театре памяти все переходит в вечность и все живы. Все тут.

В ткань реальных судеб вплетается пьеса «Наш городок» Торнтона Уайлдера, а точнее воспоминания о ее двух знаменитых постановках — вашингтонского театра «Арена Стейдж» и спектакль Михаила Туманишвили в память об Анатолии Эфросе. Спектакль дает возможность вместить «туда» городок своего детства, взглянуть на свои давно минувшие дни и осознать, что в общем-то, прошлым и настоящим граница весьма условная.


«Сын»

Где: РАМТ

Когда: 29 января, 17, 18 февраля

Купить билеты

Современный текст французского драматурга Флориана Зеллера «Сын» затрагивает по-настоящему шекспировскую тему распада мира, когда рвется «дней связующая нить». Юрий Бутусов развивает этот мотив и представляет семейную драму как катастрофу разрыва человеческих связей.

История отдельно взятой семьи, где ребенок-подросток погружен в острые переживания развода родителей, превращается в современную версию «Гамлета» — потерявший отца сын разочаровался в самом устройстве мироздания и утратил веру в мир и в окружающих его людей.

Пьеса Флориана Зеллера в острой форме говорит о конфликтах сегодняшнего мира потерянной коммуникации, где, как и в глазах подростка Николя, жизнь взрослых напоминает гротескную клоунаду.


«Снегурочка»

Где: Театр на Таганке

Когда: 29, 30 января, 25, 26 февраля

Купить билеты

Денис Азаров интерпретирует пьесу Александра Островского как коллизию столкновения двух противоположных мировоззрений и разных обществ. С одной стороны — мир Снегурочки, Зимы и Мороза, с другой — Берендея, Весны и Ярила.

Действие переносится в безвременье, где ХХ век и современность смешались с мифологическим временем былин и преданий. Оттого история выглядит вечной и всегда актуальной.

Снегурочка — единственный не осовремененный образ в спектакле. Красавица, не знающая настоящей любви, оказывается единственной, кто в нее верит и к ней стремится. Но ее душевная чистота и открытость не выдерживают столкновения с жестокостью внешнего мира. Новое время или полностью подчиняет себе, или приводит к гибели.


«Петровы в гриппе»

Спектакль Антона Федорова по популярному роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» рассказывает о нескольких днях из жизни простой екатеринбургской семьи. Обыденность, однако, на сцене, как и в тексте, переплетена с абсурдностью какого-то нездешнего морока из самых глубин человеческого подсознания. Распивание крепкого спиртного в катафалке, смерть в образе Снегурочки, библиотекарша, одержимая зрелищем крови — это образы как будто из гриппозного бреда. Но мистический сюжет раскрывает саму сущность реальности, действующей по неведомому нам, непостижимому порядку.

Огромный троллейбус на сцене превращается то в квартиру, то в библиотеку, то в Дом культуры, то в настоящее подземное царство — все перемешивается и переворачивается с ног на голову, так что зритель, как и герои, непременно потеряет способность ориентироваться во времени и пространстве. И эта фантасмагоричность — главная притягательная сила постановки.


«Собрание сочинений»

Где: Современник

Когда: 27, 28 января, 8, 28 февраля

Купить билеты

«Собрание сочинений» по пьесе Евгения Гришковца — первая постановка Виктора Рыжакова на сцене «Современника» в статусе художественного руководителя театра. За внешней простотой сюжета о прощании с прошлым кроется пронзительная тоска по настоящему.

Дети семейства — обосновавшийся в США старший сын Николай (Никита Ефремов), дочь Татьяна (Светлана Иванова) и военный моряк Сергей (Сергей Новосад) — вынуждены решить вопрос о распределении фамильной домашней библиотеки. Бесценному «собранию сочинений», воплощающему непреходящие ценности, не находится места в современном суетном мире.

Хозяйку родового гнезда блестяще играет Марина Неелова. Сделав выбор в пользу настоящего, ее героиня находит силы расстаться с прошлым — продать машину, дом и переехать в новостройку на окраине города, и разгадать код счастья жизни «здесь и сейчас».


«Семейный альбом»

Где: Театр им. Вл. Маяковского

Когда: даты будут объявлены позднее

Билеты скоро в продаже.

Темой спектакля по пьесе Томаса Бернхарда стало прошлое одной австрийской семьи. Режиссер Миндаугас Карбаускис размышляет о проблеме внутреннего конформизма, позволяющего идти на что угодно ради сохранения привычного.

Бывший помощник коменданта концлагеря, ныне уважаемый чиновник, судья из Штутгарта Рудольф Хеллер на протяжении жизни скрывает свое нацистское прошлое. Но не расстается с ним. Каждый год в день рождения Гиммлера он организовывает ритуальный праздничный ужин в память о своих лучших днях.

Бернхард обнажает перед зрителями весь ужас латентной неистребимости фашизма, часто принимающего респектабельные формы и скрывающегося за ширмой добропорядочности. В спектакле играют: Евгения Симонова, Галина Беляева, Михаил Филиппов.


Lorem Ipsum

Lorem Ipsum поставили девять молодых режиссеров Мастерской Брусникина, а сценарий пьесы был создан с помощью текстогенераторов. Постановка представляет собой исследование влияния на человека алгоритмов, которые в век цифровых технологий стали в прямом смысле управлять нашей жизнью.

Кураторы этого социального эксперимента Дмитрий Волкострелов и Ксения Перетрухина отобрали для изучения отдельные темы: русская классика, бизнес и финансы, наука и техника, юмор и развлечения, искусство, философия, спорт, дом и семья, медицина и здоровье.

На сцене совершается попытка вдохнуть жизнь в искусственно скомпилированный текст и наполнить наполнить информационный поток содержанием. А зрителям предстоит оценить, насколько же глубоко нейросети проникли в человеческое.