Экзистенциальный кризис, фарс и балаган: 9 театральных событий ноября
Кто боится Вирджинии Вулф?
Знаменитая пьеса американского драматурга, многократного обладателя Пулитцеровской премии Эдварда Олби востребована театром уже на протяжении многих десятилетий. Это камерная история на четырех артистов, а потому внимание к кастингу должно быть особенно пристальным. В премьере Театра Наций собирается ансамбль первоклассных артистов: худрук театра Евгений Миронов, ведущая актриса театра «Сатирикон» Агриппина Стеклова, актер Театра Наций Александр Новин и звезда Дмитрия Крымова Мария Смольникова.
Данил Чащин представляет размышление о том, как экстремальная ситуация выводит каждого из героев к его личным экзистенциальным переживаниям. Чащин уже работал в Театре Наций – в 2021 году вышел спектакль «Живой Т.», однако в этот раз акцент с визуальной составляющей сместится на драматические отношения между персонажами.
Новая оптимистическая
Спектакль точно приглянется любителям острых постановок Константина Богомолова – от первоначального замысла отвалилась и фамилия автора пьесы-первоисточника Всеволода Вишневского, и намекающее на жанр слово «трагедия». Впрочем, и пьеса написана была в начала 1930-х, а потому и сюжет переработан в соответствии с современными реалиями.
На сцене разворачивается фарс, балаган, фирменная богословская сатира, на этот раз обширно наполненная внутритеатральным юмором: герои заняты поиском решения насущной проблемы – как соединить актуальные формы с патриотической повесткой. Впрочем, трагедия тут все же незримо присутствует.
Вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения А.Д. Папанова
Когда: 4 ноября
4 ноября в Театре сатиры пройдет вечер, посвященный 100-летию актера Анатолия Папанова. Почтить народного артиста придут его друзья и коллеги, которые поделятся своими воспоминаниями о Папанове, расскажут о его ролях в театре и кино. В вечере примут участие: Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Андрей Смирнов, Елена Папанова, Зоя Зелинская, Виктор Рухманов, Нина Корниенко, Александр Воеводин и многие другие. Кроме этого, на сцену выйдут и артисты молодого поколения – от лица известных режиссеров, с кем приходилось работать Папанову, а также от лица самого артиста.
Анатолий Папанов поступил в Московский театр сатиры по приглашению режиссера Андрея Гончарова в 1948 году и посвятил театру почти 40 лет.
Мурркулатура Гофмана
В спектакле Екатерины Гранитовой два гения, музыкант и кот, вместе проходят выпавшие на их долю жизненные испытания и справляются с ними.
«Мурркулатура Гофмана» – это первая инсценировка романа «Житейские воззрения кота Мурра» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Композитор Иоганнес Крейслер и мудрый кот Мурр, поэт и философ страдают от несчастной любви, общаются с друзьями и ищут смысл жизни в хорошей литературе. Два мира, человеческий и кошачий, переплетаются, отражаются, как в зеркале, чтобы исследовать истинную природу таланта и его отличия от просто «хорошего человека». В спектакле прозвучат произведения самого Гофмана, Баха, Россини, Оффенбаха, Паизиелло и Петра Айду.
Лабардан-с
Постоянная постановочная команда «Студии театрального искусства»: режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский, композитор Григорий Гоберник и художник по свету Дамир Исмагилов представляют новую сценическую версию гоголевского «Ревизора».
Лабардан-с – так называли треску во времена Гоголя. Часть действия происходит в бане – знаковое место для решения важных вопросов, а также для того, чтобы собрать сразу все пороки общества и посмеяться над ними.
Друг мой
Где: МХТ им. А.П. Чехова
Когда: 5, 6, 19 ноября
Театральная Москва: 5 спектаклей «Студии театрального искусства», которые стоит увидеть
Постановка Петра Шерешевского выросла из эскиза, который был создан в июне 2022 года в рамках экспериментального проекта «АРТХАБ». В основе спектакля лежит пьеса одного из ведущих современных драматургов белорусского происхождения Константина Стешика.
Спектакль в форме ночного роуд-муви двух близких друзей, вышедших за сигаретами для одного из них, оборачивается чередой поразительных, иногда даже криминальных событий и встречей бессонных полуночников с множеством интересных персонажей.
Сами герои будто застряли в безвременье, а границы жанра расширяются до безграничных пределов: тут и путешествие, и лирическая монодрама, и социальная драма, притча и даже аллюзии на скандинавскую мифологию.
Круги/фантазии
Никита Кобелев представляет постановку пьесы одного из «столпов» современной французской драматургии и режиссуры Жоэля Помра. «Круги/Фантазии» – это уже третье обращение к драматургии Жоэля Помра на сцене «Практики». В 2007 году вышла постановка самого Помра по его пьесе «Этот ребенок», а в 2014 году Марфа Горвиц поставила «Золушку» по пьесе драматурга.
Постановка состоит из восьми емких и очень насыщенных скетчей, представляющих житейские ситуации в их крайней острой и гротескной форме. Время действия перемещается из Средневековья в эпоху Первой мировой, из начала XXI века в наши дни. Они, как круги, кольца, в бесконечном течении времени объединяют разные судьбы в едином, непрерывном воспроизведении человеческой истории.
Лабиринт
Вечер современной хореографии «Лабиринт» объединяет три одноактных балета ведущих российских и зарубежных современных хореографов: «Сияние» Ольги Лабовкиной и композитора Илья Дягеля по мотивам научно-фантастического романа британского писателя-футуролога Олафа Стэплдона «Создатель звезд»; «Нерв» в постановке Анны Щеклеиной на музыку Василия Пешкова о переживании разнообразных катаклизмов; «Минотавр» Патрика де Бана на музыку Макса Рихтера – переосмысление известного древнегреческого мифа, основанное на пьесе Хулио Кортасара «Цари».
Название проекта «Лабиринт» представляет собой метафору лабиринта жизни, где сплетаются любовь, ненависть, сомнения, страхи и мечтания. На сцену выйдут премьеры и ведущие солисты Большого театра России Анастасия Сташкевич, Алена Ковалева, Мария Виноградова, Денис Савин, Георгий Гусев, а также звезда современного танца Ильдар Гайнутдинов.
Попрыгунья
Айдар Заббаров выпускает «Попрыгунью» по рассказу Антона Чехова – свою первую работу в стенах Театра Вахтангова. Материал лежал в режиссерском портфеле Заббарова еще с третьего курса ГИТИСа. Основной же мыслью, ради которой и создавалась постановка, для режиссера стала в первую очередь история о сплочении людей перед общей бедой. Центральным моментом рассказа, по мнению режиссера, становится финал, когда вокруг заболевшего главного героя Дымова, не сговариваясь, собираются все его товарищи-врачи. И в этом скрыта их победа над разобщенностью и эмоциональным безразличием.