Мариинский балет на «Золотой маске»
Распределены спектакли будут неравномерно: сначала дважды подряд «Конек-горбунок», затем три одноактовки («Шотландская симфония», «В ночи», «Тема с вариациями»).
«Конек», сочиненный Алексеем Ратманским на музыку Родиона Щедрина, — премьера прошлого сезона и участвует в «масочном» конкурсе (на национальную театральную премию выдвинуты спектакль как таковой, хореограф, исполнитель роли Ивана-дурака Леонид Сарафанов, Алина Сомова, которой досталась роль Царь-девицы, и художник «Конька» Максим Исаев).
«Конек» поражает прежде всего занятной «картинкой»: Исаев одел Царя в Спасскую башню Кремля, водрузил ему на шапку двухголовую национальную птичку, по костюмам бояр проложил кремлевскую стену. Два статных коня, что достаются Ивану-дураку на продажу, одеты как подражатели Элвиса Пресли; у жителей Морского дна на платьях — перевернутые, будто отраженные в воде лица. И так далее, и тому подобное — каждая сценка дарит свою ассоциацию и свою усмешку; замечательный калейдоскоп. Хореограф тоже играет с ассоциациями — но уже с историко-балетными: в танце Царь-девицы и легкое обозначение русской пляски, и (более явный) намек на пластику Майи Плисецкой, когда-то исполнявшей эту роль в спектакле Большого театра. (Тогда спектакль сочинял Александр Радунский). Плисецкая, между прочим, год назад присутствовала на премьере «Конька» в Мариинке — и ей настолько глянулась Алина Сомова, что легендарная балерина после спектакля вынула из ушей и подарила юной звездочке собственные серьги. Подарила, собственно, обещание судьбы — теперь девушке надо подарок оправдывать.
Не только с историей «Конька-горбунка» играет Ратманский, с историей балета вообще: усмешливые приветы посылаются и баланчинскому «Блудному сыну», и даже канонической «Жизели». Но для того, чтобы посмеяться в этот вечер, знать эту самую историю балета вовсе не обязательно: каждый зритель прочтет свой слой спектакля, получит свое удовольствие. Если же вам по душе более элегии, чем постмодернистские шутки, — вас ждет вечер одноактовок, играющий в изящные шопеновские игры Джером Роббинс («В ночи») и остро прописывающий Чайковского Джордж Баланчин («Тема с вариациями»). Правда, «Шотландская симфония» на музыку Мендельсона — тоже почти постмодернистская штучка: Баланчин в ней вспоминает «Сильфиду», действие которой происходит в Шотландии. Пытается немного притвориться ее автором, датским классиком Августом Бурнонвилем, потом машет рукой и все равно остается Баланчиным. Но килты на артистов надевает в обязательном порядке.
Конек-горбунок
Вт 2, ср 3 марта, 19.00
Вечер одноактных балетов
Чт 4 марта, 19.00
На сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко