Режиссер Том Форд: «Я вообще-то довольно духовный…»
На Венецианском фестивале все хвалили «Одинокого мужчину», а Колин Ферт даже получил «Льва» за лучшую мужскую роль. Так что ваш переход из моды в кино оказался вполне оправданным. Но до фестиваля вы, наверное, жутко волновались?
Все думали, что после фестивального показа я стану посмешищем. То есть никто прямо не говорил, все щебетали: «О, фильм, это круто! Ждем не дождемся премьеры».
Вы сильно переписали историю. Зачем?
Затем, что из этой книги невозможно было сделать кино: это же бессюжетный внутренний монолог пропащего гея. Так что отправной точкой я сделал то обстоятельство, что герой собирается умереть, и, глядя на мир глазами обреченного, он учится ценить жизнь — не красоту предметов, а саму жизнь: глаза мужчин, губы соседской девочки, вечер со своей лучшей подругой. Именно это происходило и со мной, когда я писал сценарий. За последние годы я стал слишком зависим от материального… Я вообще-то довольно духовный человек, но, работая в «Гуччи», я перестал заботиться о душе. И я скорбел — не о смерти любимого, конечно, а о потере собственного голоса в шуме современной культуры, о своей идентичности. Но я по-прежнему люблю хорошие шмотки — просто я смотрю на них немного отстраненно.
Название фильма взято из стихотворения Теннисона, в котором говорится о человеке, получившем вечную жизнь, но не вечную молодость. Как, по-вашему, бессмертие — стоящая вещь?
Я не хотел бы жить вечно. Роза красива потому, что она вскоре увянет. Печаль и красота — вещи неразрывные.
В фильме чувствуется влияние Хичкока — глаза Джанет Ли из «Психоза», музыка, похожая на саундтрек Бернарда Херрмана к «Головокружению».
Он один из моих любимых режиссеров. У Хичкока невероятно стилизованные картины, и мне очень нравится преувеличенная, интенсивная реальность. Даже если я сделаю что-то нестильное, это будет стильно нестильное! Но я не старался сделать фэшн-ролик, скорее, это было что-то типа «Уберите эту картину, он бы никогда такую не повесил». Но приметы стиля служат у меня характеристиками героя — я знал, каким парфюмом он пользуется, я положил ему на стол канцелярские принадлежности от Смитсона, а на пиджак пришил лейблы Сэйвил Роу.
У вас был штатный дизайнер одежды, но Колин Ферт носит ваши костюмы…
Нет, дизайнер придумала гардероб Колина, а я их просто сшил — ну, просто лучше меня это никто бы не сделал. Я, кстати, до сих пор шью для Колина. Я его портной!
Вы как-то говорили, что мода — это бизнес, а вот кино — искусство. Но ведь в моде же тоже есть элемент творчества.
Да, но мода преходяща. А в кино вы смеетесь и плачете вместе с актерами, а это может быть фильм 1932 года, они все уже давно мертвы. Фильмы — самое постоянное, что есть в этом мире.