Лучшие
Кино
Как важно быть серьезным
В 2006-м в кинотеатрах помимо шумных русских блокбастеров появились камерные недорогие, неглупые, ироничные и серьезные фильмы — то, что называют арт-хаусом. Именно такое кино ездило на европейские кинофестивали, получало призы на нашем «Кинотавре» и собирало деньги в прокате — пусть и не очень большие, но достаточные, чтобы окупить свой скромный бюджет.
Иван Вырыпаев, Борис Хлебников и Кирилл Серебренников, режиссеры Эти режиссеры сняли самые обсуждаемые фильмы года, каждый из которых мы ждали с особым нетерпением и любопытством. «Эйфорию» Ивана Вырыпаева, например, — как первый опыт модного театрального режиссера и драматурга в кино. К тому же — опыт рискованный. Вырыпаев перенес античную трагедию о роковой страсти в современную российскую глубинку. Вера (Полина Агуреева) выходит замуж за Павла (Михаил Окунев), но не может сказать «нет» влюбившемуся в нее на свадьбе другу жениха — Валерке (Максим Ушаков). Фильм запомнился как минимум финальной сценой, в которой любовники в белых одеждах лежали в лодке, полной красной воды, и тонули в печально-зеленой речной воде.
Другой известный театральный режиссер Кирилл Серебренников снимает кино уже давно. Но именно киноверсия его театрального хита «Изображая жертву» получила призы на «Кинотавре» и новом Римском кинофестивале. Это и называется победой.
«Свободное плавание» Бориса Хлебникова, фильм о провинциальном парне, в поисках работы перепробовавшем разные специальности и добравшемся до Москвы, оказалось работой зрелой и удивительно своевременной. Давно уже хотелось увидеть нормальное кино о русской жизни, наблюдательное, умное, без надрыва, ура-патриотизма и нигилизма.
Кирилл Серебренников: Кинособытие года? На Римском фестивале увидел живьем Монику Беллуччи. Она красивая. Если серьезно, то главные события для меня остались в 2005-м — фильмы «Олдбой» Пак-чен Вука, «Пустой дом» Ким Ки-Дука, «Последние дни» и «Слон» Гаса Ван Сента. Событие года в Москве — убийство Политковской. Стало совсем страшно.
Иван Вырыпаев: Фильм года — «Возвращение» Педро Альмодовара. Потому что это очень хороший фильм, вне всякого так называемого контекста. А просто очень хороших, трогательных и умных фильмов в мире крайне мало.
Борис Хлебников: Я могу выделить три фильма, которые стали для меня событиями, — это «977» Николая Хомерики, «Живой» Александра Велединского, а самое яркое впечатление года связано с «Островом» Павла Лунгина. Сыгравший там Петр Мамонов — какая-то совершенно грандиозная человеческая личность.
Анна Михалкова, актриса
При постоянной нехватке в российском кино женщин-звезд вдруг оказалось, что у нас есть зрелая актриса удивительного очарования, способная без лишних движений сыграть и любовь, и девчачью глупость, и ту самую «бабу», которая «сердцем чует». Михалкова, умеющая играть и комедию («Изображая жертву»), и мелодраму («Связь» ), вполне может стать народной актрисой, на фильмы с участием которой повалит зритель.
Анна Михалкова: Главным фильмом года назову «Остров» Павла Лунгина. А для меня лично этот год запомнился встречей с прекрасными людьми — писателем Владимиром Шаровым (автор романов «След в след» и «Воскрешение Лазаря». — Прим. Тime Оut) и драматургом, актером и режиссером Андреем Смирновым (автор фильмов «Белорусский вокзал» и «Осень». — Прим. Тime Оut).
Юрий Чурсин, Александр Яценко и Полина Агуреева, актеры Александр Яценко сыграл в «Свободном плавании» простого рабочего парня из глубинки так, словно после школы полгода стоял за токарным станком, обивал пороги биржи труда и махал ломом. Объявлен на «Кинотавре» лучшим актером года, хотя и за другое кино — «Мне не больно» Алексея Балабанова.
Молодой актер МХТ имени Чехова Юрий Чурсин в этом году дебютировал в кино, изображая жертву в фильме Кирилла Серебренникова. Его персонаж, потерянный для общества неудачник Валя, работающий в милиции статистом, оказался точно найденным антигероем нашего времени. В фильме Чурсин ернически шутил, выносил приговор российскому кино и халтурно исполнял в следственных экспериментах роль потерпевшего. Сцена, в которой Валя доводит своими шуточками до белого каления дядю, может быть смело приравнена к знаменитому семейному обеду из фильма «Курьер».
Актриса Мастерской Петра Фоменко Полина Агуреева тоже дебютировала в кино в этом году — сыграла в «Эйфории» Вырыпаева донскую красавицу, павшую жертвой роковой любви. Не побоялась сняться обнаженной, что для наших актрис — поступок.
Полина Агуреева: Мне понравилось «Свободное плавание» — очень интересное сочетание фарса и трогательной человеческой истории. А событие года для меня… Может, выход книги «Empire V» Виктора Пелевина? Я всегда с удовольствием его читаю.
Юрий Чурсин: Я все время в работе, поэтому не успеваю следить за жизнью Москвы и состоянием русского кино. Трудно назвать события года, так как ничего не видел. Моя жизнь сейчас состоит из репетиций и сна.
Александр Яценко: События года? Не знаю, не думал об этом. Мне все равно. Напишите что хотите.
Константин Эрнст и Анатолий Максимов, продюсеры Генеральный директор Первого канала и его советник запустили индустрию российских блокбастеров («Ночной дозор», «Турецкий гамбит») и практически полностью подчинили ее себе. Самый кассовый фильм года и вообще постсоветской России — «Дневной дозор» — дело рук именно Эрнста и Максимова. «Дозор» был снят за 4,2 млн долларов и собрал в прокате около 35 млн, побив рекорд прежнего лидера — «9 роты».
Константин Эрнст: В русском кино в этом году было несколько важных событий. Замечательная картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», интересная «Эйфория» Ивана Вырыпаева и — от скромности мы точно не умрем — «Дневной дозор», который позволил России удержать пальму первенства в бокс-офисе, хотя против него сражались «Код да Винчи», «Парфюмер» и «Пираты Карибского моря-2». Наша общая задача — ежегодно подтверждать эту тенденцию.
Если в каком-то населенном пункте за год проходит одно главное культурное событие, то это приезд группы «На-На» в деревню Пырловка. Москва — великий мировой мегаполис, и одно событие назвать невозможно. Как минимум три: десятилетие Московского дома фотографии — промежуточный итог блестящей деятельности куратора Ольги Свибловой, приезд Мадонны, пусть разочаровавший организацией, но все-таки состоявшийся, и возвращение считавшейся уже безвозвратно утраченной последней работы великого Сергея Бондарчука «Тихий Дон». Жизнь в Москве вообще меняется в положительную сторону, и в первую очередь в этом виноваты москвичи и «блестящие растиньяки», приезжающие для того, чтобы «порвать» этот город.
Анатолий Максимов: Кинособытие года? Nomina sunt odiosa. («Имена ненавистны». — Прим. Time Out.) Главное — раздвинуть возрастные рамки аудитории. Немолодой стране нужны немолодые зрители. Те, кто могут ходить в кино, но пока не хотят. Главное событие года — работа бесплатных районных домов детского творчества. Это будущая киноаудитория: те, кто хотят в кино, но пока не могут. Хорошим, подготовленным зрителям обязательно понадобится свое хорошее кино.
5 фильмов года
ДНЕВНОЙ ДОЗОР
Хорошее доказательство того, что бюджетом и самоиронией можно добиться большего, чем просто бюджетом. Компьютерная конница, слетевшее с катушек «чертово колесо», разгром Москвы — это, конечно, сильно. Но разнос Останкинской башни в клочья, шабаш деятелей шоубиза в ролях самих себя и насмешливые титры — еще и весело.
ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ
Гибрид «Гамлета» с «Героем нашего времени» — смешное и вместе с тем яростное обличение поколения 30-летних, увязшего, по мнению сценаристов братьев Пресняковых, в притворстве и равнодушии. Фильм крепко-накрепко запомнился диагнозом русскому кино и монологом следователя (Виталий Хаев) о всеобщем «е…анатстве и пох…изме».
ОХОТА НА ПИРАНЬЮ
Русский «Рэмбо» — только лучше. «Рэмбо» был снят на полном серьезе, а «Охота» смеется и над голливудскими боевиками, и сама над собой. Владимир Машков, убивающий семерых одной строительной каской, крашенный в блондина Евгений Миронов с шашкой наперевес… В последний раз мы так веселились давным-давно — на «Пиратах XX века».
СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ
Удачный эксперимент по переносу итальянского неореализма на российскую почву. Сюжет: короткая трудовая биография обычного парня (Александр Яценко) из провинции. Тут все как в жизни: сомнения, проблемы, с одной стороны — безработица, с другой — не нашедшая слов любовь. Но все это снято с такой доброй иронией и расслабляющей меланхолией, что веришь: люди — не мусор, а золото, все образуется.
ОСТРОВ
Проповедь неунывающего смирения и нестяжательства от Петра Николаевича Мамонова, деликатно поддержанная Виктором Сухоруковым и Дмитрием Дюжевым. На фоне суровых северных красот, снятых Павлом Лунгиным без излишней лубочности, простые вещи, о которых говорит Мамонов, звучат особенно убедительно.
Искусство
Ирина Лебедева, заместитель директора Третьяковской галереи Специалист по русскому авангарду Ирина Лебедева, став заместителем по научной работе Третьяковской галереи, сделала невероятное — перестроила в музее постоянную экспозицию русского искусства ХХ века, которую раньше воспринимать было почти невозможно. Проще было бы снести все под корень и начать заново. В «лебедевском» варианте все выглядит логично — как бесконечный парадокс, развивающийся от классика авангардизма Михаила Ларионова до «Синих носов». Научный подход оценили и спонсоры — выставка классика соц-арта Эрика Булатова была сделана уже не на медную музейную копеечку, а на полновесные миллионы.
Ирина Лебедева: Событием года в области искусства я считаю 150-летие Третьяковской галереи. А вообще из произошедшего в Москве могу выделить неделю моды — Russian Fashion Week. Приятно, что наши дизайнеры одежды делают большие успехи.
Гари Татинцян, галерист Год назад эмигрант третьей волны Гари Татинцян открыл филиал своей нью-йоркской галереи в Москве и сразу же стал знаменитостью. Весь 2006-й он регулярно возил к нам звезд — фотографа Джоэла-Питера Уиткина, минималиста-шестидесятника Питера Хелли, супергероев современного искусства Дэмиена Хёрста и братьев Чэпманов. Самое главное, что галерея Татинцяна располагается в правильном месте — соседняя дверь ведет в то самое отделение милиции, куда в 90-е таскали Осмоловского и других перформансистов после акций на Красной площади. Однако Мадонна, заглянувшая в галерею на выставку своих фотопортретов работы Стивена Кляйна, дверью не ошиблась.
Гари Татинцян: Событие года — выставка Эрика Булатова в Третьяковке. Впервые этот художник, большинство работ которого находится за границей, был масштабно представлен на родине. Важность этой выставки еще и в том, что она показывает интерес частного бизнеса в просветительских акциях.
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, художники Никто из московских художников не работал в этом году больше и лучше Дубосарского и Виноградова. Иногда даже создается впечатление, что дуэту нравится гнать живопись квадратными километрами, притом что каждый сантиметр их картин сделан мастеровито, с огоньком и концептуальной затеей. В простые галереи и выставочные залы художники больше не помещаются — в этом году им пришлось делать выставку «Легкость бытия» в огромном яхтенном ангаре на Клязьминском водохранилище. Получился настоящий триумф живописи — Дубосарский и Виноградов доказали, что честно носят свое звание суперзвезд.
Владимир Дубосарский: Лично для меня важно было, что «Эйфория» Ивана Вырыпаева получила несколько международных кинопремий. В России долго не очень получалось кино. А теперь наши молодые режиссеры делают фильмы, которые получают мировое признание.
5 выставок года
ЭРИК БУЛАТОВ «ВОТ»
На ретроспективе легендарного нонконформиста в Третьяковской галерее собрали практически все, что сделал художник: более ста картин, графику и даже подневольные детские книги. Вообще в этом году в Москве случился ренессанс шестидесятников.
АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО «ФОТОГРАФИЯ — ИСКУССТВО»
Шедевры лучшего отечественного фотографа впервые так полно показали на его родине. Если бы еще свет поставили…
ВЛАДИМИР ДУБОСАРСКИЙ И АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ «ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ»
Титаны современного искусства при содействии архитектора Юрия Авакумова высказались буквально на все возможные темы жизни, изобразив на полотнах танцы, оружие, жирафов, освоении космоса, трех теноров и Монтсеррат Кабалье.
ДАРЫ ВОЖДЯМ
Прекрасно придуманная кураторами Музеев Кремля выставка странных вещиц, подаренных советским генсекам, была к тому же идеально исполнена — невиданная вещь в наших широтах.
НОРМАН ФОСТЕР «ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ»
За прошедший год в Пушкинский музей привозили шедевры и покруче, чем макеты и рисунки мирового архитектора №1, но эта экспозиция выглядела как настоящее шоу.
Музыка
Играй, r’n’b
2006-й дал нам целое направление в мейнстриме, которого прежде не существовало, — русский r’n’b — и нового поп-идола, вышедшего на европейский уровень, — Диму Билана.
«Банд’Эрос» и Тимати В 2004-м смуглый Тимати (Тимур Юнусов), начинавший читать рэп когда-то вместе с Кириллом «Децлом» Толмацким, попал на «Фабрику звезд-4» и завязал там отношения с поп-олигархом Игорем Крутым. Сейчас 24-летний Тимати — главное «медийное лицо» новорожденного русского r’n’b. Он мелькает в таблоидах и светской хронике, организует вечеринки в подконтрольном ему клубе «Черный октябрь» и снимается в кино. 5 декабря вышел его первый сольный альбом «Black Star», для которого Крутой написал всего одну песню. Но музыка, по большому счету, не важна. Тимати отвечает за ту ветвь r’n’b, которую в Москве принято расшифровывать как rich & beautiful, — то есть за образ жизни, который манит аудиторию канала MTV, но по карману только детям обеспеченных родителей. Настоящий музыкальный прорыв в этом году совершила московская группа «Банд’Эрос». Еще год назад она находилась на грани самороспуска, а в этом — выступает на одних площадках с Филиппом Киркоровым. Прайм-тайма на ТВ этой пятерке никто не давал, но хит «Коламбия Пичкерз не представляет», звучащий из каждой палатки, помог им лучше любых эфиров. «Банд’Эрос» находятся на противоположном от Тимати полюсе r’n’b-культуры — в их случае музыка действительно имеет значение.
Александр Дулов, музыкальный продюсер «Банд’Эрос»: Для нас в этом году было два важных музыкальных события. Первое — вышел наш дебютный альбом. Второе — церемония «Золотой граммофон» в Кремле, где нам вручили золотую статуэтку. Впервые за историю премии ею была награждена группа, имеющая отношение к хип-хопу. Наконец-то r’n’b и хип-хоп выходят из андерграунда и становятся мейнстримовым направлением в нашей поп-музыке.
Тимати: Главным музыкальным событием года стало выступление рэпера 50 Cent в «Олимпийском». Это первая настоящая мировая звезда хип-хопа и r’n’b, которая посетила Москву с концертом.
Дима Билан, поп-герой Попав под крыло продюсера Яны Рудковской, родственницы московского мэра, Дима Билан сделал еще один рывок в своей карьере. Откуда-то взялись неплохие сонграйтеры для выпущенного в этом году альбома «Время-река». В кои-то веки от России на «Евровидение» отправили нормальную поп-песню (результат — у Билана второе место). За спиной певца возник мощный живой бэнд, окончательно «убравший» на фестивале «Красное лето» перехваленных t.A.T.u. и не потерявшийся на фоне живых выступлений Шакиры и Black Eyed Peas. Показушные появления Билана на церемониях EMA и World Music Awards, конечно, в расчет не идут. 25-летний заслуженный артист Карачаево-Черкесии заслужил звание поп-певца года тем, что дал очень профессиональные концерты в клубе «Апельсин» и Театре Маяковского, попрощался с r’n’b-кривлянием и готовит вторжение на Запад. Ну а в умении петь ему не отказывали даже во времена дебютного «Ночного хулигана».
Дима Билан: Я считаю музыкальным событием года концерт Мадонны в «Лужниках». Я восхищаюсь Мадонной, поэтому специально, отменив концерты, примчался в тот день в Москву. Честно говоря, ее шоу не сильно меня впечатлило — я ожидал большего. Но факт остается фактом — никто до последнего дня не верил в ее приезд, и все-таки он состоялся.
5 альбомов года
БАНД’ЭРОС «КОЛАМБИЯ ПИКЧЕРЗ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ»
universal music
«Банд’Эрос» смогли расправиться со стереотипом, что если песню расхватали на рингтоны, то ничего хорошего о музыке это не говорит. На их дебютном альбоме «Коламбия Пикчерз не представляет» есть и танцевальные хиты, и качественный звук, и, главное, живые неглупые тексты.
БИ-2 «МОЛОКО»
стиль рекордс
В «Молоке» Лева и Шура «Би-2» играют модный европейский диско-панк на русский манер. Альбом неровный, но мы все-таки живем во времена синглов, iPod’ов и кризиса русского рока, так что если на диске есть четыре хорошие песни — значит он удался.
ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ «ДИКИЕ ЁИ»
снегири
Питерский электронный дуэт «Ёлочные игрушки» выпустил по нынешним временам форменную дикость — поэтический аудиосборник. Под непростой саундтрек талантливые рифмоплеты читают свои стихи: человек-Кинг-Конг Стас Барецкий говорит крылатыми фразами («Искромсал на стройках руки, но не дали денег, суки»), тележурналист Кирилл Иванов бормочет трогательные скороговорки, а лидер панк-группы «ПТВП» Леха Никонов воображает себя то ли Маяковским, то ли Есениным.
МОИ РАКЕТЫ ВВЕРХ «NUCLEAR WEAPON MUSHROOM POTATO CHIPS»
feelee
Не так давно группа существовала как дочернее предприятие главных московских альтернативщиков 7 раса». Теперь «Ракеты» сами по себе — прямолинейный и жесткий гранж кобейновского образца музыканты совмещают с размытостью и воздушной атмосферой современного пост-рока. Оригинальный продукт, которому нет аналогов в русской альтернативной музыке, да и, пожалуй, в мире.
ДИМА БИЛАН «ВРЕМЯ-РЕКА»
gala records
Дима Билан уверенно прогрессирует. Начав с легкомысленных сопелок про хулиганов и «ясных звездочек» на дебюте «Ночной хулиган», в этом году он выпустил практически идеальный поп-альбом. Особо отметим заглавную песню «Время-река» с утяжеленными рок-н-ролльными гитарами и отличной электронной аранжировкой.
Клубы
После гламура
Весь год было модно веселиться в барах с музыкой — тесных заведениях с танцами на стойках, дорогой выпивкой и строгим фейс-контролем. Но к концу 2006-го этому стандарту московской ночной жизни появились альтернативы — заимствованный у Лондона ню-рейв и демократичный бар «1171».
Константин Букарев, промоутер Москве понравились бары с пропускной системой, дорогим алкоголем, танцами на стойках и цифрами в названиях («30/7», «Бар 1» и «Проект 7»). Константин Букарев, ветеран ночной жизни 90-х, владевший рестораном «Дача», поступил с этой столичной модой так же, как TopShop и Zara — с одеждой люксовых марок: он скопировал идею и удешевил ее. Бар Букарева с нью-йоркским названием «1171» оказался больше всех своих прототипов вместе взятых — двухэтажное пространство рассчитано на 800 человек. Напиться там по карману даже студенту, если он живет не на одну стипендию. Музыкальную политику владелец описывает модным словечком «мэш-ап», то есть мешанина. Это значит, что на неделе найдется время и для вечеринок в стиле танцевального рока, и для традиционного хауса, и для диджеев международного бренда Pacha. Публика в клубе тоже неоднородная — и менеджеры с блондинками, и экспаты с пивом, и опрятные маргиналы в кожаных штанах. Словом, никакого снобизма.
Superhumans и OLS Soundsystem, промоутеры Сразу два объединения промоутеров вечеринок независимо друг от друга принялись осваивать лондонский дискотечный формат под названием «ню-рейв», самый любопытный и, по всей видимости, жизнеспособный вариант альтернативы московскому засилью дорогих клубов. Бывший арт-директор «Культа» Дима Японец, аналитик моды Рома Мазуренко и дизайнер Антон М (промогруппа Superhumans) делали «Пятницы» в клубе «Кризис жанра», а журналист Игорь Компаниец вместе с сотрудником «Транснефти» Сергеем Пойдо (OLS Soundsystem) бесновались в «16 тоннах». Оба начинания имели успех и собрали особую аудиторию — молодую, непафосную, не пуганную кризисом 1998 года и фейсконтролем клуба «Цеппелин» в 2002-м. Были и футбольные фанаты, и англоманы, и манерные юноши с тонкими пальцами — смесь совершенно дикая.
Ню-рейв — это косые челки, обтягивающие джинсы, леопардовые манто, очки как у «ботаников» и истошные песни электронных продюсеров Klaxons и Justice. В одном из декабрьских номеров лондонского Time Out было написано, что ню-рейв станет определяющим трендом ближайших лет, потому что все формы культуры, замешенные на конфликте, — рок, панк, граффити и итальянская опера — самые долгоживущие. Приятно, что у московского Time Out есть возможность присоединиться к этому мнению прямо сейчас, а не ждать еще года два.
Игорь Компаниец из OLS Soundsystem: Событием года мог бы стать фестиваль Nokia Trends, но не стал, потому что Москва — это Москва, и все в последний момент отменилось. На концерте Underworld было неожиданно хорошо. Событие года в Москве для меня — это чемпионство футбольного клуба ЦСКА, потому что я болею за них уже давно.
Дмитрий Японец из Superhumans: Событие года — это открытие TopShop. Мне кажется, все так этого ждали — теперь в Москве много одинаково одетых людей появится. Будет здорово.
5 вечеринок года
ВЕЧЕРИНКИ НА «КРЫШЕ» В СТАРОВАГАНЬКОВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ
Главным клубом летнего сезона в молодежном формате стала «Крыша», прославившаяся благодаря ее управляющим Алексу Ди и Васе Куйбару— талантливому дуэту радиоведущих. А закончились вечеринки на «Крыше» гордым поступком — фейс-контроль не пропустил сына одного из важных московских чиновников.
ELECTROШИК В IKRA
Юля Юденич и Артем Аршаница — семейная пара промоутеров — сделали ставку на тек-хаус и русских музыкантов-электронщиков. Не прогадали — получилась удивительно приятная пятничная вечеринка, от которой всегда знаешь, чего ждать.
СЕРИЯ «ВСПОМНИТЬ ВСЕ»
Володя Фонарев, он же DJ Фонарь, и промоутер Дима Шаля решили вспомнить, как отдыхали в 90-е. Их ностальгическая затея оказалась крайне успешной — танцевали в «Гауди» и в «Тени», но особенно запомнился летний опен-эйр с шашлыками и бадминтоном в яхт-клубе «Водник».
«НИГГЕРЫ И ШЛЮХИ» В REAL MCCOY
Мальчики оделись неграми, а девочки прикинулись проститутками и официально разрешили хватать себя за попу. Добавьте к этому виски и текилы, получится предсказуемый результат — самая выдающаяся вечеринка в жанре алкогольных танцев.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ «ДЖУСТО»
Эпохальное заведение, с которого в Москве началась мода на суши и лаунж-музыку, отметило свое 10-летие концертом первопроходцев советской электроники, латышской группы Zodiac и перформансом Андрея Бартенева. Ярко, смешно, нелепо, дорого и — в результате —хорошо!
Театр
Здравствуйте, я ваша драма
В этом году движение «Новая драма» наконец-то вышло из подполья, получив признание театрального истеблишмента, — фестивальная звезда Владимир Панков сделал спектакль для Александра Калягина, а режиссер Иван Вырыпаев, став арт-директором театра «Практика», поставил целью заработать современным драматургам уважение респектабельной публики.
Владимир Панков, режиссер Бывший актер и музыкант, автор саундтреков ко многим спектаклям Кирилла Серебренникова, стал отличным театральным режиссером. То есть музыкантом и руководителем «Пан-квартета» фольклорной музыки Панков остается и сейчас, а вот на сцену почти не выходит — ставит спектакли. Свое главное изобретение 31-летний Панков назвал «саундрама» — это когда почти весь текст пьесы ритмизован и положен на музыку. Его документальный спектакль «Доктор» про астраханского хирурга получил главный приз фестиваля «Новая драма». Мюзикл про бомжей и наркоманов «Переход» с успехом путешествует по театральным фестивалям России и Европы. А вот первый спектакль Панкова в стационарном театре — «Морфий» по Булгакову — вышел в этом году у Александра Калягина в Et Cetera и получился тоже и про «баян», и под баян.
Владимир Панков: Событие года? Для театральной Москвы — это, конечно, гастроли спектаклей «Фауст» Эймунтаса Някрошюса и «Король Лир» Льва Додина. Они — мои любимейшие режиссеры. Я преклоняюсь перед этими людьми!
Мария Миронова и Сергей Лазарев, актеры Кто бы мог подумать, что самыми неожиданными работами года станут роли, сыгранные Марией Мироновой, известной по фильмам «Свадьба» и «Олигарх», и кумиром школьниц Сергеем Лазаревым. Дочь Андрея Миронова вообще-то приписана к «Ленкому» и обычно играет второстепенных лирических героинь. Но роль, после которой за ней был признан трагический темперамент, она сыграла у киевского режиссера Андрея Жолдака. Скандальный Жолдак поставил «Федру» Жана Расина в Театре наций, перенеся действие классической пьесы в советское время и показав половину действия зрителям на видео. Взяв на главную роль жены номенклатурного работника, преступно влюбленной в своего пасынка Ипполита, Миронову, режиссер не ошибся — она тут хороша и на экране мониторов, и на сцене.
Поп-певца Сергея Лазарева театральная публика знает по спектаклю «Ромео и Джульетта» Театра имени Пушкина. Там Лазарев, между прочим, выпускник Школы-студии МХТ, играл Ромео. Режиссер Евгений Писарев, поставив комический хит сезона «Одолжите тенора», открыл в экс-участнике дуэта Smash!! превосходного комика и обеспечил Театру имени Пушкина хорошую кассу. Сергей Лазарев играет молодого певца, которого никто не принимает всерьез, пока ему не подворачивается случай заменить на сцене великого тенора. Подмена вышла настолько удачной, что теперь придется считаться с Лазаревым как с театральным актером.
Мария Миронова: Событиями года для меня стали «Остров» Павла Лунгина и новый документальный фильм Александра Сокурова «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская».
Сергей Лазарев: Москва надолго запомнит ажиотаж и нервную панику, связанные с приездом главной звезды мировой поп-музыки Мадонны. Я был спокоен и никуда не рвался, так как концерт Мадонны я посмотрел за несколько дней до этого в Амстердаме. Она дала свой первый и, я думаю, последний концерт в России. Хорошо было или плохо — мнения разные, но то, что это самое яркое событие в Москве в этом году, — это точно.
5 спектаклей года
«ИЮЛЬ»
ТЕАТР «ПРАКТИКА»
Новый спектакль Ивана Вырыпаева сменил нескольких режиссеров. Ждали не зря — получился лучший спектакль по современному тексту — и в театре «Практика», и вообще в Москве. Монолог 63-летнего каннибала декламирует со сцены Полина Агуреева, актриса Мастерской Петра Фоменко, вытирая губы после каждого абзаца и только один раз меняя длинное платье на короткое.
«КОРОЛЬ ЛИР»
САТИРИКОН
Юрий Бутусов ставил свой спектакль для Константина Райкина и не промахнулся — Райкин сыграл идеального для такой страшноватой буффонады короля. Капризного, жалкого и своевольного, как дитя, которое готово штаны снять, лишь бы добиться своего.
«ЗАХУДАЛЫЙ РОД»
СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА СЕРГЕЯ ЖЕНОВАЧА
Первая большая и серьезная работа Сергея Женовача с учениками, с которыми он в дальнейшем хочет организовать театр. Четырехасовая семейная сага из жизни старинного дворянского рода, поставленная по роману Лескова, выглядит нравоучительно, но совсем не скучно. И все девушки здесь — безусловные красавицы и будущие звезды.
«САМОЕ ВАЖНОЕ»
МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО
Показать роман букеровского лауреата Михаила Шишкина «Венерин волос», пусть и за три с половиной часа, — задача не из простых. У режиссера Евгения Каменьковича это вышло не только легко, но и осмысленно — серьезное достижение, если учесть, сколько у Шишкина параллельных линий, двойников-героев и просто слов.
«ДЕМОН. ВИД СВЕРХУ»
ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Изобретение сценографа, педагога, а теперь и режиссера Дмитрия Крымова заключается в том, что всякую историю он со своими студентами рассказывает не близко к тексту, а посредством простых предметов. Лермонтовского «Демона» они заставляют смотреть с верхних ярусов зала «Глобус» — рисуя на сцене, застеленной бумагой, точки, запятые, подсолнухи Ван Гога и лик Богоматери. Явный претендент на премию «Новация» фестиваля «Золотая Маска».
Книги
Самая читающая нация
Книжная индустрия окончательно встала на ноги — в этом году бизнесмены всерьез рассматривали издательства как проекты, перспективные для инвестиций, открывались новые магазины и целые книжные сети с литературой на любой вкус. В магазинах хорошо продавалось не только чтиво, обреченное на кассовый успех (вроде детективов и чик-лита), но и серьезные романы.
Сергей Минаев, автор романа «Духlеss», и Константин Рыков, продюсер Два человека, ответственных за главное событие года в книжной индустрии, не имеют к литературе никакого отношения. Сергей Минаев работает в компании, импортирующей в Россию вина. Константин Рыков — издатель полудюжины бумажных и виртуальных газет и журналов (Дни.ру и деловая интернет-газета «Взгляд»). Впрочем, и феноменальный успех «Духless», дебютного романа никому не известного автора, который вот уже 27 недель не покидает десятки бестселлеров Москвы и разошелся тиражом 250 тыс. экземпляров, в первую очередь явление не литературы, а маркетинга. Раскручивая жалостливую историю жизни топ-менеджера компании по продаже французских консервов, Рыков продемонстрировал, чего можно добиться, перенеся в книжный бизнес приемы нестандартной интернет-рекламы: сетевой маркетинг в блогах, провокации на форумах и т. п. Сработают ли методы «непрофессионалов» еще раз, узнаем в следующем году, когда выйдет вторая книга Минаева «Медиа Сапиенс».
Сергей Минаев: Главными событиями года считаю приезд в Москву Мадонны и Depeche Mode.
Константин Рыков: Событие года — статья заместителя руководителя Администрации президента Владислава Суркова «Национализация будущего», вышедшая в декабре в журнале «Эксперт».
Владимир Сорокин «День опричника» В этом году главный концептуалист русской литературы, создатель «Нормы» и «Голубого сала», удивил и поклонников, и недругов. «День опричника» — разукрашенная густейшей псевдославянской языковой вязью сатирическая антиутопия о державном возрождении Святой Руси под десницей царя-батюшки (бывшего директора ФСБ). Такого «фантастического» Сорокина мы еще не видели. Сам писатель уверяет, что идею романа подсказала его маленькая собачка, взявшаяся грызть несоразмерно большую кость. Этой метафоре найдется простое объяснение, если вспомнить, как жестко прессинговали Сорокина в прошлом году окологосударственные урапатриотические молодежные движения.
Владимир Сорокин: События года — экранизация «Парфюмера» Патрика Зюскинда и фильм Николая Хомерики «977». Еще очень порадовали пьесы Ивана Вырыпаева в театре «Практика».
5 русских книг года
ДМИТРИЙ БЫКОВ «ЖД»
Одним романом лауреат премии «Большая книга 2006» ответил на все «проклятые вопросы» русской жизни. Например, почему мы мечемся по кругу, пока другие народы идут по пути прогресса. Вышло остроумно и спорно: все дело в том, что у нас вот уже тысячу лет за власть борются два пришлых народа. И пока они не станут одним целым — ничего не изменится.
ОЛЕГ ЗАЙОНЧКОВСКИЙ «ПРОГУЛКИ В ПАРКЕ»
Этот сборник рассказов так вкусноописывает неторопливую и уютную жизнь русской провинции, что хочется все бросить и самому немедленно переехать на жительство в подмосковное Хотьково, поближе к Зайончковскому.
ИЛЬЯ СТОГOFF «ГРЕШНИКИ»
Автор опросил 15 разнокалиберных персонажей 90-х, запомнившихся в первую очередь по музыкально-клубной тусовке. Стогоff делает «от себя» неожиданный вывод — приводя в пример «грешникам» Федора Чистякова, спасшегося благодаря обращению в христианскую веру.
ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ «ДАНИЭЛЬ ШТАЙН, ПЕРЕВОДЧИК»
Объемистый роман Улицкой представляет собой густое переплетение семейно-бытовых драм, поставленных на прочный богословский фундамент. И к тому же — наполовину документален. Главный герой — польский еврей, героически спасавший своих соплеменников в годы Второй мировой войны, а по ее окончании обратившийся в католичество и проповедовавший арабам в Хайфе. Так что рассуждений о Боге и путях его постижения здесь не меньше, чем слез и любви.
РОДРИГО КОРТЕС «ЧАСОВЩИК»
«Испанский» автор (о котором почему-то знает только русский интернет) написал авантюрный исторический роман на средневековом западноевропейском материале, для того чтобы продемонстрировать читателю механизм построения вертикали власти. Но при этом он — чуть ли не впервые в приключенческой романистике — использовал завиральную «новую хронологию» русского ученого Анатолия Фоменко, уверяющую, что Колумб был современником Петра Первого.
Мода
Носить русское
В 2006-м наши дизайнеры шили и штучную одежду, полагаясь на вкус светских снобов, и хиты масс-маркета для студентов. Русские коллекции на заграничных Неделях моды стали привычным делом, а в Москве случился бум магазинов с одеждой наших модельеров.
Султанна Французова и Евгения Островская, дизайнеры Французова и Островская, основавшие в Москве модную империю на деньги бывшей обувной компании «Ж», сделали дизайнерскую одежду доступной, и кредит доверия к русским модельерам взлетел до небес. Оказалось, что нашу одежду, сшитую, впрочем, в Гонконге и из китайских тканей, охотно покупают тысячи москвичек. В декабре 2004-го у Султанны Французовой открылся первый магазин с недорогими романтичными женскими блузками и юбками. В этом их насчитывается уже 15 в Москве, 30 — по всей России, и готовятся к открытию еще четыре. А 26-летняя Островская, скрестив стиль девчонок-хулиганок — черепа, самолетики и бумеранги — с аккуратным силуэтом, который рассчитан на вкус взрослых и уверенных в себе женщин, задала новый тон в городской моде. Благодаря ей на улицах Москвы можно встретить девушек в строгих блузках с едва заметными принтами черепов. За это и спасибо.
Султанна Французова: Главное событие в жизни Москвы? Стоит упомянуть, наверное, увеличение благосостояния мос-квичей. Например, на Мадонну билеты покупали по 3000 долларов! Еще проверять документы на Тверской перестали у всех, кто обладает растительностью на лице, — тоже событие!
Евгения Островская: Событие года — открытие магазина TopShop. А еще — начало реконструкции Большого театра. Надеюсь, что на этом городские власти не остановятся и начнут реставрировать другие значимые и красивые памятники истории — дворцы, усадьбы и т.д.
Ирина Осянина, бренд-директор TopShop/Topman Открытия TopShop в Москве ждали, как зарплаты после новогодних праздников. Еще бы — лучший английский магазин доступной одежды, единственный из сектора масс-маркет, представляющий коллекции на Неделях моды. Первый TopShop/Topman в ТЦ «Европейский», появившийся в Москве благодаря настойчивости Ирины Осяниной из компании «Энроф», занимает огромную площадь в 1000 кв. м. В нем представлены все коллекции марки, включая сделанные именитыми дизайнерами.
Лариса Шанулина, директор бутика «Фетишъ» Ларисе Шанулиной всего 28 лет, а она уже открыла свой магазин женской одежды прямо на Покровке. Говорит, что обошлась без могущественных покровителей и спонсоров. Ей можно верить — бизнес-идея, схваченная Шанулиной, вряд ли потребовала больших вложений. Идея такая: в этом году нельзя не носить русских дизайнеров, иначе рискуешь прослыть немодной. При этом одеваться с ног до головы в одну марку — моветон. Нужно микшировать — либо с одеждой статусных брендов, либо с никому не известной, но выглядящей не хуже. Потому Лариса завезла в «Фетишъ» одежды итальянских гламурных марок и русских дизайнеров, вроде Chistova & Endourova. Магазинов, продающих вещи русских модельеров, в Москве теперь много. Но «Фетишъ» — пока лучший. Во-первых, там правильное сочетание «наших» и «не наших». А во-вторых, находится в самом центре.
5 русских дизайнеров года
ЛАРИСА ПОГОРЕЦКАЯ
Петербургский модельер, участвовавший в этом году в миланской Неделе моды, придумывает очень мягкую, теплую и женственную одежду. До этого года ее вещи было трудно достать — продавались только в Петербурге, теперь их завезли и в московский магазин «Наряд».
АЛЕКСАНДР ТЕРЕХОВ
26-летний Терехов шьет красивые гламурные платья, и больше ничего его не интересует. В этом году он прорвался на Запад, выиграв конкурс, проводимый фирмой Olympus, и поехал представлять Россию на Неделю моды в Нью-Йорк, которая не менее значима, чем миланская или парижская.
КАТЯ ГОМИАШВИЛИ
Автор вручную расписанных дубленок и популярных олимпиек со сложной аппликацией переименовала свой лейбл из Miashvili в Emperor Moth («павлиний глаз»), открыла бутик в Лондоне и впечатлила светскую Москву рекламной кампанией своей новой коллекции с участием Кейт Мосс. А в Европе одежду Гомиашвили рекламировала другая супермодель — Девон Аоки.
КОНСТАНТИН ГАЙДАЙ
Безумный шляпник Гайдай показал в этом году самое провокационное шоу на весенней Russian Fashion Week. Он выпустил на зеркальный подиум моделей, замотанных в бинты, перетянутых капельницами и украшенных головными уборами. Свои экстравагантные шляпки Константин Гайдай оценивает начиная с 300 долларов.
ЛЕНА МАКАШОВА
Любимый дизайнер Ирины Хакамады удивила нас в этом году больше всех, потому что представила не только очередную коллекцию одежды, похожую на японцев и бельгийцев, но и свою активную жизненную позицию, написав манифест. Основной тезис: «Мужики — сволочи, потому что пьют, а бабы —дуры, потому что терпят».
ТВ
Новый юмор и классика
Все метровые каналы в этом году отметились масштабными экранизациями классики. Но лучшим сериалом года стал прошедший на НТВ «Доктор Живаго». Еще одна тенденция — новые юмористические передачи, альтернатива вечным комикам советской эстрадной школы.
Александр Прошкин, режиссер, и Юрий Арабов, сценарист Фильм Александра Прошкина «Доктор Живаго» меньше всего похож на телесериал. Это высочайшего уровня художественное кино с замечательными актерскими работами — Олег Янковский (Комаровский) и Чулпан Хаматова (Лара) получили за свои работы по «ТЭФИ». Снимать фильм по роману Бориса Пастернака Прошкин («Михайло Ломоносов», «Русский бунт») задумал еще в 1962 году. Но вряд ли бы это у него получилось без Юрия Арабова, постоянного соавтора фильмов Александра Сокурова («Молох», «Телец»). «Пастернак считает, что нравственное существование в безнравственную эпоху возможно, — говорит Юрий Николаевич. — Для меня этот вывод крайне важен». Об этом Прошкин с Арабовым и сняли кино. Рейтинговый провал «Доктора Живаго», случившийся на НТВ, нельзя считать признаком того, что мы живем в безнравственную эпоху. Это недоразумение, и его обещают исправить в будущем сезоне, показав сериал на Первом канале.
Александр Прошкин: Я в этом году побывал в жюри двух русских кинофестивалей — видел всю панораму нашего кино. Выделить ничего не могу, но общий уровень вырос — стало меньше гламурной пошлятины. А событием года считаю книгу Дмитрия Быкова «Борис Пастернак».
Юрий Арабов: Событие года на ТВ — сериал «Доктор Живаго». Это все-таки русский роман, нужно было снять по нему фильм, хотя Пастернак, на мой взгляд, не поддается экранизации.
Александр Цекало, директор департамента производства развлекательных программ СТС Александр Цекало стал триумфатором последней церемонии «ТЭФИ». Сделанные и спродюсированные им передачи собрали шесть статуэток. Программа «Хорошие шутки» и стартовавшее этой осенью шоу «Слава богу, ты пришел!» (здесь он еще и ведущий), пожалуй, самые удачные смехо-проекты из всех существующих на ТВ — их можно смотреть даже с детьми. Но главный поступок, совершенный Цекало в этом году, — объединение с Лолитой Милявской в шоу Первого канала «Две звезды». Нельзя придумать более изощренного теста на профессионализм, чем испытание совместной работой с женой. Да еще бывшей, да еще такой!
Александр Цекало: Главное событие 2006-го — премия за сомнительные достижения в шоу-бизнесе «Серебряная калоша». В Москве можно достать билеты куда угодно, но только не на «Калошу». В том случае, конечно, если ты не являешься объектом насмешек.
5 телепроектов года
В КРУГЕ ПЕРВОМ
Режиссер Глеб Панфилов умудрился сохранить дух программного солженицынского романа и одновременно снять актуальное и нескучное кино с Евгением Мироновым и Инной Чуриковой. Кстати, Солженицын не только сам написал сценарий к первой в жизни экранизации собственного произведения, но прочитал закадровый текст и остался доволен результатом. Мы — тоже.
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ВОДЫ
Красивая и серьезная документалка о свойствах воды, показанная на канале «Россия». Авторы фильма доказывают, что вода — такое же живое существо, как люди или животные. Под впечатлением остались и зрители, которые проводили дома предложенные в фильме эксперименты, и телеакадемики, назвавшие «Тайну воды» лучшим документальным проектом года.
ЗВЕЗДЫ НА ЛЬДУ
Марат Башаров, Ингеборга Дапкунайте и Игорь Бутман в эфире Первого падали и снова вставали на коньки под присмотром фигуристов-чемпионов. Редкое шоу, в котором для участников все было всерьез.
СЛАВА БОГУ, ТЫ ПРИШЕЛ!
Юмористический проект, в котором с удовольствием участвуют звезды. Ценность шоу в том, что ни у одного из гостей нет сценария, и им приходится не просто импровизировать, но и стараться делать это смешно.
НАША RUSSIA
Задорный скетчком канала ТНТ, в котором рассуждают обо всем — от мизерных пенсий до покупки презервативов. Словами не передашь — надо видеть.