Александр Скляр: «Я духовно дружу с Кустурицей и Китано»
Концерт организовало творческое объединение «Мегаполис music». На пресс-конференции друзья рассказали о том, кто придумал идею подобного концерта, рассказали о своих вкусах в кино, а также предложили через прессу Роману Абрамовичу купить студию Аbbey Road.
— Программа называется «Два друга на одной сцене». В связи с этим вопрос — давно ли вы дружите?
Сергей Галанин: Мы в таких крепких мужских отношениях давно. С середины 80-х. Года с 1984-го.
Александр Скляр:
Ну с «Бригады С»!
С.Г.: С «Курчатника».
А.С.: С «Бригады», которая началась с «Курчатника».
С.Г.: «Курчатник» был культовым местом Москвы.
А.С.: Я начинал свою деятельность после МИДа как раз с «Курчатника» — Дома культуры НИИ имени Курчатова. Он стоит особняком от института, поэтому он не режимный объект и там мы начинали делать концерты — по сути дела первые и коммерческие, и некоммерческие. На них уже продавались билеты, они как бы были разрешены. Еще до того, как была раскручена «Горбушка». Это был ее прообраз. Тот период был относительно небольшой, но очень насыщенный. Там выступали практически все известные группы.
С.Г.: Я помню, как сломал в первый раз свою любимую левую ногу и мне ее загипсовали. И в тот день был концерт «Аквариума». И я с этим гипсом — ну как в то время можно было пропустить концерт «Аквариума» — поехал и проходил как герой Евстигнеева «Невероятных приключениях итальянцев в России».
А.С.: Зальчик там небольшой, 500 мест, но это было место, где руководство совсем не возражало против рок-концертов.
С.Г.: В этом зале впервые прошла «Рок-елка» с участием «Звуков Му», «Браво», «Бригады С» — то, что делала Московская рок-лаборатория. Этот ДК стоит до сих пор, но таких концертов там уже бывает, времена уже ушли, нет смысла.
— То есть в основном у вас сейчас клубы?
С.Г.: Клубы, площадки — в зависимости от ситуации. Если фестиваль — то фестиваль, что-то еще — что-то еще. Я думаю, мы такие добротные знаковые клубные исполнители. Клубное настроение вообще для меня самое необходимое, потому что там всегда все очень близко. Я помню, мы приезжали в Омск в предвыборном туре и выступали на футбольном стадионе с «Чайфом». Где там народ — было плохо видно. На больших площадках народ близко практически никогда близко не бывает. Там либо зона охраны, либо какие-то камеры снимают. А в приличном хорошем клубе, как здесь, всегда все рядом. Мы же сами нуждаемся в общении.
А.С.: Мы уже не мыслим себя без этого. Захочешь что-то сказать публике, они тебе тоже захотят что-то сказать, попросить песню или кинуть реплику… Клубное общение — совершенно особый вид концертной деятельности. Мы с Сержей в этом смысле очень похожи. Для нас очень важна эта обратная реакция, она возможна только в клубе. К тому же там ты открыт, не можешь спрятаться ни за подтанцовкой, ни за большими декорациями. Это вообще идея старого рок-н-ролла, такой «олд скул», мы же все-таки явно «олд скул». Неслучайно даже у «Роллинг Стоунз» в 98-м на концерте в Москве в центре зала была маленькая площадка, они выступали именно на ней, как 30 лет назад. Моя знакомая Наташа Голубь тогда дала Кейту Ричардсу свою шляпу, он ее надел и в ней уехал на большую сцену. Они хотели показать, что в душе те же самые, даже выступая на огромном стадионе.
— Как вы договорились, что будете играть в этой программе? Говорят, что в группе не может быть двух фронтменов…
С.Г.: У нас ведь не группа, это скорее антреприза. Как приезжает не весь МХАТ, а Табаков с Зудиной, Егоров, еще кто-то и показывают «Сублимацию любви».
А.С.: А насчет «договорились» — мы еще не договорились, мы только примерно знаем песни, что хотел бы каждый исполнить. И до концерта ещё нам предстоит слепить это все вместе. У нас сегодня первый подобный концерт, нужно построить всю последовательность.
— А дуэты будут?
С.Г.: Обязательно. По сути все будет дуэтно, в двойном гитарном совокуплении мы будем точно. И в некоторых песнях — вокально. Строить друг другу какие-то интервалы.
Наверняка зрители внесут какие-то коррективы. Хочется главного — чтобы было настроение.
А.С.: А то, что мы раньше никогда такие концерты не играли, для нас тоже кайф. Не то что ехать с отлаженной программой, с которой чешем и чешем.
— Почему решили начать с Сибири?
С.Г.: Потому что в Сибири есть люди, которым это оказалось интересно. Все же от людей пляшет. Мы бы с удовольствием проехались бы и по Волге.
А.С.: Запросто!
С.Г.: Есть такой рок-н-рольный маршрут. Вообще все замутили наши директора, а изначально — Аркадий Кац из Барнаула. Он уже много лет делает концерты, День рок-н-ролла у себя в клубе «Чаплин». И на этот День он каждый раз приглашает какого-то артиста из Москвы или Питера. Он позвонил мне в этот раз и сказал: «Как бы что-нибудь такое придумать? — А что придумывать, давай я, может, с кем-нибудь приеду, с кем еще не приезжал?». «А вот что там Сережка Галанин делает?». «Ну давай попробуем ему позвонить». Ну и началось все вот так. То есть с местного человека. А уж коли он собрался привезти нас в Барнаул, то присоединились ребята и в других городах. И выстроился сибирский тур вокруг Барнаула.
— Помимо концертов, какие-то совместные проекты планируете?
С.Г.: Мы вообще никогда ничего особо не планируем, мы не такие уж великие стратеги, не считая Игоря Иваныча Сукачева (Смеется). Но, думаю, искра какая-то зажжется, у нас уже был опыт совместной студийной работы в 2002-м. Такое дело всегда интересно и полезно.
А.С.: А помнишь, мы еще тогда говорили: «Рано или поздно это во что-нибудь выльется». И вот это случилось.
С.Г.: В принципе мысли всегда есть, но не хочется заниматься специально пиаром, еще чем-то в этом роде. Должно получиться как-то все само собой, по настроению. Нет такой задачи сейчас записать песню, снять клип и поехать в тур, куда-то пробиться. Хотя работа нас любит, и мы ее любим. А что-то искусственно выдумывать — этим занимаются продюсеры в поп-музыке.
— Я слышал, что вы якобы распустили «Ва-банкъ», правда ли это?
А.С: Да, я сделал об этом официальное заявление больше двух лет назад. Уже был после этого альбом, даже два — «Песни моряков» и «Город Икс», на подходе «Песни моряков. Часть вторая» (выйдет в конце апреля). Почему? Просто захотелось пойти в сольное плавание, в этом есть свой прикол. Ты не связан с конкретным постоянным набором музыкантов. Такая эволюция. За этим, конечно, стояли и другие причины, которые бы не хотелось озвучивать. Ну захотелось выйти из костяка, понимаете? Все равно что повесить один костюм в шкаф и купить и надеть другой. Группу с новым названием я создать не буду.
С.Г.: Кстати, хорошая мысль — писать на афише «Александр Ф. Скляр и «Группа с новым названием» (Смеются).
А.С.: Артист, который раньше назывался Принц.
— Александр, на сайте у вас написано, что связаны по жизни с Эмиром Кустурицей и Такеши Китано. Как началась эта дружба?
А.С.: Да что вы, я с ними даже не знаком. Вы неправильно поняли, это дружба внутренняя, началась с того, что я увидел их фильмы. Просто симпатия. Так же я дружен с Джармушем. Китано конкретно пробил меня своими внутренними эманациями, то же самое с Кустурицей. Прежде всего фильм «Жизнь как чудо». Если будет возможность с ними познакомиться, я, конечно, постараюсь это сделать. Но пока все виртуально. Возможно даже, они ничего обо мне не знают. Нашу музыку же они практически не могут услышать, музыки так много, даже если они докопаются до русской музыки, что они смогут понять? У нас же все на текстах построено. И Китано просто не поймёт, о чем я пою.
— С кем из музыкантов вы дружите?
С.Г.: Перечислять очень долго.
А.С.: В том же внутреннем смысле — с Пашей Маккартни. Мы сейчас говорили о студии Abbey Road, что ее обязательно должен кто-то купить, лучше всего какой-то-то русский человек, учитывая, как у нас в стране любят «Битлз».
С.Г.: Вообще предлагаю здесь кинуть клич к Роману Абрамовичу, чтобы он ее купил. Или еще к какой-то парочке имен, кому это по карману. Пока не купил какой-нибудь украинский магнат. Хотя нет, украинский пусть покупает. Главное чтобы не американец, какая-нибудь сволочь, они ведь выгонят весь дух, сделают какую-нибудь кунсткамеру, чтобы делать деньги. А наши могут студию как-то спасти и как минимум законсервировать.
А.С.: А может, сделать и действующий музей. Чтобы одновременно и студия работала. Какая-то часть. Пусть не приносит прибыль, но пишутся какие-то классные люди, которые, может быть, будут выигрывать тендер для молодых музыкантов. Причем и российских, и мировых. Тогда она будет жить и наша любовь к «Битлз» будет иметь реальное продолжение.
С.Г.: Представляешь, Абрамович услышал нас, купил и первый, кто записался…
А.С.: Ну нас с тобой пусть запишут!
С.Г.: Нет, Пол Маккартни (дикий хохот)! Выиграл тендер и записал альбом.
— Сергей, вы так одновременно с иронией и уважительно назвали Сукачева Игорем Ивановичем, какие у вас сейчас с ним отношения?
С.Г.: Это наш хороший товарищ, с которым мы тепло общаемся в жизни, не только по делам. Обсуждаем, например, фильмы того же Джармуша и прочие.
А.С.: Мы много спорим с ним на тему того, что я поклонник пиратских фильмов, а он покупает только лицензионные, потому что он зарубается на качестве. Я говорю: Гарик, когда фильм хороший, я не парюсь, потом, может, я и куплю его в хорошем качестве, но сначала я куплю у пиратов за 100 рублей».
С.Г.: Да ведь сейчас и у пиратов ну за 200 рублей можно купить в замечательном качестве.
А.С.: Вот я то же самое Гарику и говорю.
Фото Дмитрий Андриевский