Елена Чекалова: «Я поселю хорошую кухню в многоквартирном доме» | Главное | Time Out
Главное

Елена Чекалова: «Я поселю хорошую кухню в многоквартирном доме»

  5 марта 2010
8 мин
Елена Чекалова: «Я поселю хорошую кухню в многоквартирном доме»
На Первом канале начинается новое кулинарное шоу «Счастье есть». Его ведущая Елена Чекалова до сих пор не была медийной звездой, хотя в журналистской среде ее знают как автора «Коммерсанта» и жену Леонида Парфенова.

Парфенов в личной жизни человек очень закрытый — на светских мероприятиях его проще встретить в компании коллег-телевизионщиков, чем с женой. Хотя именно Елене Чекаловой мы во многом обязаны тем образом лощеного денди, к которому мы привыкли еще со времен «Намедни».


Они поженились в 1987-м, когда Парфенов начинал работать на Центральном Телевидении, а Чекалова писала критические статьи в еженедельнике «Московские новости» — то есть, критиковать супруга ей пришлось вполне профессионально. Как раз в то время Парфенов вместе с Андреем Разбашем снял свой первый документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников, и недавно Елена в интервью на «Эхе Москвы» призналась: «Когда я смотрю эти старые пленки, это настолько даже смешно иногда бывает — такой какой-то утенок». Чекалова взвалила на себя непростую задачу — превратить утенка из Череповца в лебедя: она занялась формированием стиля телеведущего, оставаясь при этом в тени.


В 1990 году супруги в соавторстве выпустили книгу «Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении», которая вошла в обязательную программу курса «Основы тележурналистики» и где впервые была сформулирована идея проекта «Старые песни о главном». После этого Елена завязала с телекритикой и переключилась на тихие семейные радости вроде воспитания детей и приготовления обедов мужу. Последнее увлечение вылилось в новую профессию: Чекалова стала автором рубрики «Еда» журнала «Коммерсантъ Weekend», а теперь и ведущей программы «Счастье есть» на Первом канале.


Бесчисленные поклонницы Леонида Геннадьевича, узнав правду о семейной жизни кумира, недоумевают в своих блогах: как же так, почему супруга самого стильного телеведущего — не эфемерная блондинка, а вполне себе земная женщина с кастрюлей борща? А он ласково называет ее «Кыся» и подтверждает старую истину, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Елена Чекалова ответила на вопросы Time Out:


Как получилось, что блестящий телекритик сделала своей профессией кулинарию?


Когда мой муж стал известным телевизионным персонажем, стало как-то неловко заниматься тележурналистикой. Да и Леня сказал: «Что бы ты ни написала, все равно обвинят в необъективности и предвзятости». А потом родилась дочка, и мне пришлось уйти с работы. А потом уже и ТВ неузнаваемо изменилось. И сегодня я искренне сочувствую Ирине Петровской и Арине Бородиной, ведь им приходится для своих колонок отсматривать кучу программ, которые и по духу своему, и по идеологической направленности для них неприемлемы! Так что все сложилось в конце концов неплохо — мы с мужем выбрали темы, которые не имеют никакого отношения к политике, к тому же история культуры и кулинария с трудом подвергаются цензуре.


А правда, что, имея под боком такого аса тележурналистики, как Парфенов, вести себя в кадре вы учились у Галины Борисовны Волчек?


Леня пытался мне что-то советовать. Но у нас совершенно разный подход: он все-таки делает интеллектуальное телевидение, в котором важно донести смысл и поразить визуальным рядом и формой. Мне же важнее воздействовать на эмоции людей, зарядить их хорошим настроением, ведь «Счастье есть» начиналось как рубрика в программе «Доброе утро». Когда мне предложили ее вести, я действительно пошла к Галине Борисовне, с которой мы дружны, просто посоветоваться, стоит ли браться. Она собрала своих сотрудниц, кто оказался в театре на данный момент, притащили какой-то реквизит. И сказала: «Ну-ка расскажи какой-нибудь рецепт так, чтобы мы поверили!» То есть система Станиславского в действии. В какой-то момент я поняла, что «зрители» «повелись» — смеются, глаза стали заинтересованными. Потом Волчек дала еще несколько советов, так что это меня ободрило. Самое смешное, что сама себе на экране я ужасно не нравлюсь и, вы не поверите, не видела практически ни одного своего эфира. Да и вообще телевизор я смотрю редко.


Сейчас так много программ о еде…


Ну и что? Умение хорошо готовить и принимать дома гостей — мировой тренд.


Но должна же быть какая-то своя фишка.


Грубо говоря, мне хочется, чтобы хорошая кухня поселилась в многоквартирном доме. Легко рассказывать о средиземноморской кухне, имея дом в Тоскане и кучу специй под рукой. Нельзя к зрителям относиться снисходительно. Я не понимаю, почему я должна как подорванная носиться по рынкам, чтобы приготовить «Кролика со средиземноморскими специями». Вот и стараюсь приспособить эту же самую кухню (или любую другую) к нашей реальности и к нашим продуктам. Для меня принципиально важно не следовать букве рецепта, а передать образ блюда. Например, салат «Несуаз». Как сделать этот салат, если у нас нет ни свежего тунца, ни анчоусов, ни нормальных помидоров зимой (а если есть, то ужасно дорогие)? Я довольно долго ломала голову и придумала, что тунца можно заменить, как ни странно, на печень трески из банки, а анчоусов — на кильки. Получается восхитительно, а главное — на губах остается это изумительное прованское послевкусие оригинала. Не все, конечно, но многие мировые кулинарные хиты можно исполнить на наш русский лад, с нашими продуктами. Например, французский гратен прекрасно готовится из картошки и любых наших корнеплодов. Просто, вкусно и недорого. Иначе — неинтересно. Потому что если невкусно — готовить глупо. А если дорого, так за эти деньги лучше в ресторан сходить. Мне же нравится креативный подход ко всему, и к готовке в первую очередь. И, как мне написала одна моя зрительница, «Спасибо за то, что вы не советуете купить слона с розовыми ушами».


Я удивляюсь, как в Толстой умение хорошо готовить сочетается с такой беспощадностью к людям.





Недавно Татьяна Толстая в своем «Живом журнале» дала резкую отповедь Юлии Высоцкой по поводу ее кулинарного журнала — просто махнула рукой, сказав, что это безнадежно, назвала фуфлом и поиронизировала над ее кулинарной философией…


К сожалению, я сама не читала журнал Юлии Высоцкой и ничего конкретного сказать не могу. Татьяна Толстая очень умная и довольно резкая. Я слышала, что она сама хорошо готовит, я удивляюсь, как это сочетается с такой беспощадностью к людям. Мне кажется, что человек, который любит кормить других (а ведь готовишь не для себя), должен быть добрее и снисходительнее. Если ты любишь готовить, значит, ты делаешь это для кого-то, значит, любишь собирать друзей и радовать их. К злому человеку люди не потянутся. И потом, мы-то с вами как журналисты прекрасно понимаем, что гораздо проще написать хорошую заметку, кого-то обругав. А найти достоинства и написать так, чтобы читали, — сложно и по большому счету невыгодно. Но Толстая имеет право писать то, что считает нужным, а Высоцкая — готовить и издавать, что ей нравится. Кстати, недавно в программе я приготовила торт из черных сухарей по рецепту Софьи Андреевны Толстой — пальчики оближешь, зрители потом кучу писем благодарственных прислали. А что касается кулинарной философии, то у каждого она своя.


А у вас?


У нас очень депрессивная страна. Люди настолько наплевательски относятся к себе и так плохо по большей части живут (я часто бываю на родине мужа под Череповцом и Вологдой и знаю, как устроены большие и маленькие города вокруг какого-нибудь градообразующего предприятия), что перестали в себя верить. Считают, что за них можно решить все вопросы, они привыкли довольствоваться минимумом, а потом мы начинаем сетовать на то, что в нашей стране так мало либерально мыслящих людей. Вот я недавно прочитала книжку о жизни Мамаши Бразье, где были воспоминания, записанные ее учениками (у нее учился известный ресторатор Поль Бокюз, она первая обладательница двух ресторанов с тремя мишленовскими звездами каждый). Она описывает, как питались в ее время крестьяне, вспоминает, какую еду ее мать приносила в поле отцу, — я вас уверяю, далеко не в каждом московском ресторане можно найти нечто подобное. Так рождается уважение к себе. Попробуйте во Франции устроить то, что у нас было все 70 лет советской власти. Не поймут. Есть культура, которая впитывается с молоком матери, в том числе и кулинарная. Я понимаю, что мы никогда не жили хорошо. Но категорически не согласна с теми, кто считает, что и начинать не стоит. Я убеждена, что умение хорошо и правильно питаться рождает в первую очередь уважение к себе. Я очень люблю людей, мне хочется поделиться какими-то знаниями, которые помогут сделать жизнь ярче, лучше и красивее. А поскольку кулинария для меня — не бизнес, я и не скрываю ничего, не оставляю за кадром главную фенечку, не пугаю сложностями. Научитесь улыбаться и готовить — и люди к вам потянутся! Это точно!


Счастье есть

Вс 14 марта, 12.10—13.00, Первый