Почему Джеймс Кэмерон остался без «Оскара»? | Кино | Time Out

Почему Джеймс Кэмерон остался без «Оскара»?

Геннадий Устиян   9 марта 2010
2 мин
Почему Джеймс Кэмерон остался без «Оскара»?
Главный сюрприз церемонии вручения «Оскаров»: «Аватар» не стал лучшим фильмом года.

Кадры из фильмов «Повелитель бури„ и “Аватар„


На прошедшей 7 марта церемонии вручения „Оскаров“ сюрпризов почти не было — награды ровно доставались претендентам, в победе которых никто не сомневался. Главный сюрприз случился, когда объявили главный „Оскар“ за лучший фильм года. И важно даже не то, что его получил „Повелитель бури“ Кэтрин Бигелоу. Важно, что его НЕ получил „Аватар“ Джеймса Кэмерона — фильм, который весь мир признает будущим кино и его спасением.


Задолго до вручения „Оскаров“ Джеймс Кэмерон — искренне или нет — сообщил в интервью, что останется доволен результатами церемонии, если не получит „Оскары“ в двух из девяти номинаций, в которых был представлен лично — за лучшую режиссуру и лучший фильм года. В конце концов, 12 лет назад он получил обе награды за „Титаник“, попал в историю с рекордным количеством статуэток и прокричал со сцены: „Я король мира!“. И все же результаты „Оскаров“ в этом году не могут не удивлять. Победа Кэтрин Бигелоу в категории „лучший режиссер“ еще можно было предсказать — „Оскар“ любит творить собственную историю, и тот факт, что раньше ни одна женщина не была признана режиссером года, нуждался в исправлении. Но когда объявили лучший фильм, и Бигелоу снова вышла на сцену, миллионы поклонников „Аватара“ были, мягко говоря, расстроены. И их можно понять.

Кэтрин Бигелоу с “Оскарами» за режиссуру и лучший фильм


Институт вручения «Оскаров» в последние годы подвергался справедливой критике — за исключением победы «Властелина колец-3» главная кинопремия традиционно достается картинам, скорее претендующим на приз эстетского европейского кинофестиваля, а не на признание масс. Чтобы поправить ежегодно падающие телерейтинги трансляции церемонии, Киноакадемия решила в этом году изменить правила и включить в номинацию «лучший фильм» 10 картин, а не 5, как раньше — специально для того, чтобы блокбастеры вроде «Аватара» имели возможность быть номинированными и побеждать. И что оказалось в итоге? Несмотря на всемирное обожание и большое количество номинаций «Аватар» уступил «Повелителю бури», который был снят два года назад и незаметно прошел в прокате, собрав в итоге меньше 20 млн долларов — примерно столько же, сколько «Аватар» собирал за один уикенд в не самой большой стране.


По поводу отношения Киноакадемии есть расхожее мнение, что она не любит успешных и богатых и предпочитает награждать за «искусство», а не за кассовые победы. Это не совсем так. И «Титаник», и «Властелин колец» собрали сотни миллионов по миру до того, как получили «Оскары». Нежелание академиков проголосовать за «Аватар» — фильм, который не только оставил позади все кассовые рекорды, но и совершил технологическую революцию, можно объяснить страхом перед тем самым «бездушным» кино, угрожающим привычному голливудскому порядку.


Как известно, актеры — самая многочисленная группа, представленная в рядах академиков, и ее средний возраст приближается к пенсионному. Нежелание актеров признать искусством фильм с нарисованными существами — явный признак страха, осознания, что ты больше не нужен. Голливуд всегда гордился своими звездами, и гонка именно актеров за «Оскарами» — традиционно самая интересная. Осознание факта, что кино уходит из сферы актерской игры и входит в эпоху компьютерной графики и стоил Кэмерону «Оскара», пусть и ценой низких рейтингов самой церемонии. Стало понятно, что по большому счету Кэмерон выиграл войну со старым Голливудом. Кто проиграл в этой ситуации — это сам «Оскар», который подтвердил старую истину: настоящую историю кино пишут не академики, а зрители.