Почему Джеймс Кэмерон остался без «Оскара»?
Кадры из фильмов «Повелитель бури и Аватар
На прошедшей 7 марта церемонии вручения Оскаров сюрпризов почти не было — награды ровно доставались претендентам, в победе которых никто не сомневался. Главный сюрприз случился, когда объявили главный Оскар за лучший фильм года. И важно даже не то, что его получил Повелитель бури Кэтрин Бигелоу. Важно, что его НЕ получил Аватар Джеймса Кэмерона — фильм, который весь мир признает будущим кино и его спасением.
Задолго до вручения Оскаров Джеймс Кэмерон искренне или нет — сообщил в интервью, что останется доволен результатами церемонии, если не получит Оскары в двух из девяти номинаций, в которых был представлен лично — за лучшую режиссуру и лучший фильм года. В конце концов, 12 лет назад он получил обе награды за Титаник, попал в историю с рекордным количеством статуэток и прокричал со сцены: Я король мира!. И все же результаты Оскаров в этом году не могут не удивлять. Победа Кэтрин Бигелоу в категории лучший режиссер еще можно было предсказать Оскар любит творить собственную историю, и тот факт, что раньше ни одна женщина не была признана режиссером года, нуждался в исправлении. Но когда объявили лучший фильм, и Бигелоу снова вышла на сцену, миллионы поклонников Аватара были, мягко говоря, расстроены. И их можно понять.
Кэтрин Бигелоу с Оскарами» за режиссуру и лучший фильм
Институт вручения «Оскаров» в последние годы подвергался справедливой критике — за исключением победы «Властелина колец-3» главная кинопремия традиционно достается картинам, скорее претендующим на приз эстетского европейского кинофестиваля, а не на признание масс. Чтобы поправить ежегодно падающие телерейтинги трансляции церемонии, Киноакадемия решила в этом году изменить правила и включить в номинацию «лучший фильм» 10 картин, а не 5, как раньше — специально для того, чтобы блокбастеры вроде «Аватара» имели возможность быть номинированными и побеждать. И что оказалось в итоге? Несмотря на всемирное обожание и большое количество номинаций «Аватар» уступил «Повелителю бури», который был снят два года назад и незаметно прошел в прокате, собрав в итоге меньше 20 млн долларов — примерно столько же, сколько «Аватар» собирал за один уикенд в не самой большой стране.
По поводу отношения Киноакадемии есть расхожее мнение, что она не любит успешных и богатых и предпочитает награждать за «искусство», а не за кассовые победы. Это не совсем так. И «Титаник», и «Властелин колец» собрали сотни миллионов по миру до того, как получили «Оскары». Нежелание академиков проголосовать за «Аватар» фильм, который не только оставил позади все кассовые рекорды, но и совершил технологическую революцию, можно объяснить страхом перед тем самым «бездушным» кино, угрожающим привычному голливудскому порядку.
Как известно, актеры — самая многочисленная группа, представленная в рядах академиков, и ее средний возраст приближается к пенсионному. Нежелание актеров признать искусством фильм с нарисованными существами — явный признак страха, осознания, что ты больше не нужен. Голливуд всегда гордился своими звездами, и гонка именно актеров за «Оскарами» традиционно самая интересная. Осознание факта, что кино уходит из сферы актерской игры и входит в эпоху компьютерной графики и стоил Кэмерону «Оскара», пусть и ценой низких рейтингов самой церемонии. Стало понятно, что по большому счету Кэмерон выиграл войну со старым Голливудом. Кто проиграл в этой ситуации — это сам «Оскар», который подтвердил старую истину: настоящую историю кино пишут не академики, а зрители.