Как фанера над Пандорой | Главное | Time Out
Главное

Как фанера над Пандорой

Кирилл Андреев   10 марта 2010
5 мин
Как фанера над Пандорой
«Аватар» остался без главных призов — статуэтки за лучший фильм и режиссуру ушли «Повелителю бури». Зато наградили Буллок и можно было посмотреть на плачущего байкера.

Изменения, которые «Оскар» внес в свои правила — 10 номинантов на лучший фильм — обернулись живописным и драматическим фарсом. Два главных приза, за лучшую режиссуру и лучший фильм, достались фильму Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури». «Аватар» пролетел как фанера над Пандорой.



В том, что Бигелоу достанется режиссерская награда, сомнений почти не было. Во-первых, странно было бы Киноакадемии упустить такой шанс впервые вручить приз режиссеру-женщине. Во-вторых, картина про войну в Ираке, которая не клеймит левацким огнем вашингтонский милитаризм и не является имперской агиткой, а просто показывает войну как обстоятельство, в котором проявляется человеческий дух, стала удачной возможностью продемонстрировать гражданскую ответственность киносообщества. «Мы против войны, но всячески поддерживаем наших ребят в форме». А кроме того, это и в самом деле очень достойное кино, одна из лучших картин года — Бигелоу, сделавшая бессмертную «На гребне волны», обладает невероятно жестким режиссерским умом, которому может позавидовать девяносто процентов режиссеров-мужчин.



Надо заметить, что при этом холодном мужском уме, Бигелоу еще и красавица. Так что и наблюдать, как она невероятно искренне волновалась, получая статуэтку, отсылая свои благодарности группе и «всем мужчинам и женщинам в форме» («они — за нас, а мы — за них»), было особенно приятно.



Однако, когда «Повелитель бури» получил награду как лучший фильм, возникло чувство определенного смущения. Расширение числа номинантов, призванное продемонстрировать новую демократичность «Оскара», вместо признания «Аватара» обернулось публичной пощечиной Кэмерону и грубым пиар-ходом — повысив телерейтинги за счет интереса к фильму, Академия продемонстрировала, что курс остался неизменным.


Речь тут идет не о художественных достоинствах фильмов, по большому счету оцениваемых наградой «лучшая режиссура», а об идеологии. «Лучший фильм» показывает, какой фильм, с точки зрения академиков, стал самым важным в прошедшем году. Взорвавший танцпол «Аватар» таковым не показался, слесарю — слесарево, и приз ушел очень сильному и умному фильму, который в Америке шел ограниченным прокатом. Конечно, эстетический снобизм как идеология — это вполне респектабельно, но так «Оскар» рискует превратиться из явления, во многом определяющего кинематографическую жизнь, во внутрикорпоративную премию, интерес к которой лет через десять будет на уровне наград Гильдии режиссеров.



А кроме того, снобизм этот кажется фальшивым — шокирующее отсутствие наград в категории «лучший иностранный фильм» для двух главных европейских картин года, мощнейших «Пророка» и «Белой ленты», в пользу аргентинской драмы «Секрет в их глазах», заставляет в нем сомневаться.


Впрочем, если «Оскар» этого года и вызывал подчас удивленное раздражение, все искупили актерские номинации. Как мы и предполагали, «лучшую актрису» дали Сандре Буллок за главную роль в фильме «Невидимая сторона», где она сыграла решительную белую женщину, взявшую под опеку черного парня. В обморок она не упала и произнесла невероятно трогательную, сдержанную и достойную речь. Камера в этот момент перешла на лицо ее супруга — байкера, владельца автомастерской по тюнингу мотоциклов и ведущего байкерских шоу по имени Джесси Джеймс (это не шутка). Надо сказать, что плачущий байкер — это будет посильнее плачущего большевика. Решение получилось очень логичное — Буллок замечательно сыграла в социально значимом фильме, который собрал 250 миллионов про бюджете в 30, никому не хотелось в сотый раз выбирать между Мерил Стрип и Хелен Миррен, а наградить протеже Опры Уинфри Габури Сидибе, для которой главная роль в «Прешес» — вообще первая, при большом соблазне все же не рискнули. Награда за лучшую мужскую роль досталась Джеффу Бриджесу, сыгравшему спившегося кантри-певца в «Безумном сердце». Хотя больше всех приза в этом году заслуживал, вероятно, Колин Ферт за «Одинокого мужчину», награждение всеобщего любимца Бриджеса удовлетворило всех — давно пора было, все же пятая номинация за 35 лет и ни одной статуэтки. Бриджес был откровенно доволен, долго и благодушно благодарил родителей, превысил лимит времени, но остановить его никто не смел — все восхищенно смотрели. Остается только пожалеть, что получил он статуэтку за откровенно слабый фильм и не самую лучшую роль. За всенародных «Лебовски» и «Короля-рыбака» него вообще не номинировали, и жаль, что не дали тогда, в первый раз, в 1972 году за «Последний киносеанс» Богдановича (если не видели — всячески рекомендуем).



Вообще, в смысле равновесия и кинематографического блеска, этот «Оскар» получился удачным (учитывая, так же, награду отличной документалке «Бухта»), а при награде «Аватару» мог бы стать историческим. Само шоу, в отличии от прошлогоднего, получилось очень сдержанным, если не сказать блеклым — единственным номером программ было странноватое выступление стрит-дэнсеров под мелодии номинантов на лучшую оригинальную музыку. Но спас конферанс Стива Мартина и Алека Болдуина — ничего из ряда вон, но теплую легкую атмосферу парочка удержала. Если будете смотреть повтор трансляции, не пропустите их пародию на «Паранормальное явление». Эпизод с тем, как Кэмерон пытался по-дружески придушить победительницу и бывшую жену после церемонии, в трансляцию, к сожалению, не вошел. В общем, можно заключить, что все прошло удачно. Но «перезагрузки» Оскара не случилось — в новое десятилетие он переходит, страдая все тем же кризисом идентичности, что разъедает премию уже долгие годы. Остается пожелать ему удачи — грустно думать, что удовольствие гадать, кто победит, и смотреть трансляции когда-нибудь приестся миру окончательно.



По материалам film.ru