Дмитрий Васильев и Илья Хейфец
О фестивале
Дмитрий Васильев: Мы проводим наш фестиваль уже во второй раз. «Новая музыка» это музыка живых композиторов, музыка, написанная совсем недавно, что называется, только из печи.
Фестиваль хорош тем, что на нем музыка очень серьезная соседствует с упрощенной (что не значит плохой!) — академичная с популярной.
О программе
Дмитрий Васильев: В этом году на концертах прозвучат две мировые премьеры. Первая — это симфония Ильи Хейфеца, посвященная Омску. А вторая — концерт для кларнета с оркестром русского композитора Толибхона Шахиди. Шахиди учился у Арама Хачатуряна и принадлежит к советской композиторской школе.
В нынешнем фестивале три вечерних концерта и три детских. Эта маленькая традиция делать детские концерты стала нашей изюминкой. На них мы будем играть музыку Подгайца — произведение «Страна Оркестрания». Это остросюжетная сказка о любви Принца Кларнета и Принцессы Скрипки, которую родители хотели выдать замуж за богатого Короля Тромбона.
На первом вечернем концерте прозвучит симфония Хейфеца и «Месса мира для хора и оркестра» английского композитора Дженкинса. Между прочим, для «Мессы» ноты взяли в аренду в Лондоне! Петь будет хор университета под управлением Ларисы Сабитовой.
На втором концерте мы сыграем произведение Шахиди и интересный балет Розенблата «Алиса в стране чудес». Музыка в этом сочинении под стать сюжету книги — изобилует загадками и шарадами: автор использовал более 80 цитат, в нем 40-я симфония Моцарта соседствует с канканом, с «Танцем с саблями» Хачатуряна. Получилось смешно и мило — с юмором.
Закрывать фестиваль будем литургией для альта с оркестром Гии Канчели и известнейшей музыкой Эдуарда Атремьева к фильмам «Сибирский цирюльник», «Родня», «Свой среди чужих».
Дмитрий Васильев: Конечно, можно было бы провести фестиваль более компактно, но мы думали еще и о публике. Кто-то захочет посетить два, а то и три — но найти в неделе два или три свободных дня сложно. А выкроить три пятницы все-таки попроще. Да и на подготовку к концертам времени побольше остается, а качество для нас превыше всего.
О слушателях
Дмитрий Васильев: Без умной публики у нас не получилось бы ничего. Но публика хочет это слышать, она идет с не меньшим удовольствием на симфонию своего современника Александра Чайковского, чем на Петра Ильича.
Об омском оркестре
Илья Хейфец: Я уже давно мечтал о том, чтобы приехать в Омск на премьеру своей второй симфонии. Сегодня мы постоянно можем наблюдать, как классика коммерционализируется. Те, кто монополизировал музыку, заинтересованы в том, чтобы прокручивать известные шедевры бесчисленное количество раз, а не способствовать созданию новых произведений!
На этом неблагоприятном фоне выделяется омский оркестр. Омичам очень повезло, что во главе их оркестра стоит Дмитрий Васильев. Он, с одной стороны, может привлечь публику к традициям классической музыки, которая кому-то кажется отживающей. А с другой стороны, он способствует созданию новых сочинений тем, что он исполняет их. Может, не всегда эти произведения оказываются шедеврами, но сам факт заслуживает поощрения и благодарности.
О классике и новинках
Илья Хейфец: Исполнять одну только классику неправильно. Мы ходим в музеи смотреть шедевры, чтобы у нас были ориентиры. Но если ничего не будет создаваться в наше время, мы не будем ощущать, что мы живы. Человек станет жить прошлым, словно находясь в других эпохах, и чувствовать себя законсервированным.
Дмитрий Васильев: Вы говорите о живописи, а я бы хотел провести параллели с литературой. Я считаю, что каждый из нас должен регулярно открывать томик Пушкина, чтобы «очистить» душу, как фильтром. Но вместе с тем, невозможно не читать Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Дмитрия Липскерова — они же пишут про нашу жизнь, отвечают на те вопросы, которые стоят перед нами сейчас. То же самое и музыка — композиторы тоже отвечают на наши вопросы.
Илья Хейфец: Эта симфония для меня — своего рода концепция города. В ней есть что-то ностальгическое. Я постоянно думаю об Омске: я здесь родился, учился и 18 лет работал; и то, что я здесь получил, греет меня и сегодня.
Когда я писал свое сочинение, я вспоминал не какие-то конкретные картины, а скорее думал о каком-то внутреннем ощущении, о настроении, о том, какие мысли и чувства вызывают у меня природа и люди Омска.
Симфония писалась полтора года. Изначально в ней было четыре части, но потом мне показалась, что последняя немножко выпадает, и я ее убрал.
Оставшиеся части отличаются по настроению. Первая — это весеннее возрождение природы. Вторая часть связана с народным творчеством и песнопениями литургического свойства, а третья часть — стихия игры, танца и движения, которая тоже характерна для нашего края, особенно зимой. Вначале я даже хотел назвать ее «Зимние забавы», но потом решил не давать частям отдельные названия.
Сегодня написать быструю музыку нелегко, чтобы это было еще и свежо, поэтому приходится использовать какие-то моменты, которые оживляют работу. А это не всегда просто исполнить. Так что в техническом плане симфония получилась трудной, но я думаю, что артисты вполне могут справиться с ней.
В штатном расписании оркестра 109 человек, пять из которых — заслуженные артисты России. И они делают 5 6 программ каждый месяц (в других странах оркестры создают по пять программ в год)! Это говорит о высоком культурном уровне Омска. Это статус! И надо всячески поддерживать эти условия. Здесь создаются новые произведения, здесь они впервые звучат.
О музыке в Израиле
Илья Хейфец: Как и в России в советское время, сочинения в Израиле приобретаются государством: оркестр заказывает у композитора произведение, а деньги на это выделяются из государственной казны.
Но есть сложность: там действует клановая система, и ее закрытость препятствует свободной конкуренции. Исполняются не те произведения, которые лучше других, а те, чьи авторы находятся в кланах, победивших остальные. Еще там есть проблема публики — не хватает людей, которые хотели бы слышать эту музыку и понимали бы ее.
Дмитрий Васильев: Это не только израильская проблема. Когда мы с гастролями ездили в Италию, то посмотрели афиши — так вот оркестры там играют одни и те же сочинения! Чайковский «Ромео и Джульетта», пятая симфония — мы это исполняем, московский оркестр то же самое… В основном, играют то, что все любят, и за что платят.
О господдержке
Илья Хейфец: Когда государство не поддерживает музыкантов, то они начинают играть то, что популярно и всем известно. А человек инертен — публике нравится слушать то, к чему она привыкла.
Периоды подъема или упадка классического искусства во многом зависят от внешних условий. А я убежден, что без искусства невозможна цивилизованная страна — это один из символов устойчивости государства.
Сейчас в России, насколько я могу судить, многое зависит от местных властей. Так что это счастье, что в Омске вот так сложилось.
Дмитрий Васильев: Нужна определенная доля авантюризма, чтобы играть новую музыку, и спасибо, что нас, сумасшедших музыкантов, безоговорочно поддерживает директор филармонии Сергей Банников Сергей и наше Министерство культуры.
12 марта, 18:30. Мировая премьера — симфония №2 «Посвящение Омску» Ильи Хейфеца. Также прозвучит культовая «Месса мира для хора и оркестра» Карла Дженкинса и философская симфоническая фреска «Ожившая звонница» Бориса Целковникова. В концерте принимает участие хор ОмГУ, который возглавляет хормейстер Лариса Сабитова. Билеты от 150 до 500 руб.
14 марта, 11:00. «Оркестр-хамелеон». Исполняется произведение «Страна Оркестрания» Ефрема Подгайца. Билеты 60 руб.
19 марта, 18:30. Мировая премьера — «Концерт для кларнета с оркестром» Толибхона Шахиди. Также в программе «Алиса в стране чудес» Александра Розенблата и «Большой собачий вальс для большого симфонического оркестра» Владимира Пальчуна. Солирует кларнетист Игорь Федоров (Москва), молодой талант, которому и посвящено произведение Шахиди. Билеты 150 — 500 руб.
21 марта, 11:00 и 13:00. «Волшебный сундучок». Исполняется произведение «Страна Оркестрания» Ефрема Подгайца. Билеты 60 руб.
27 марта, 18:30. Звучат «Литургия для альта с оркестром «Ветер скорби» Гии Канчели и темы из к/ф «Солярис», «Родня», «Сибирский цирюльник» Эдуарда Артемьева. Солист — Алексей Людевиг (альт, Санкт-Петербург). Билеты 200 — 300 руб.
Все концерты пройдут в Концертном зале, и на каждом из них сыграет Омский академический симфонический оркестр под руководством Дмитрия Васильева.