Дмитрий Васильев и Илья Хейфец | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Дмитрий Васильев и Илья Хейфец

Екатерина Дедкова   13 марта 2010
7 мин
Дмитрий Васильев и Илья Хейфец
О фестивале «Новая музыка», который проходит с 12 по 27 марта, рассказали художественный руководитель омского симфонического и автор симфонии, посвященной Омску.

О фестивале

Дмитрий Васильев: Мы проводим наш фестиваль уже во второй раз. «Новая музыка» — это музыка живых композиторов, музыка, написанная совсем недавно, что называется, только из печи.

Фестиваль хорош тем, что на нем музыка очень серьезная соседствует с упрощенной (что не значит плохой!) — академичная с популярной.

О программе

Дмитрий Васильев: В этом году на концертах прозвучат две мировые премьеры. Первая — это симфония Ильи Хейфеца, посвященная Омску. А вторая — концерт для кларнета с оркестром русского композитора Толибхона Шахиди. Шахиди учился у Арама Хачатуряна и принадлежит к советской композиторской школе.

В нынешнем фестивале три вечерних концерта и три детских. Эта маленькая традиция делать детские концерты стала нашей изюминкой. На них мы будем играть музыку Подгайца — произведение «Страна Оркестрания». Это остросюжетная сказка о любви Принца Кларнета и Принцессы Скрипки, которую родители хотели выдать замуж за богатого Короля Тромбона.

На первом вечернем концерте прозвучит симфония Хейфеца и «Месса мира для хора и оркестра» английского композитора Дженкинса. Между прочим, для «Мессы» ноты взяли в аренду в Лондоне! Петь будет хор университета под управлением Ларисы Сабитовой.

На втором концерте мы сыграем произведение Шахиди и интересный балет Розенблата «Алиса в стране чудес». Музыка в этом сочинении под стать сюжету книги — изобилует загадками и шарадами: автор использовал более 80 цитат, в нем 40-я симфония Моцарта соседствует с канканом, с «Танцем с саблями» Хачатуряна. Получилось смешно и мило — с юмором.

Закрывать фестиваль будем литургией для альта с оркестром Гии Канчели и известнейшей музыкой Эдуарда Атремьева к фильмам «Сибирский цирюльник», «Родня», «Свой среди чужих».

О регламенте

Дмитрий Васильев: Конечно, можно было бы провести фестиваль более компактно, но мы думали еще и о публике. Кто-то захочет посетить два, а то и три — но найти в неделе два или три свободных дня сложно. А выкроить три пятницы все-таки попроще. Да и на подготовку к концертам времени побольше остается, а качество для нас превыше всего.

О слушателях

Дмитрий Васильев: Без умной публики у нас не получилось бы ничего. Но публика хочет это слышать, она идет с не меньшим удовольствием на симфонию своего современника Александра Чайковского, чем на Петра Ильича.

Об омском оркестре

Илья Хейфец: Я уже давно мечтал о том, чтобы приехать в Омск на премьеру своей второй симфонии. Сегодня мы постоянно можем наблюдать, как классика коммерционализируется. Те, кто монополизировал музыку, заинтересованы в том, чтобы прокручивать известные шедевры бесчисленное количество раз, а не способствовать созданию новых произведений!

На этом неблагоприятном фоне выделяется омский оркестр. Омичам очень повезло, что во главе их оркестра стоит Дмитрий Васильев. Он, с одной стороны, может привлечь публику к традициям классической музыки, которая кому-то кажется отживающей. А с другой стороны, он способствует созданию новых сочинений тем, что он исполняет их. Может, не всегда эти произведения оказываются шедеврами, но сам факт заслуживает поощрения и благодарности.

О классике и новинках

Илья Хейфец: Исполнять одну только классику неправильно. Мы ходим в музеи смотреть шедевры, чтобы у нас были ориентиры. Но если ничего не будет создаваться в наше время, мы не будем ощущать, что мы живы. Человек станет жить прошлым, словно находясь в других эпохах, и чувствовать себя законсервированным.

Дмитрий Васильев: Вы говорите о живописи, а я бы хотел провести параллели с литературой. Я считаю, что каждый из нас должен регулярно открывать томик Пушкина, чтобы «очистить» душу, как фильтром. Но вместе с тем, невозможно не читать Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Дмитрия Липскерова — они же пишут про нашу жизнь, отвечают на те вопросы, которые стоят перед нами сейчас. То же самое и музыка — композиторы тоже отвечают на наши вопросы.

О симфонии, посвященной Омску


Илья Хейфец:
Эта симфония для меня — своего рода концепция города. В ней есть что-то ностальгическое. Я постоянно думаю об Омске: я здесь родился, учился и 18 лет работал; и то, что я здесь получил, греет меня и сегодня.

Когда я писал свое сочинение, я вспоминал не какие-то конкретные картины, а скорее думал о каком-то внутреннем ощущении, о настроении, о том, какие мысли и чувства вызывают у меня природа и люди Омска.

Симфония писалась полтора года. Изначально в ней было четыре части, но потом мне показалась, что последняя немножко выпадает, и я ее убрал.

Оставшиеся части отличаются по настроению. Первая — это весеннее возрождение природы. Вторая часть связана с народным творчеством и песнопениями литургического свойства, а третья часть — стихия игры, танца и движения, которая тоже характерна для нашего края, особенно зимой. Вначале я даже хотел назвать ее «Зимние забавы», но потом решил не давать частям отдельные названия.

Сегодня написать быструю музыку нелегко, чтобы это было еще и свежо, поэтому приходится использовать какие-то моменты, которые оживляют работу. А это не всегда просто исполнить. Так что в техническом плане симфония получилась трудной, но я думаю, что артисты вполне могут справиться с ней.

В штатном расписании оркестра 109 человек, пять из которых — заслуженные артисты России. И они делают 5 — 6 программ каждый месяц (в других странах оркестры создают по пять программ в год)! Это говорит о высоком культурном уровне Омска. Это статус! И надо всячески поддерживать эти условия. Здесь создаются новые произведения, здесь они впервые звучат.

О музыке в Израиле

Илья Хейфец: Как и в России в советское время, сочинения в Израиле приобретаются государством: оркестр заказывает у композитора произведение, а деньги на это выделяются из государственной казны.

Но есть сложность: там действует клановая система, и ее закрытость препятствует свободной конкуренции. Исполняются не те произведения, которые лучше других, а те, чьи авторы находятся в кланах, победивших остальные. Еще там есть проблема публики — не хватает людей, которые хотели бы слышать эту музыку и понимали бы ее.

Дмитрий Васильев: Это не только израильская проблема. Когда мы с гастролями ездили в Италию, то посмотрели афиши — так вот оркестры там играют одни и те же сочинения! Чайковский «Ромео и Джульетта», пятая симфония — мы это исполняем, московский оркестр то же самое… В основном, играют то, что все любят, и за что платят.

О господдержке

Илья Хейфец: Когда государство не поддерживает музыкантов, то они начинают играть то, что популярно и всем известно. А человек инертен — публике нравится слушать то, к чему она привыкла.

Периоды подъема или упадка классического искусства во многом зависят от внешних условий. А я убежден, что без искусства невозможна цивилизованная страна — это один из символов устойчивости государства.

Сейчас в России, насколько я могу судить, многое зависит от местных властей. Так что это счастье, что в Омске вот так сложилось.

Дмитрий Васильев: Нужна определенная доля авантюризма, чтобы играть новую музыку, и спасибо, что нас, сумасшедших музыкантов, безоговорочно поддерживает директор филармонии Сергей Банников Сергей и наше Министерство культуры.

Полная программа фестиваля:

12 марта, 18:30. Мировая премьера — симфония №2 «Посвящение Омску» Ильи Хейфеца. Также прозвучит культовая «Месса мира для хора и оркестра» Карла Дженкинса и философская симфоническая фреска «Ожившая звонница» Бориса Целковникова. В концерте принимает участие хор ОмГУ, который возглавляет хормейстер Лариса Сабитова. Билеты от 150 до 500 руб.

14 марта, 11:00. «Оркестр-хамелеон». Исполняется произведение «Страна Оркестрания» Ефрема Подгайца. Билеты 60 руб.

19 марта, 18:30. Мировая премьера — «Концерт для кларнета с оркестром» Толибхона Шахиди. Также в программе «Алиса в стране чудес» Александра Розенблата и «Большой собачий вальс для большого симфонического оркестра» Владимира Пальчуна. Солирует кларнетист Игорь Федоров (Москва), молодой талант, которому и посвящено произведение Шахиди. Билеты 150 — 500 руб.


21 марта, 11:00 и 13:00.
«Волшебный сундучок». Исполняется произведение «Страна Оркестрания» Ефрема Подгайца. Билеты 60 руб.

27 марта, 18:30. Звучат «Литургия для альта с оркестром «Ветер скорби» Гии Канчели и темы из к/ф «Солярис», «Родня», «Сибирский цирюльник» Эдуарда Артемьева. Солист — Алексей Людевиг (альт, Санкт-Петербург). Билеты 200 — 300 руб.

Все концерты пройдут в Концертном зале, и на каждом из них сыграет Омский академический симфонический оркестр под руководством Дмитрия Васильева.