«Новая пьеса» на «Золотой маске»
Фестиваль «Золотая маска» последние годы взял на себя роль собирателя театральных земель. Теперь важно не выявить лучшего, а собрать всех, кто в разных концах страны пытается заниматься живым делом, пусть и с разной степенью успеха. И конечно, с такими заботами спокойно пережить то, что закрылся близкий по духу фестиваль «Новая драма», «Маска» себе позволить не могла. Теперь в рамках придуманного в прошлом году проекта «Маска плюс» появилась программа «Новая пьеса», которую организуют все те же лица: Михаил Угаров, Елена Гремина и компания. Да и повод появился очевидный: сразу два «новодрамовских» спектакля — «Жизнь удалась» («Театр.doc» и Центр драматургии и режиссуры) и «Третья смена» (Театр им. Йозефа Бойса) — вошли в основную конкурсную программу большого фестиваля в номинации «Эксперимент».
Открылась «Новая пьеса» на прошлой неделе премьерами совсем свежих проектов «Театра.doc». На этой неделе на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда пройдут основные гастроли. Режиссер кировского «Театра на Спасской» Борис Павлович взялся «описать город, который со времен Салтыкова-Щедрина никто описать не пытался. Назвать по имени те сущности, что образуют genius loci». Воспользовался для этого он взглядами на Вятку сторонних наблюдателей — драматургов Саши Денисовой, Максима Курочкина, Любови Мульменко и Александра Родионова. Названием спектакля «Так-то да» (пн 15 марта, 19.00) стала типично вятская присказка, выдающая аборигенов с головой.
Режиссер Валерий Гришко привозит свой четвертый спектакль по пьесам Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю», поставленный в самарском Театре драмы им. М. Горького (вт 16 марта, 19.00). Свое пристрастие он объясняет так: «Для меня этот автор — самая притягательная фигура среди молодых людей, пишущих для театра. В его пьесах нет того, что убивает желание их ставить: нарочитой эпатажности, неоправданности ситуации или неорганичности характеров». Юных героев, пробавляющихся сдачей краденых кладбищенских памятников на лом, играют студенты курса при театре.
Саратовский ТЮЗ им. Ю. Киселева показывает моноспектакль Ольги Лисенко, поставленный Дмитрием Егоровым по пьесе Ярослава Пулиновича «Наташина мечта» (ср 17 марта, 19.00), — монолог мечтающей о красивой свадьбе детдомовки, которая на пути к мечте забила до смерти свою соперницу. Молодежный центр театрального и киноискусства «МИГ» из Санкт-Петербурга не побоялся сравнения с одним из хитов «Театра.doc» — спектаклем Владимира Панкова «Doc.тор» — и представляет собственную версию пьесы Елены Исаевой «Записки провинциального врача» (чт 18 марта, 19.00) в постановке Андрея Корионова. Наконец, Национальный молодежный театр Республики Башкортостан им. М. Карима из Уфы разыграет пьесу Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» (пт 19 марта, 19.00) о беспризорниках конца Великой Отечественной войны так, будто ее читают современные дети, прячущиеся сегодня от очередного кавказского конфликта в разбомбленном кукольном театре.
«Новая пьеса» не собирается молчать о новых реалиях нашей жизни.