Рыжие-бесстыжие. Интервью с вокалистом “Братьев Грим” Борисом Гримом
Если бы ученые изобрели прибор для измерения амбиций, то его ни в коем случае нельзя было бы тестировать на братьях Борисе и Константине Грим — аппарат бы зашкалило, а то и вовсе спалило. Самарские близнецы, основавшие группу в 1998 году, без смущения срифмовали «глаза» и «бирюза», а также «курица» и «улица». В 2004-м попали под крыло к продюсеру Леониду Бурлакову, когда-то со скандалом распрощавшемуся с «Мумий Троллем» и Земфирой. Результат пришел в этом году: сладкие и наивные песни «Ресницы» и «Кустурица» попали в десятки русских радиочартов, и «Братья Грим» стали единственными дебютантами заслуженного рок-фестиваля Maxidrom, выступив на одной сцене с Franz Ferdinand. В следующем году Костя и Борис намерены добиться большего — недаром они провозглашают себя наследниками Beatles, русского рока и поэтов Серебряного века, а также называют себя основоположниками нового стиля грим-рок, который «сочетает все лучшее, что есть в музыке». Накануне выступления группы на церемонии вручения премии «Золотой граммофон» и в клубе Б2 корреспондент Time Out созвонился с вокалистом Борисом Гримом.
Здравствуйте, Борис. Где вы сейчас находитесь?
Дома. Ну, то есть на снятой квартире, где я живу, когда возвращаюсь из Самары или приезжаю с гастролей.
То есть у вас минута отдыха?
У меня отдыха не бывает. Я сейчас у компьютера — готовлю новый материал.
Буквально позавчера мне предлагали звонить вам чуть ли не в Анадырь — у вас сейчас много гастролей?
Бывает по-разному, но вообще очень плотный график. Вот послезавтра опять уезжаем, причем надолго и далеко.
Вам это нравится?
Это моя работа. Мне повезло, что у меня есть работа, от которой я получаю кайф.
Насколько я знаю, теперь во время гастролей вы еще и снимаетесь в каком-то телешоу?
Да, по «Муз-ТВ» уже показывают. Реалити-шоу «Сказки “Братьев Грим”» — это то, что происходит с нами, когда мы выступаем, отдыхаем и так далее…
И что происходит?
Ну… Одни говорят, что это порнография, другие — что это правда жизни и рок-н-ролл. Где правда, я и сам не знаю — мы стараемся вести себя естественно.
А в чем порнография-то?
Например, порнографией называли то, что мы часто произносим слово «секс» в сочетании с различными прилагательными: оральный секс, анальный секс… Короче, мы пару раз пообщались с девушками на эти темы — и вывели разговоры в эфир. Это всех, мягко говоря, шокировало. Потом наше поведение, которое не вписывается в общепринятые рамки, тоже вызвало массу возмущенных откликов…
Что значит «не вписывается»?
Ну можно же передачу посмотреть — каждую неделю эфир. Там все показано: как мы выпиваем, как разговариваем на разные запретные темы…
Все выпивают…
Так, как выпивают рок-музыканты, этого не делает никто.
Сейчас, по идее, вы должны рассказать историю о вашем последнем сногсшибательном кутеже…
Я, в отличие от других музыкантов группы «Братья Грим», реже в этом участвую, потому что на мне лежит ответственность за сочинение песен. Вокалист не может очень долго пьянствовать, поскольку портится голос. Но я бы не сказал, что группа «Братья Грим» — законченные алкоголики, как можно решить по эфирам телешоу. Просто нас в такие моменты снимают. Вспомните великих — Beatles, Rolling Stones и Led Zeppelin. Вот ониотдыхать умели, «Братья Грим» по сравнению с ними просто ангелы.
То есть вам еще не приходилось крушить гостиничные номера?
Как раз по этому поводу вскоре будет один сюжетец на ТВ.
Вас не раздражает, что гастроли, поездки, съемки и т.п. не дают вам сосредоточиться на сочинении песен?
Иногда это мешает, согласен. Вот, например, сегодня я сочинял песню. Меня прервал звонком пресс-менеджер — сказал, что сейчас надо давать интервью.
Но вот, к примеру, любимая вами группа Beatles в какой-то момент своей карьеры полностью отказалась от гастрольных туров ради музыки.
Вы знаете, в нашей стране продажа аудионосителей нормальных доходов не приносит из-за пиратства. Beatles могли себе позволить отказаться от гастролей. А в России 70—80 процентов доходов поступает от концертов.
А какие у вас доходы?
Я не могу назвать сумму. Сейчас у меня оптимальный на данный момент доход.
А сколько вам надо денег, как говорил Остап Бендер Шуре Балаганову, «для счастья»?
Я максималист. Я ставлю себе цели, достигаю их и ставлю новые.
То есть вы хотите больше?
Я не ради них работаю. Деньги — нормальное следствие того, что человек делает свою работу хорошо.
Я вот к чему все это спрашиваю — в последнем интервью журналу Time Out Москва Сергей Шнуров по поводу того, что русские артисты на альбомах не зарабатывают, высказался радикально. Цитирую дословно: «П… они все, эти русские артисты. Просто, наверное, им мало. Но вот мне не мало. Мне… »
(перебивая) Он лжет. Он лжет. Мы работали несколько раз со Шнуровым на различных заказных мероприятиях — я знаю, сколько он на них зарабатывает. На них и живет. Понятное дело, что по гастролям он не ездит, у него нет такой культовости, чтобы он смог собрать Дворец спорта. И вообще, вряд ли ему это разрешат. Он сам лжет, поэтому пусть не обвиняет других музыкантов во лжи.
Давайте о музыке поговорим. Что вы писали, пока я не отвлек вас своим звонком?
Я написал несколько вещей, которые войдут даже не в следующий, а в наш третий или четвертый альбом.
На московском концерте обещана премьера каких-то новых песен…
Да, мы презентуем новый сингл. Это будет подарок нашим поклонникам. Мы собираемся время от времени выпускать на синглах песни, которые не войдут ни в один из наших альбомов. На первом будут «Новогодние бабочки» и «Хай пипл». Их и споем.
Если верить вашему сайту, также на этом концерте могут прозвучать такие песни, как «ДигиДиги» и «Додурри». О чем они?
Это игра слов, мы любим такие фишки. «ДигиДиги» — аналогия с буги-вуги. Это почти что скэт — когда голосом или словами пародируют ходы музыкальных инструментов. А «Додурри» — тоже игра слов. Сначала мы назвали песню просто «До дури», потом это нам показалось скучным, и мы решили слепить слова и удвоить согласную, и получилось «додурри». Как «попурри». Нам кажется, в этом что-то есть. Мы любим футуристические игры со словами, как у поэтов Серебряного века. Для нас в песнях и в их названиях очень важно звучание слов. За фонетикой в песнях нужно следить.
То есть для вас звук важнее смысла?
Не могу так сказать, потому что мы — наследники русской поэзии и русского рока, для которых очень был важен смысл. Понятно, что, если мы будем сочинять песни без смысла, никто в России их слушать не будет. Да мы и не хотим этого, потому что песни без смысла — это… это… не скажу что. Вообще, грим-рок, наш стиль — компиляция всего хорошего, что есть в музыке. Во всяком случае, мы стремимся к этому, а уж как у нас получается — судить людям.
А что вы сначала пишете — музыку или стихи?
Конечно, музыку. Тем, кто пишет сначала стихи, я считаю, лучше сразу издавать поэтические сборники и вывешивать свои творения в интернете. Первичность поэзии говорит о том, что человек ничего не понимает в музыке.
И в то же время вы считаете себя наследниками Серебряного века?
Я очень люблю эту поэзию. И стараюсь блистать подобными поэтическими перлами.
Процитируете что-нибудь из любимого?
Ну, я долго могу цитировать. Мой любимый поэт — Северянин. А его «Ананасы в шампанском», на мой взгляд, вершина Серебряного века.
Ну это же хрестоматийное стихотворение…
Хрестоматийное, зато гениальное. Все хрестоматийные вещи гениальны. Как «Yesterday» Beatles. Как «Bohemian Rhapsody» Queen. Можно, конечно, выискивать неизвестные произведения — мол, смотрите, какой я умный, я знаю даже вот это… Но самое главное и самое интересное всегда остается на виду… Я очень люблю поэзию Бурлюка, конечно, но больше мне нравится Северянин. По-моему, он лучше.
Насколько я знаю, коллеги не очень любили Северянина.
Ну конечно, он же выпендривался. Говорил, что он гений. Был эгоистом. И я считаю, что он был прав, — эгоизм движет этим миром.
А у вас друзья-товарищи в музыкальной среде есть?
Наш саундпродюсер Олег Чубыкин, пожалуй, единственный из музыкантов, с которым мы действительно дружим. У нас с ним очень похожие вкусы в музыке — мы битломаны. А с другими мы и не общаемся.
Не общаетесь, потому что вам не хочется?
И нам не хочется, и им не хочется. Общение должно складываться естественно. Специально навязываться никому не надо. Когда форсируешь события, они оборачиваются к тебе другой стороной.
Но вы же сталкивались с какими-то группами и музыкантами на сборных концертах, с тем же Шнуром или с Uma2rmaн. Неужели не завязалось знакомств?
С Uma2rmaн у нас нормальные отношения: встречаемся — здороваемся.
Словом, друзей в тусовке у вас нет?
А я не хочу быть в тусовке. Потому что вокруг тусовки вращается очень много народа, который ничего собой не представляет. Они хорошо одеваются, жонглируют модными словечками, но на самом деле — просто тупые бездельники. Мне не хочется общаться с такими людьми. Талантливых, а тем более гениальных людей в тусовке — раз-два и обчелся. Нечего там делать.
А есть ли русские музыканты, которых вы уважаете?
Мы уважаем единственного человека — Земфиру. Но так как она девушка со сложным характером и почему-то все время обижается на нас, мы с ней не общаемся. Но мы преклоняемся перед ее талантом.
Как вы смогли обидеть Земфиру?
Почему-то она на нас обижается: сначала говорила, что мы плохие. Потом, когда мы стали популярными, стала говорить, что мы хорошие, но у нас продюсер плохой. (Леонид Бурлаков, первый продюсер группы «Мумий Тролль» и Земфиры. — Прим. Time Out.) Много разных толков ходит. Я считаю, что она таким образом заигрывает с нами. Была бы она мальчиком, мы бы уже давно повздорили. Но она же девушка, а девушкам мы все прощаем. Господи, что мы можем ей сказать, — можем только улыбнуться, и все.