VII Московский Пасхальный фестиваль
Созданный главным дирижером всея Руси восемь лет назад Московский Пасхальный фестиваль давно перестал быть просто событием для столицы. На его концерты нельзя зайти по пути откуда-то куда-то, ему надо посвятить время, от недели до двух, прогуливать работу, брать отгулы, игнорировать отдых, друзей и родственников, и все потому, что Пасхальный фестиваль — это практически образ жизни.
Распорядок дня такой: в 12.00 — на концерт в один из центральных храмов, где звучит хоровая музыка, затем — поход по историческому центру под звон пасхальных колоколов, вечером — симфонический концерт в Консерватории, куда надо идти свежим и полным сил, так как маэстро Гергиев не отпустит вас без двух с половиной часов музыки. Этого распорядка дня Москва придерживается на Пасху уже несколько лет, и не сказать, чтобы в рядах меломанов сыскались недовольные. Да, критика ропщет, что количество концертов (более 100 по всей стране и даже за ее пределами) не всегда переходит в качество, но даже если взять абсолютный минимум, то и его уже будет достаточно, чтобы говорить о нарождающейся благодаря пасхальному детищу Гергиева фестивальной культуре, когда почтенная публика плавно перетекает с одного события на другое, попутно обсуждая услышанное и обмениваясь впечатлениями.
Для того чтобы рассказать обо всех интересных событиях восьмого по счету фестиваля, журнал пришлось бы издавать двухтомником, поэтому ограничимся сухим перечнем событий, проходящих на этой неделе. В понедельник, только прочитав этот текст, спешим на легендарного американского пианиста Нельсона Фрейра в Консерватории, играющего вместе с Мариинским оркестром Брамса, во втором отделении будет звучать брамсовский «Немецкий реквием». Во вторник настает черед одного из немногочисленных живых и находящихся в отличной форме итальянских звезд первой величины — баса Феруччо Фурланетто (там же, на консерваторской сцене). Среда отдана старинной музыке — ансамблю испанского колдуна и экспериментатора Жорди Саваля Le Concert des Nations, при этом днем можно успеть на концерт хора петербургского Смольного собора в храм «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. В четверг днем в меню стоит концерт киевского хора «Крещатик» в одном из красивейших храмов города — Великомученика Никиты на Старой Басманной. Пятницу посвящаем болгарским гостям — хору «Святые семичастники», поющему в храме Григория Неокесарийского в Дербицах, что на Большой Полянке (туда надо приходить заранее — болгарское пение в Москве любят существенно больше людей, чем может вместить этот храм). Наконец, в воскресенье 11 апреля Валерий Гергиев сыграет по-крупному — французский оперный блокбастер, «Троянцы» Берлиоза, будет исполнен оркестром и хором театра вместе с отборным составом солистов, включая Екатерину Губанову, Екатерину Семенчук, Сергея Семишкура и других именитых мариинских звезд. Да, и не забудьте про колокольные звоны (их много, каждый день) — вашего отсутствия Валерий Гергиев не поймет.