Акцент на камерность: 7 лучших выставок августа
«Чувство дома»
Фото с выставки «Чувство дома»
Где: Еврейский музей и центр толерантности, Образцова, 11, стр. 1А
Когда: 25 июля – 30 октября
ПодробностиВ Еврейском музее 12 фотографов рассказывают доме – таком родном и теплом, но разном понятии для каждого из нас. Одни люди по несколько поколений живут на одном месте, другие постоянно переезжают из города в город. Исходя из этого, кураторы решили разделить выставку на пять тематических разделов. 17 фотоисторий показывают, как живут люди нашей страны от Финского залива до Биробиджана, от полуострова Таймыр до Северной Осетии.
В части «Родовое гнездо» собраны истории о тех, кто не стремится к перемещениям. Здесь рассказывают о родовых башнях Северной Осетии и о народе чаты в Новосибирской области. Раздел «Дома кочевников» посвящен кочевникам из Таймыра и Тывы, оленеводах Республики Коми и тульских цыганах. В «Ностальгии по дому» показывают истории переселенцев, вынужденных покинуть свои дома и обустроиться в новых местах. Раздел «Мой дом – твой дом» рассказывает о людях, которые переехали в дома, обжитые носителями другой культуры, например, о жителях восстановленных финских домов в Карелии. Наконец, тема «Сакральный дом» поднимает вопросы духовных пристанищ и убежищ, когда твоим местом силы может стать старообрядческая церковь или буддийский храм.
«Настройки – 2»
Герхард Рихтер «Абстракция» и Вейд Гайтон «Без названия»
Если в первой части проект состоял только из звуковых инсталляций, то сейчас к ним добавилось изобразительное искусство, в частности работы Василия Кандинского, Александры Экстер, Бриджет Райли, Зигмара Польке, Дэниела Кнорра, Герхарда Рихтера и Константина Бранкузи из коллекции фонда V–A–C. Таким образом, выставка прослеживает связь между музыкой и экспериментами в визуальном искусстве с начала прошлого столетия по настоящее время.
Экспозиция состоит из четырех частей. Первая глава посвящена абстрактному искусству, когда в начале ХХ века художники решили отказаться от правдоподобного изображения мира в пользу авторских сконструированных вселенных.
Акцент второй главы сделан на европейской скульптуре, которая, как и живопись, постепенно становится полем для радикальных экспериментов. Экспонаты третьей части буквально растворяются в воздухе на глазах зрителей, поскольку все большее значение со временем приобретают разные виды «обрамления» искусства вроде зеркал Лиз Дешен и гипсовых рельефов Флориана Пумхесля. Наконец, четвертый раздел – это прямой диалог между живописью и музыкой в работе Энрико Давида «Весна священная» и фильме «Ода» Виктора Алимпиева.
«Семья – душа России»
Работы Джаны Тутунджан
Для выставки, посвященной Дню семьи, любви и верности, музей в Царицыно собрал экспонаты из Третьяковской галереи, Тверской областной картинной галереи, Музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и других музеев, а также добавил к ним работы из своего фонда и произведения современных художников. С их помощью, по словам организаторов, можно в полной мере раскрыть тему проекта – семейные традиции – и найти личные смыслы и точки опоры.
«Гуляя по выставке, на которой представлены шедевры реалистического искусства и работы непрофессиональных авторов, мы не просто рассматриваем портреты и пейзажи, а думаем о своей семье, о близких», – отмечает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.
В экспозиции картины дополняют предметы декоративно-прикладного искусства — керамические панно, предметы из стекла, текстильные работы и народная игрушка, в частности, лучшие экземпляры дымковской, богородской, филимоновской и каргапольской игрушек, некоторым из которых более ста лет.
«Андрей Тарковский. Кино как молитва»
Где: Выставочные залы «РОСИЗО», Петроверигский переулок, 4, стр. 1
Когда: 15 июля – 20 сентября
ПодробностиВыставка посвящена 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского. Мультимедийный проект позволяет глубже проникнуть в философскую картину мира режиссера, постараться лучше понять и переосмыслить его творчество. В общую концепцию в экспозиции соединены два кинозала, аудиовизуальная инсталляция и фотопроект с кадрами из семейного архива.
На снимках рабочие моменты со съемок знаменитых фильмов соседствуют с домашними кадрами в кругу близких и друзей. Дополнительному погружению в жизнь и творчество Тарковского способствуют его архивные записи и оригинальные рукописи. В летнем кинотеатре «РОСИЗО» до середины августа также показывают фильмы мастера – «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер».
«Eine kleine Nacht. Ночь коротка»
Музей Москвы и галерея «Триумф» объединились, чтобы показать работы южнокорейского художника Генсу Ана – обычно он создает большие живописные работы с городскими пространствами, но в этот раз автор решил добавить в свои произведения больше поэтичности. Обычные и знакомые уличные элементы – фонари, отражения окон, блеск фар, закаты и рассветы – напоминают иллюзию, чье-то воспоминание. Дизайн выставки усиливает впечатление ночного города – зрителей призывают гулять в приглушенном свете.
«Я рисую знакомые ночи и дни. Это беспокойная повседневная жизнь, пришедшая из будущего и застывшая в иллюзии. Рано или поздно она примет форму плоских слоев, существующих только в наших воспоминаниях или записях», — говорит Генсу Ан.
«Сергей Лемешев. Кумир и его время»
Звездный час красавца-тенора Сергея Лемешева пришел вместе с партией Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». За свою жизнь он исполнил ее более 500 раз и признавался, что Ленский – это «самая дорогая, любимая, самая большая радость» его творчества.
Прежде чем стать ведущим оперным певцом, Лемешеву пришлось столкнуться с трудностями – он родился в крестьянской семье, рано потерял отца, занимался сапожным делом, а петь учился по записям на граммофоне. Обо всем этом, а также о его дальнейшем успехе можно узнать на камерной выставке в Центре Гиляровского – впервые в экспозиции представлены предметы из личной коллекции певца и его жены Веры Кудрявцевой, любимые вещи, книги и подарки многочисленных поклонниц.
«Жизнь не умирает»
Низар Сабур считается живым классиком сирийской живописной школы – его творчество нельзя отделить от культуры и искусства родной страны. Плотная манера письма и особый колорит говорит о наследии классической школы, но современные события накладывают свой отпечаток на мировоззрение художника.
В результате получается синтез традиционных приемов с актуальными высказываниями на злобу дня. Попытка осмыслить происходящее отразилась в целом ряде циклов, представленных на выставке, таких как «Иммиграция», «Города мертвых птиц», «Пожары». Большая серия работ посвящена древнехристианскому месту Маалула.
Помимо масляных и акриловых красок Сабур использует в произведениях пепел, уголь, песок и текстильные вставки. Таким образом материал в руках автора приобретает особое символическое значение, в частности пепел намекает зрителю на сожженные, израненные войной города. Всего на выставке представлено около 30 экспонатов в разных техниках.