6 лучших спектаклей апреля: научные эксперименты, грани любви и царские особы
6 лучших театральных постановок апреля по версии Time Out
«Павел I»
Историю Павла I на сцену вахтанговского театра перенесла Наталья Ковалева, взяв за основу пьесы Дмитрия Мережковского и Евгения Симонова. Один из самых противоречивых российских императоров, рыцарь и самодур, оболганный «русский Гамлет» – четыре года, четыре месяца и четыре дня его правления оставили мрачный след в российской истории и множество не открытых до сих пор тайн.
В годы перестройки Павла I блестяще воплотили в спектакле Леонида Хейфеца Олег Борисов и Валерий Золотухин, сегодня новое прочтение образа предлагает Александр Олешко (в очередь с ним играет Юрий Поляк):
«Неожиданные ходы, перевертыши в театре всегда интересны. Мнения людей о личности императора Павла I различны, ожесточенные споры идут до сих пор. Историки представили его безумцем, игравшим в солдатиков. Для меня Павел I вовсе не безумец!».
«Далекая Радуга»
Режиссер Андрей Гончаров взял для своей постановки очень нетипичный для театра материал – фантастическую повесть Аркадия и Бориса Стругацких об ученых-физиках, которые проводят смелые научные эксперименты на планете под названием Радуга.
Время действия происходит в далеком будущем в начале XXIII века.
Спектакль побуждает задуматься о проблеме ответственности науки перед обществом – целая планета сталкивается с техногенной катастрофой, ставшей результатом неуправляемого процесса на техническом объекте. А также еще шире – о проблеме человеческого выбора в кризисной ситуации.
«Подарок»
Когда: 18 и 19 апреля
Режиссер Юрий Титов инсценирует пять новел Ги де Мопассана: «Знак», «Неосторожность», «Шпилька», «Избавилась», «В пути», сосредотачиваясь в основном на водевильной тороне сюжета и романтической стороне их содержания.
Не сковывая морализаторством и обличительной сатирой, в спектакле предлагают поразмышлять о разных гранях любви и представить ее с самых разнообразных сторон: как возвышенное чувство, влечение, самое большое в жизни счастье или непоправимая трагедия.
Любовные истории разворачиваются в пространстве, отсылающем к стилю ар-деко: афиши Тулуз-Лотрека, витражи, мотивы оперы Пуччини переносят зрителей в один из самых изысканных периодов ХХ века.
«Любовь по Маркесу»
Когда: 8, 9, 23 и 24 апреля
В спектакле много музыки и танцев, а действие происходит в магической комнате, созданной художником Владимиром Арефьевым. В ней герой проживает, переосмысливает и сочиняет свое прошлое заново.
Память персонажа переносит его от одной любви к другой, от детства до внезапно озаренной новым сильным чувством старости.
«Мне близок магический реализм Маркеса как способ взаимодействия с реальностью – когда силой фантазии ты можешь трансформировать мир вокруг. Кажется, на данный момент это единственное, что могут делать люди искусства», – рассказывает режиссер спектакля, художественный руководитель театра Егор Перегудов.
Главные роли исполняют народные артисты России Игорь Костолевский и Ольга Прокофьева.
«Каренина.Процесс»
Автор инсценировки и режиссер спектакля Алла Сигалова представила хрестоматийный роман Льва Толстого как бракоразводный процесс с тремя главными фигурантами: Анной Карениной, Алексеем Карениным и Алексеем Вронским.
Главная роль изначально предназначалась для Софьи Эрнст, ученицы Аллы Сигаловой в Школе-студии МХАТ, с которой они выпустили уже два спектакля – «Путешествие в Twin Peaks» и «XX век. Бал».
Каренина играет Игорь Миркурбанов, Вронского – Кирилл Власов. Сама же Сигалова воплотила образ прокурора, в этом деле пытающегося разобраться, кто же главный виновный в разводе Карениных. Также в постановке есть адвокат обвиняемой, которого исполняет Николай Самсонов.
«В разные периоды своей жизни я прошла путь от абсолютной влюбленности в Анну до жесточайшего ее осуждения, а потом снова вернулась к восторгу. И разлет этого маятника, который существует внутри каждого из нас по отношению к Анне, с накоплением жизненного опыта не становится меньше, а, наоборот, увеличивается», – рассказывает Сигалова.
«Час тишины»
Когда: 22, 23 и 24 апреля
Французский драматург Флориан Зеллер привычно представляет структурированную эмоциональную карту человека, тесно сплетенную с внутрисемейными отношениями.
Душевное смятение всех членов семьи дантиста Мишеля Леру идет параллельно с физическим разладом: в шикарной парижской квартире происходит грандиозный потоп.
Действие этого захватывающего французского фарса происходит в течение одного долгого и сумасшедшего дня, когда Мишель приходит домой с блошиного рынка со своей ценной находкой – виниловой пластинкой вымышленного джазового музыканта Нила Юарта под названием «Me, Myself and I». Но невероятное везение на этом заканчивается, и «час тишины», чтобы насладиться музыкой, для героя так и не наступает. Жена непременно хочет сказать что-то жизненно важное, рабочие пытаются чинить трубы топором, сосед пытается организовать вечеринку века, а сын объявляет себя панком и дает дома приют клану иммигрантов.
Спектакль поставил художественный руководитель театра Дмитрий Астрахан, а оформил известный художник Василий Ложкин, для которого эта работа стала дебютом в качестве сценографа.