Арх-объект: «Хлебозавод №9» | Арт | Time Out

Арх-объект: «Хлебозавод №9»

Екатерина Сахарова   8 апреля 2024
5 мин
Арх-объект: «Хлебозавод №9»
Фото: Андрей Шут
Вместе с командой «Глазами инженера» Time Out рассказывает о самых интересных зданиях и сооружениях Москвы. В этот раз гид Марина Фирсова поделилась историей возникновения предприятий механизированной выпечки хлеба в столице и преобразовании Хлебозавода №9 в одно из самых популярных московских общественных пространств.

Если сегодня жители мегаполисов предпочитают крафтовый хлеб из небольших пекарен, то сто лет назад дело обстояло совсем иначе. В середине 1920-х в Советском Союзе стремительно шел процесс индустриализации, бывшие крестьяне переезжали в города, чтобы работать на крупных заводах. Создавался целый комплекс разных учреждений, которые должны были освободить рабочих, по многу часов в день занятых на производстве, от домашних дел и забот. Возникла система так называемого нового быта, в которую входили столовые, фабрики-кухни, прачечные и детские сады. Конечно, требовались и заводы, которые ежедневно обеспечивали бы рабочих хлебом.

Наряду с закупкой импортного оборудования для промышленного производства хлеба в СССР велись и свои собственные разработки. Инженер Георгий Петрович Марсаков, получивший техническое образование еще до революции и защитивший диплом сразу по двум специальностям, приступил к созданию новой технологии производства хлеба.

В 1920-х годах инженер Марсаков предложил совершенно новую технологию, которая позволила выпекать рекордное количество хлеба. Его заводы имели форму гигантских цилиндров и напоминали огромные румяные караваи, возвышающиеся над Москвой

Вдохновившись идеями Генри Форда, придумавшего конвейерное производство, Марсаков создал уникальную систему кольцевого конвейера. Теперь энергия не тратилась на возвратное движение: все процессы шли по кругу, а общий цикл производства двигался по спирали. Из подвального этажа при помощи гигантского шнека, похожего на винт в мясорубке, мука поднималась на верхний этаж цилиндра, где готовилась опара. Затем смесь спускалась на третий этаж, где в дежах — гигантских чанах — замешивалось тесто. Оттуда оно отправлялось на второй этаж, где формовался будущий хлеб. Двигаясь по кольцевому конвейеру, булки проходили процесс расстойки и попадали в печи. Не прекращая движения по кругу, хлеб выпекался в кольцевых печах. Готовые батоны спускались на первый этаж и загружались в машины, которые развозили его по магазинам и столовым. Производство было полностью автоматизировано, а участие человека требовалось только для того, чтобы следить за работой агрегатов.

Архитектурный образ завода впечатлял не меньше, чем уникальный механизм, ставший его основой. Здание полностью отвечало идеям конструктивизма — одного из самых ярких течений в эпоху авангарда. Конструктивисты считали, что сооружение должно быть предельно простым, геометрическим и функциональным. Остекление нужно делать ленточным, опоясывающим постройку, чтобы получить максимум естественного освещения. Крыша — плоская, чтобы ее тоже можно было использовать. А форма здания должна отражать в себе его функцию, а не определяться только фантазией архитектора. Необычный с виду гигантский цилиндр служил «чехлом» для работающего внутри механизма.

Комплекс зданий выстроен по канонами особенно популярного тогда конструктивизма

Первый завод по системе Марсакова появился на Ходынской улице — это Хлебозавод  №5 имени Зотова, который сейчас стал культурным центром. Всего таких заводов было построено семь: пять в Москве и два в Ленинграде. Хлебозавод  №9 на Новодмитровской улице стал четвертым в серии. Количество выпекаемого здесь хлеба в годы максимальной загрузки поражает — 280 тонн в сутки! Всего за время работы завода на нем испекли более 4,5 миллионов тонн продукции.

В 2015 году, когда производство закрылось, было неясно, что появится на этой большой территории площадью почти три гектара. Это мог быть жилой комплекс или бизнес-центр — в Москве есть множество примеров того, как преобразуются промышленные зоны, теряя вместе с назначением и свой исторический облик. Судьба Хлебозавода  №9 оказалась более счастливой: им заинтересовалась группа девелоперов, которые за несколько лет до этого отреставрировали территорию соседнего бывшего дореволюционного Хрустального завода Дютфуа. На месте производства флаконов для парфюмерии и косметики теперь находится дизайн-завод «Флакон». Опираясь на предыдущий успешный опыт, команда разработала проект преобразования территории обанкротившегося хлебозавода.

В годы работы завода внутри каждого цилиндра, как в скорлупе, прятался гигантский круглый конвейер, простой и очень функциональный — картина Малевича, шагнувшая в 3D

Продумывая концепцию будущего облика пространства, архитекторы и дизайнеры решили обратиться к эпохе авангарда. Гигантский цилиндр и остальные корпуса очистили от многолетних слоев краски и штукатурки и покрасили в цвет красного кирпича — одного из главных «авангардных» оттенков. На территории появились граффити, отвечающие тем же идеям. Рисунок, украсивший строение  5, остается неизменным с момента открытия территории: в стилистике, вдохновленной работами Казимира Малевича, изображены люди, которые проводят время на территории Хлебозавода — гуляют, общаются, занимаются спортом.

Точка притяжения главной площади — портрет Маяковского, выполненный португальским художником Vhils в технике сграффито: на подготовленную поверхность наносится несколько слоев штукатурки, которую мастер потом снимает, создавая таким образом рисунок. Выбор героя и техники не случаен: Маяковский — главный поэт эпохи авангарда, и ритму его стихотворений вторят отрывистые и резкие удары молотка, при помощи которого художник создавал на стене изображение.

Скамейки, деревья и зоны озеленения тоже подчинены логике авангарда. Они выполнены в форме геометрических фигур, а их расположение в композиции с цилиндром главного здания напоминает абстрактные картины Малевича, если смотреть на территорию сверху. 

Сейчас территория «Хлебозавода  №9» — это одно из популярных московских общественных пространств, где проходят фестивали и концерты. Сохранившаяся архитектура здания напоминает о работавшем здесь уникальном механизме. Создатель кольцевого конвейера тоже не остался забытым: его имя носит универмаг «Марсаков», расположенный в главном корпусе.