Баба-яга vs Кощей: какой будет новая сказочная волна в кино
Почему российский кинематограф вновь обратился к сказкам
Сказки — фундамент отечественного детского кино. До Великой Отечественной войны экранизации вроде «Путешествий Гулливера», «По щучьему велению» или «Василисы Прекрасной» помогали воспитывать детей в согласии с коммунистической идеей, прививали любовь к родине.
Следующая волна сказок случилась в 70-е, в период застоя: на советском телевидении вышла передача «В гостях у сказки», а на больших экранах появлялись новые экранизации фольклорного творчества. Главные герои противостояли силам зла, чужеземцам и монстрам, как в «Иван-да-Марье», «Финисте — Ясном соколе» и «Варваре-красе, длинной косе», — или вспоминали о героическом прошлом народа, как в «Илье Муромце», «Слове о полку Игореве».
Конечно, это был внутренний идеологический ответ общества на вызовы Холодной войны. А еще — попытка поиска национальной идентичности. Художественные руководители считали, что через сказки дети могут познакомиться с ценностными патриотическими ориентирами и получить основу для создания новых смыслов.
Такое кино вновь возвращается к нам сейчас — в переломный момент, когда российская культура по разным причинам постепенно отделяется от западной. Голливудские герои ушли с широких экранов — теневой прокат американских блокбастеров не в счет, теперь их заменяют свои собственные, невольно запускающие дискуссию о национальной идентичности.
Для отечественных кинематографистов, ориентирующихся на массового зрителя, такое решение видится чуть ли не единственно верным. Анимационная эпопея о богатырях, рекордные сборы «Чебурашки» и трех частей «Последнего богатыря» — итоговые цифры бокс-офисов говорят сами за себя: сказочные герои на коне.
Отсюда — волна ремейков советской детской классики на новый лад. Какие-то представляют собой диалог реального настоящего и вымышленного прошлого, как «Последний богатырь», какие-то освежаются при помощи современных технологий («По щучьему велению»), а какие-то и вовсе открывают новые направления, как грядущий сериал «Киберслав» — совмещение истории Древней Руси с киберпанком. Чем закончится эта волна сказок, пока неясно, но количество вышедших и готовящихся к релизу картин удивляет.
Что уже вышло
Трилогия «Последний богатырь»
Сказочное попурри по мотивам русского фольклора, главным героем которого стал обычный житель современной Москвы. Первая часть в 2017 году ненадолго вырвалась в лидеры по кассовым сборам среди российских фильмов. Успешными оказались и два продолжения — всего франшиза собрала в прокате почти 100 млн долларов.
«Конек-горбунок»
Экранизация одноименной сказки Петра Ершова, воссоздающая атмосферу царской России благодаря комбинации русского модерна и фольклорных элементов. В главной роли — Павел Деревянко. Он озвучил Конька-Горбунка и сыграл его с помощью технологии захвата движения motion capture.
«Баба-яга спасает мир»
Семейная комедия в духе советских сказок, но уступающая им: современный школьник встречает Кикимору и попадает в Волшебный лес, где встречает Бабу-ягу и Лешего. Вместе со сказочными героями ему предстоит вернуться в реальный мир, чтобы остановить Кощея Бессмертного.
«По щучьему велению»
Внезапно очень яркая и актуальная экранизация, переписанная на новый лад с использованием сюжетов из других сказок и современных технологий. Режиссером выступил Александр Войтинский — автор семейных фильмов «Черная молния» и «Призрак».
Что выйдет в ближайшее время
«Бременские музыканты»
Фильм появится на российских экранах 1 января 2024 года и будет бороться за новогоднюю кассу с продолжением «Холопа». Создатели обещают, что новые «Бременские» — вовсе не покадровый ремейк советского мультфильма, хоть в нем и будет использована музыка Геннадия Гладкова из оригинала. История сконцентрируется на детстве Трубадура и его знакомстве с животными-музыкантами.
«Летучий корабль»
Лайв-экшен-ремейк советского мультфильма Гарри Бардина с песнями Юрия Энтина и музыкой Максима Дунаевского. В отличие от «Бременских музыкантов», «Летучий корабль» будет придерживаться сюжета оригинала, хотя появятся и новые герои — роковую ведьму леди Джейн сыграет Полина Гагарина. Лента выйдет в прокат 7 марта 2024 года.
«Волшебник изумрудного города»
Вольная интерпретация одноименной сказки Александра Волкова от режиссера Игоря Волошина («Повелитель ветра»), вдохновлявшегося советским циклом кукольных мультфильмов 1974 года. Фабула знакома с детства: Элли вместе с Тотошкой попадает в волшебную страну, встречает Страшилу, Трусливого Льва и Железного Дровосека и отправляется на поиски Волшебника Изумрудного города, который исполнит их желания. В прокате картина появится 26 декабря 2024 года.
«Финист. Первый богатырь»
«Финист» станет частью франшизы «Последний богатырь» и будет соперничать с «Волшебником изумрудного города» за новогоднюю кассу с 1 января 2025 года. Главного героя сыграет Кирилл Зайцев, а к роли Бабы-яги вернется Елена Яковлева. Режиссером выступит Дмитрий Дьяченко — автор оригинальной трилогии и постановщик «Чебурашки». Так что за сборы продюсерам переживать точно не стоит.
Что появится в будущем
«Последний богатырь. Наследие»
На «Финисте» франшиза не остановится и расширится сериалом. Действие развернется спустя двадцать лет после событий оригинальной трилогии. Иван воспитывает двух дочерей — богатырку и колдунью, которым предстоит спасти Белогорье. Проект появится в библиотеке видеосервиса Start.
«Огниво»
Переработанная сказка Ханса Кристиана Андерсена от режиссера «По щучьему велению» Александра Войтинского. В руки к русскому солдату попадает волшебное огниво, которое вызывает девочку Дашу. Злодей лишил ее родителей, поэтому солдат решает помочь героине вернуться в семью.
«Огниво против Волшебной скважины»
Другая экранизация андерсоновского «Огнива» — музыкальная сказка Анджея Петраса — тоже отличается от оригинала: солдату приходится спасать и принцессу, и королевство от злого наместника с помощью собак-роботов. Фильм будет совмещать живые съемки и кукольную анимацию.
«Буратино»
Переосмысление сказочной повести Алексея Толстого, которым займется режиссер «Волшебника Изумрудного города» Игорь Волошин и сценарист «Триггера» Андрей Золотарев. Других подробностей о фильме пока нет.
«Василиса и королева лайков»
Очередное смешение сказки и реального мира: Дед Мороз в исполнении Сергея Гармаша сослан на Землю, где воспитывает внучку Василису. Ее невероятные способности пытается монетизировать меркантильная блогерша Даша. Поставит ленту режиссер Павел Лунгин.
«Золотой Петушок»
«Игра престолов» во вселенной пушкинской сказки — так описывает «Золотого петушка» режиссер Ренат Давлетьяров. В руки царя попадает магический артефакт, способный уничтожить окруживших страну врагов. По словам создателей, съемки начнутся в апреле 2024 года. На советский мультфильм «Сказка о золотом петушке» новая экранизация будет вряд ли похожа.
«Руслан и Людмила»
Микс из пушкинской поэмы и русских сказок. Созданием занимается режиссер «Короля и Шута» Рустам Мосафир. Продюсеры хотят приурочить картину к 225-летию Пушкина.
«Илья Муромец»
События этой сказки с былинным прототипом развернутся во времена набегов на Русь кочевников. Помочь Владимиру Мономаху вызывается Илья Муромец — богатырь, пролежавший на печи 33 года. Продюсеры говорят, что фильм представляет собой байопик о прототипе Ильи Муромца.
«Молодая Яга»
Еще один образ Бабы-яги на большом экране представит Ким Дружинин, автор «28 панфиловцев». В этот раз мы увидим не знакомую нам героиню в длинной рваной юбке и с огромным крючковатым носом, а девочку-подкидыша — так сказать, «Джокер» на отечественный лад.
Фото: в материале статьи использованы кадры из фильмов.