«Бывают странные сближенья…». Как Пушкинский музей учит видеть больше | Арт | Time Out

«Бывают странные сближенья…». Как Пушкинский музей учит видеть больше

Екатерина Андреева   14 декабря 2021
5 мин
«Бывают странные сближенья…». Как Пушкинский музей учит видеть больше
Жан Огюст Доминик Энгр «Мадонна перед чашей с причастием», 1841 год

До 6 февраля 2022 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка-проект французского куратора Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья…». Time Out рассказывает о ее особенностях и главных экспонатах.


В рамках выставки «Бывают странные сближенья…» Пушкинский музей демонстрирует нечто непривычное. Это не история одного художника или художественного стиля, прослеженная от А до Я, а 13 тематических залов. Сначала может появиться вполне логичный вопрос о том, что же здесь происходит и какой смысл вложил в эту экспозицию куратор. Рядом с экспонатами нет информационных табличек, а рядом с классическими полотнами можно встретить памятники совершенно других эпох и культур.

Выставка, созданная Жан-Юбером Мартеном, предлагает принципиально новый взгляд на коллекцию музея и на историю искусства в целом.

Первый зал объясняет правила игры, которую Мартен затеял со зрителем. В зале «От потаенного образа к двойному» посетителям стоит сместить фокус с поиска скрытых знаний о предмете искусства на то, почему определенная картина висит рядом с некой необычной скульптурой? Что их сближает: история, эпоха, страна или, может, они просто похожи, не имея ни одного пересечения в бэкграунде.

Нет, например, никакого общего прошлого у древнегреческого грифона VII века до н.э. и веток дерева на картине Якоба ван Геела «Пейзаж с большим деревом», написанной в 1630-е. Однако все же общая атмосфера прослеживается — кажется, там и правда прячется грифон.

Древнегреческий грифон VII века
Якоба ван Геела «Пейзаж с большим деревом», 1630-е

Таких совпадений в первом зале можно найти великое множество. Продвигаясь от одной пары памятников к другой, появляются азарт и эмоции, которые вы ранее точно не испытывали в музее. Впереди посетителей ожидают еще 12 залов с разными темами. При этом стоит обращать внимание на их название — оно является ключевым, задает идею того, на основе чего предметы искусства будут схожи.

Цель, которую преследует выставка — не столько изучение истории и искусства, сколько возможность для посетителей оказаться вовлеченными в процесс. Меняя фокус о представлении классического музея и экспозиции, организаторы выставки стремятся сделать историю, искусство и посещение музея более приятными и открытыми в первую очередь для посетителя, чтобы поход в музей был не уроком, а ярким и приятным времяпрепровождением.

Другой зал носит название «Античная скульптура от белой к полихромной». Белизна античной скульптуры — одно из распространенных заблуждений, которое установилось еще со времен эпохи Возрождения. В коллекции Пушкинского музея представлено много слепков с самых известных античных памятников — этот зал позволяет посмотреть на скульптуры сквозь века, когда они были цветными и далеко не белыми.

Третий зал интригует не меньше. Он посвящен важной, особенно в современных реалиях, теме в истории и искусстве — женщинам, их положению и роли в социуме.

«От возлюбленной к колдунье» открывается плакатом арт-группы Guerrilla Girls «В музеях больше изображений обнаженных женщин, чем работ женщин-художниц?» — и этот вопрос задает вектор новой игры.

Изучение зала стоит начать с работ Франсуа Буше «Вакханка, играющая на свирели» и Себастьяно Маццони «Три грации», за ними идут дамы в прекрасных платьях. Незаметно для гостей выставки, их плавно сменяют женщины как ведьмы и жертвы преступлений, а кончается все работой Отто Грибеля «Выставка дешевых товаров», где не только женщины, но и мужчины представлены как товар.

Пьер-Нарцисс Герен «Аврора и Кефал», 1811 год

Есть и такой зал, который придется по душе всем посетителям выставки — «Пять чувств». На зрение намекают чучело лори, набор косметических глазных протезов и стеллаж с дихроническим стеклом, проходя сквозь который свет оставляет радужные пятна на стене.

Жан Рау «Обоняние», конец 1720-х — начало 1730-х

Слух представлен работой Эрика Нуссбикера «Серебряный череп»: нужно хорошенько толкнуть его рукой, словно маятник, и тогда вы услышите свист. Обоняние представляет кадило.

Дальше идут вкус и осязание, а это ассоциируется как раз с тем, что всегда было запрещено делать в музеях — есть и трогать экспонаты.

Инсталляция Паруйра Давтяна What is Art? в виде автомата с конфетами дает возможность посетителю задействовать те чувства, которые обычно остаются в музее пассивными. На этой выставке для взаимодействия с арт-объектом есть необходимо — таков замысел автора. Поэтому не стесняйтесь, крутите барабан автомата с конфетами и съедайте леденец прямо в зале.

Последнее чувство из пяти — осязание. Оно представлено через образ апостола на картине «Неверие Фомы», который касается раны Христа, чтобы проверить ее реальность.

Притронуться к ней может и гость выставки, ведь это работа Марселя Дюшана с говорящим названием «Пожалуйста, трогайте» 1947 года. К сожалению, за десятилетия произведение изрядно износилось и к оригиналу прикоснуться не выйдет. Однако специально для выставки была сделана точная копия. Ее, пожалуйста, трогайте, как и завещал художник.

Швабский мастер «Неверие Фомы», около 1500

Напутствующие слова перед посещением выставки «Бывают странные сближенья…»: покупайте билет заранее и онлайн. По понедельникам музей закрыт, и вход в музей осуществляется строго по QR-коду о вакцинации или ПЦР-тесту, который сделан не позднее 24 часов до посещения выставки.

Жан-Леон Жером «Король Кандавл», 1859 год
Винсент Лауренс ван дер Винне «Ванитас с хрустальным шаром»

В оформлении статьи были использованы фотографии Екатерины Андреевой и материалы с сайта Пушкинского музея.