Что мы знаем о предстоящем фильме «Мастер и Маргарита»
О чем этот фильм
События ленты разворачиваются в Москве в 1930-е. Известный писатель, находящийся на пике карьеры, вдруг оказывается в центре крупного литературного скандала. Он становится изгоем: коллеги избегают встреч, спектакль по его пьесе снимают с репертуара, успешное будущее ускользает сквозь пальцы. Тогда же он знакомится с Маргаритой, которая становится его возлюбленной и музой. Вдохновленный знакомством писатель берется за новый роман и с головой погружается в придуманный им мир. Персонажами он делает людей из своего окружения, а главным героем становится загадочный Воланд. Книга все больше захватывает Мастера, и он уже не в силах противостоять ирреальному: вымысел постепенно становится для него правдой, а правда — опасным наваждением.
Кризис производства: смена режиссера, названия и концепции
Очередная экранизация «Мастера и Маргариты» доберется до российского проката 25 января 2024 года. Дата вроде бы финальная, но скепсис все равно остается — первоначально фильм должен был выйти в 2021 году, но попал в филиал производственного ада и запоздал аж на три года. Не «Дюна» Ходоровски и не «Мегалополис» Копполы, но все же.
Впервые на питчинге «Фонда кино» ленту представили еще в 2018 году. Тогда сообщалось, что создателям выделили бюджет в 800 миллионов рублей.
К тому моменту, по словам режиссера Николая Лебедева, уже были готовы и сценарий, и раскадровки — в общем, вот-вот могли бы начаться съемки. Но дальше что-то пошло не так.
Спустя год Лебедев рассказал, что предпродакшн затягивается: заново формируется бюджет, пересматриваются художественные особенности и изготавливаются декорации. Когда к проекту подключились два крупнейших продюсера — Рубен Дишдишян и Игорь Толстунов, и все, казалось бы, было готово к съемкам, грянула пандемия. Лебедев взялся за «Нюрнберг» и ушел из проекта, а лента сменила режиссера и название, став «Воландом». Новым постановщиком назначили Михаила Локшина, раньше работавшего над «Серебряными коньками» — масштабной новогодней историей, развернувшейся в Петербурге времен Российской империи.
Новое название создатели объяснили изменением художественного вектора: после внесения правок сценарий «Мастера и Маргариты» отошел от экранизацией книги — в нем переплелись роман, биография Булгакова и один из сложнейших этапов в истории страны.
«В основе нашего сценария лежит роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, но авторам удалось создать свой уникальный мир, который заслуживает оригинального названия, поэтому и родился “Воланд”», — объясняла продюсер Наталия Клибанова.
Впрочем, в апреле 2023 года, когда проект вроде бы ушел в тень — непонятно было, в каком состоянии находится фильм, продюсеры поделились новыми подробностями. «Воланда» не стало, вернулся прежний заголовок — «Мастер и Маргарита».
«Мы приняли решение вернуться к первоначальному, классическому названию проекта, над которым работаем уже несколько лет, чтобы объединить силу и дух романа с историей, которую хотим рассказать зрителям в картине», — рассказал Рубен Дишдишян.
Заявления, кажется, противоречат друг другу — продюсеры объясняют обе смены названия одними и теми же причинами. Остается лишь догадываться, что такого было в «Воланде», из-за чего авторы от него отказались и вернулись к классическому заголовку. Концентрировались ли они на истории Воланда, прототипом которого, по мнению Эдварда Радзинского, был Иосиф Сталин? Какие параллели хотели провести? Ответы на эти вопросы канули в лету после того, как Наталия Клибанова рассказала прессе, что возвращение к «Мастеру и Маргарите» обусловлено финальной версией монтажа:
«Когда мы увидели монтаж, стало очевидно, что центральная линия — история любви Мастера и Маргариты. Именно эта любовь рождает вселенные и усиливает смыслы, заложенные Булгаковым».
Кто сыграет в картине
На повторной защите проекта в «Фонде кино» выступающие попросили отключить трансляцию, прежде чем огласить список актеров. Но вновь все пошло не по плану, имена основных исполнителей известны: Мастера сыграет Евгений Цыганов, Маргариту — Юлия Снигирь, а кот Бегемот будет создан при помощи CGI. Правда, в кадре появится и настоящий питомец, четырехлетний мейн-кун по кличке Кеша.
Роль Воланда досталась немецкому актеру Аугусту Дилю, который рассказал в интервью «Кинопоиску», чем лента отличается от первоисточника и каким предстанет его герой:
«Сложность в том, что в романе действительно нет главного героя, а в фильме это необходимо, иначе зритель не будет знать, с кем себя ассоциировать. У нас в этом качестве выступает Мастер. Это, конечно, влечет значительные изменения булгаковского текста. Любовная история тоже намного подробнее, чем в романе. Так что главный герой — Мастер, антагонист — Воланд, между ними — Маргарита. Но я играю еще одну роль, поскольку действие у нас разворачивается на разных уровнях реальности. Тот, кто приезжает в Москву, — это Иностранец. А Воландом он становится уже в романе, который пишет Писатель».
Второстепенные роли распределились следующим образом:
- Коровьев — Юрий Колокольников
- Азазелло — Алексей Розин
- Берлиоз — Евгений Князев
- Стравинский — Леонид Ярмольник
- Барон Майгель — Алексей Гуськов
- Иван Бездомный — Данил Стеклов
- Лиходеев — Марат Башаров
- Алоизий — Александр Яценко
Сколько это стоит и какого результата в прокате ждать
Одна из главных сложностей проекта — финансирование. Несмотря на начальный бюджет в 800 миллионов рублей, средств на съемку не хватало — в том числе из-за этого ушел Николай Лебедев. Создатели несколько раз выступали на питчингах в «Фонде кино» и пытались добиться увеличения государственных вливаний, но всякий раз сталкивались с проблемами.
Летом 2022 года Михаил Локшин, Евгений Цыганов и Юлия Снигирь почти хором высказывались о сложной судьбе картины.
«Министерство культуры решило отказать нам в финансировании. Я не знаю, по каким причинам. Но, возможно, что фильм теперь не выйдет», — признавалась Снигирь.
Цыганов же, рассказывая о съемках, заявил, что никакой мистики на площадке не случилось, проблемы возникли в другом поле:
«Наступили другие времена, когда этот фильм не стал возможным для существования. Вот и вся мистика. В это кино вложено очень много сил, финансов и таланта. У нас замечательный режиссер, настоящий перфекционист, вдумчивый и старательный автор Михаил Локшин… Борись не борись, а полагаться нужно на какую-то волю».
Схожими мыслями поделился и Локшин:
«Теперь мы подвергаемся и некоторой цензуре в России, и не можем презентовать наш проект за границей, потому что он из России. Это какая-то сумасшедшая ситуация».
В конце концов, после очередной смены вектора на этапе монтажа средства все же нашлись. Об этом заявил продюсер Игорь Толстунов:
«Очень сложная картина, но мы заканчиваем. Сначала у нас был один концепт, потом этот концепт серьезно скорректировали. Наверное, около семи лет все это заняло. На сегодняшний момент бюджет составляет 1 миллиард 239 миллионов рублей», — рассказал продюсер Игорь Толстунов.
Для сравнения, фильм «Вызов», в рамках съемок которого Юлия Пересильд и Клим Шипенко летали в космос, был снят за 850 миллионов рублей. От преждевременных выводов о «Мастере и Маргарите» мы, пожалуй, откажемся. Да и в словах Толстунова о прокатных перспективах ленты между строк читается некоторый пессимизм:
«Мы в цифрах прогнозов не формулируем, это все-таки рынок. Сложно понять, что будет, но это большое кино. Больших фильмов в России в настоящий момент выпускается мало. Думаю, внимание публики наша работа, безусловно, получит».
Учитывая, что картина выходит не в новогодние праздники, которые на рубеже 2023-го и 2024-го отданы на откуп второму «Холопу» и «Бременским музыкантам», отбить вложения будет непросто, каким бы популярным ни был первоисточник. Для выхода в плюс «Мастер и Маргарита» должен собрать более двух миллиардов рублей в прокате. Такая сумма покорялась только нескольким новогодним премьерам последних лет и «Вызову».
Фото: архив пресс-службы.