7 картин II Московского международного фестиваля архивных фильмов
В программе будут представлены более 80 редких и недооцененных современниками фильмов. Среди малоизвестных лент также можно будет впервые увидеть отреставрированные картины и архивные находки — прежде эти фильмы считались утраченными. Почти все показы уникальны и будут проходить с пленки 35 мм в сопровождении живой музыки.
«Хризантемы» (Российская империя,1914)

В рубрике «Реставрации и находки» будут показаны восстановленные фильмы яркого представителя дореволюционного кино Петра Чардынина. В следующем году будет отмечаться 150 лет со дня его лрождения. Дореволюционный фильм «Хризантемы» (1914) — это сильная типовая драма, главную роль в которой исполнила знаменитая балерина и актриса немого кино Вера Каралли.
Режиссер: Петр Чардынин
В ролях: Вера Каралли, Иван Мозжухин, Раиса Рейзен, Софья Гославская, Лидия Триденская
По сюжету Балерина Вера Неволина безудержно влюбляется в легкомысленного Владимира. Вместо предложения руки и сердца, он увлеченно играет в карты и оказывается в долгах. Вера отдает ему свои деньги, но спустя время Владимир увлекается артисткой кордебалета. А Вера решает покончить с собой во время выступления.
«Тайны Бомбея. Приключения одной ночи» (Германия, 1921)

Программа «Грезы запада: ориентализм в кино» продемонстрирует экзотические и разножанровые фильмы, снятые на Востоке. Вообще термин «ориентализм» рассматривали как некое видение европейским человеком Востока, где само понятие «Восток» было изобретением нереального пространства с размытыми границами. Режиссеры из разных стран стремились романтизировать его, придать ореол загадочности и таинственности.
Режиссер: Артур Хольц
В ролях: Конрад Фейдт, Герман Беттхер, Лил Даговер, Бернхард Гецке, Антон Эдтофер
«Тайны Бомбея» выходят в пору расцвета ориенталистского жанра, где восхищение перед Востоком граничит с трепетом ужаса.
Во время своего путешествия на корабле главная героиня Габриэла Фарнезе оказывается в Бомбее на одну ночь. Из любопытства она отправляется в местную чайную, чтобы посмотреть на выступление известной танцовщицы Кончи и познакомиться с ней, ведь она удивительно на нее похожа. Однако желание увидеть своего успешного двойника оборачивается внезапным похищением.
«Простой случай» (СССР, 1930)

Программа «Третья из трех. Проблемное кино, проблемная эпоха», собранная известным историком кино Наумом Клейманом, даст по-новому взглянуть на проблему цензуры в кино, которая обострилась в конце 1920-х – начале 1930-х. В эту пятилетку продолжали снимать свои фильмы крупнейшие режиссеры эпохи немного кино, но в связи со сложным переходом к звуку и изменению внутриполитического курса их фильмы получали статус «ошибочных» или неудачных.
Режиссеры: Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер
В ролях: Александр Батурин, Евгения Рогулина, Андрей Горчилин, Анна Чекулаева, Иван Новосельцев, Мария Белоусова
Один из фильмов программы — картина Всеволода Пудовкина, снятая по мотивам фельетона Михаила Кольцова «Устарелая жена».
Хотя в основе фильма лежит простая, совершенно бытовая история супружеской измены, Пудовкин и сценарист Александр Ржешевский превращают повествование в рассказ о принципиально новых людях и ситуациях. Уже начальный титр сценария, в итоге не вошедший в картину, должен был побудить зрителя насторожиться: «Не было этого. А может и было… А может и не было… А может и…».
В центре сюжета — ветеран Гражданской войны Павел Ланговой. Во время тяжелой болезни за ним ухаживает жена Машенька. После выздоровления герой знакомится на улице с симпатичной девушкой, затем встречает ее на вокзале, когда провожает свою жену.
«Конец света» (Франция, 1931)

Фильмы программы «Карта ветров» покажут, что стихия может выступать полноправным героем истории, а человек — беспомощным существом, зависящим от нее. Когда же герой решает сопротивляться неистовой силе стихии, его подстерегают настоящие испытания.
Режиссер: Абель Ганс
В ролях: Абель Ганс, Колетт Дарфей, Сильви Ганс, Жанна Бриндо, Самсон Фейнзильбер, Жорж Колин, Виктор Франсен
Завораживающий фильм Абеля Ганса «Конец света» снят по мотивам одноименного научно-фантастического романа Камиля Фламмариона и дает почувствовать атмосферу приближающегося апокалипсиса благодаря специальным оптическим искажениям. Визуальный эффект позволит увидеть человеческую цивилизацию в кризисной ситуации как чистый хаос, а ослепленную страхом толпу людей как стихийное бедствие.
По сюжету к планете Земля летит комета, чье приближение по подсчетам ученых означает неотвратимый конец для человечества. Астроном Марсиаль Новалик первым обнаруживает комету, подсчитывает количество дней до смертельной угрозы и пытается предупредить человечество об опасности.
«Опыты по оживлению организма» (СССР, 1940)

Животное — одно из самых фотогеничных существ. Оно предмет внимания как первых просветительных картин, так и сегодняшних фильмов, снятых цифровыми камерами и управляемыми роботами. Программа «Социализм в животном мире» покажет, как развивался советский научпоп в советское время.
Режиссер: Давид Яшин
Тогда режиссеры не только пристально изучали поведение разных существ, но и сквозь фильмы транслировали идею, что смерть при социализме будет побеждена.
Сегодня фильм «Опыты по оживлению организма» поражает точными съемками экспериментальных опытов, некогда ставших сенсацией в науке. Прямо перед камерой происходило оживление отдельных органов собаки: бьется сердце, дышат легкие, и начинает двигаться голова. Однако и это только начало. Автор фиксирует еще более зрелищный эксперимент — оживление всего организма. Так, через десять минут после смерти собака оживает.
Кстати, эксперименты Брюхоненко повлияли на развитие научной фантастики. Под впечатлением от них Александр Беляев написал роман «Голова профессора Доуэля», а Юрий Долгушин создал «Генератор чудес».
«Ташкент – город хлебный» (СССР, 1968)

Программа «Кино республик Средней Азии и Казахстана» представит архивные фильмы, снятые в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Киргизии, Туркмении и Армении.
Фильм узбекского режиссера Шухрата Аббасова снят по одноименной повести Александра Неверова. Юный Миша Додонов, распрощавшись с матерью и двумя маленькими братишками, уезжает в далекий Ташкент за продовольствием, чтобы прокормить семью. Фильм сопровождали хроникальные кадры голода в Поволжье 1921 года.
Режиссер: Шухрат Аббасов
В ролях: Вова Воробей, Вова Куренков, Бахтияр Набиев, Наталья Аринбасарова, Валентина Талызина
В те годы Аббасов и режиссеры его поколения заново открыли для себя национальное прошлое, от которого кино ранее отворачивалось — отсюда пошла тяга к документальной эстетике. Именно из-за жесткости стиля картина подверглась цензуре. Впервые спустя более полувека фильм будет показан полностью. Копию предоставляет Узбекский кинофонд.
«Утренний обход» (СССР, 1979)

Программа «Белые одежды. Врач на экране» посвящена врачам — в благодарность за труд во время пандемии коронавируса — и раскроет многогранный образ врачебной профессии через фильмы минувшего столетия.
«Утренний обход» Аиды Манасаровой — не мелодрама или любовная драма. Через рассказ о нескольких днях из жизни хирурга Льва Нечаева Манасарова не столько рассказывает любовную историю, сколько занимается изучением тревог и надежд советского среднего класса эпохи застоя.
Режиссер: Аида Манасарова
В ролях: Андрей Мягков, Елена Коренева, Анастасия Вознесенская, Всеволод Абдулов, Валентин Гафт, Александр Филиппенко
Так, например, белый халат на Андрее Мягкове — главном киновраче эпохи «застоя» — вызывает ассоциации с… белой вороной. Его герой, хирург Нечаев, окутан рутинной жизнью — осмотр пациентов сменяется общением с их родственниками, а по вечерам встречи с друзьями. При этом над жизнью витает дух полной неустроенности. Даже внезапно вспыхнувшее чувство к студентке Але не способно разрешить стоящие перед героем противоречия.
В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.