Магия темного зала. Что редакция Time Out хотела бы вновь увидеть на большом экране
Повторные показы стали обыденностью для российского кинопроката — на большом экране теперь можно вновь посмотреть фильмы, в которые мы влюбились в далеком прошлом, словно в другой жизни. Редакция Time Out Москва решила немного помечтать и вспомнить любимые картины, которые было бы так прекрасно посмотреть не дома, а в глубоком кресле, во тьме огромного кинозала.
Стас Погорский
игровой журналист, кинокритик
В последние годы у меня кардинально менялось отношение к кинотеатрам: где-то в 2016-м я ходил на сеансы минимум раз в неделю, а в 2020-2021 годах — в порядке исключения. Безусловно, во многом мои привычки изменились столь серьезным образом из-за внешних обстоятельств: когда кинозалы несколько месяцев пустуют без премьер, волей-неволей переучиваешься смотреть кино дома. Вот я и до сих пор рекалибруюсь: одну неделю мне вообще не хочется выбираться из дома на сеанс, в другую я готов бросить все, лишь бы посетить просмотр в самом «правильном» окружении.
Однако совсем отказываться от кинотеатров я точно не планирую — как минимум потому, что есть фильмы, которые хочется смотреть именно на гигантском экране, а не на домашнем телевизоре. У каждого свои критерии отбора таких картин, но я записываю в эту категорию не столько зрелищные блокбастеры, сколько произведения, которым хочется таким образом выразить уважение и любовь.
Вот, например, «Скотт Пилигрим против всех» — один из моих любимейших фильмов и лучшая работа великого режиссера Эдгара Райта. До сих пор больно думать, что картина собрала меньше 50 млн долларов в мире — жуткая несправедливость! Да и я почему-то сходил лишь на один сеанс за весь прокат, тоже обидное упущение.
Это не просто какая-то странная молодежная комедия, а единственный настоящий кинокомикс. Эдгар Райт сумел экранизировать «книжку с картинками», сохранив и подчеркнув особенности формата благодаря своему таланту к визуальной комедии. Ну и да, это уморительно смешное и искреннее кино, каких мало.
Так что будь у меня возможность вернуть в кино какой-то один фильм, я бы выбрал именно «Скотта». С одной стороны, я хочу представить, что на дворе 2010-й, и испытать это эпохальное произведение еще раз, словно впервые. С другой стороны, приятно думать, что на такой сеанс мог бы забрести случайный человек, который бы влюбился в шедевр Райта, как я 12 лет назад.
Очень сомневаюсь, что когда-нибудь фильм вернут в прокат глобально — невыгодно это. Зато знаю, что для этих целей можно собственноручно арендовать настоящий кинозал, поставить фильм и устроить своеобразный ретросмотр. Как вариант — в шикарном кинотеатре «Москва». Потому что «Скотт Пилигрим» заслуживает роскоши, а смотреть его хочется на лучшем оборудовании и в приятной атмосфере.
Дмитрий Эскин
шеф-редактор
Та самая «магия кино» на меня действует волнами — бывает, что несколько месяцев не хожу в кинотеатры, а потом начинаю как полоумный бегать по всем премьерам. Однако был в моей жизни фильм, который я посмотрел на большом экране не меньше 30 раз — «Безумный Макс: Дорога ярости». Сперва, во время основного проката, ходил в кино чуть ли не каждый день, а когда регулярные показы закончились — ездил минимум раз в неделю в легендарный «Соловей» (вечная память), где «Макса» крутили еще несколько месяцев. За это я им безумно благодарен — шедевр Джорджа Миллера создан для больших залов.
Никогда не забуду свой первый просмотр: есть в «Дороге ярости» момент, когда после лихой погони и дикого экшена все звуки и картинка затухают — и зал остается в полной темноте. Все зрители были под таким впечатлением от увиденного, что, кажется, забыли, как дышать. В эти секунды тишины по всем рядам буквально прокатилась волна шумных вдохов.
Если спросить меня, какие фильмы я мечтаю увидеть на большом экране еще хотя бы один раз, я без запинки отвечу: «Безумного Макса». Причем я бы с удовольствием посмотрел не только «Дорогу ярости», но и «Воина дороги», который вышел в далеком 1981-м, но до сих пор смотрится не хуже любого блокбастера. Все благодаря любви Миллера к натуральным съемкам с минимумом компьютерной графики. Уж если взрывать поселение, как в том же втором «Максе», то только возведенный для фильма посреди пустыни настоящий городок — одним дублем. И если что-то пойдет не так, то все пропало!
Большая удача, что в столичных кинотеатрах — в той же «Москве» — можно посмотреть практически любое кино. Даже если его нет в коллекции самого заведения. Так что собраться небольшим клубом «максофилов» и устроить свидание с Мэлом Гибсоном, Томом Харди и Шарлиз Терон можно в любое время.
Анастасия Агеева
выпускающий редактор
Считается, что любить режиссуру Кристофера Нолана — это моветон, несмотря на большую фанбазу и откровенно глубокую проработку каждого кадра и сценарного хода. По мотивам его фильмов делают мемы, хотя превозносят «Начало» и «Темного рыцаря», — последнего преимущественно из-за игры Хита Леджера. Даже я не могу назвать его своим любимым постановщиком — это место уже долгое время делит неожиданное трио из Дэвида Финчера, Ксавье Долана и Эдгара Райта. И все же, если бы нужно было за секунду назвать фильм, который я готова пересматривать раз за разом, не теряя энтузиазма, это был бы «Интерстеллар» — притча о любви, которая становится основополагающей силой во Вселенной. Наивно, но что-то в этом есть.
Причина проста — такой эпос с визуалом, предрекшим внешний вид черной дыры, нужно смотреть на экране, соразмерном масштабности содержания. Если совместить все это и гениальную музыку Ханса Циммера, которую стоит слушать как отдельный сборник и плакать, то можно достичь катарсиса. А когда рядом с тобой в зале сидит не меньше 50 таких же завороженных красотой космоса и Мэттью Макконахи людей, то и чувство уникальности момента расширяется до невероятных пределов.
Чтобы понять «Интерстеллар», кажется, нужно посмотреть его не меньше десяти раз. Я сбилась со счета где-то на восьмом — конечно, не чета моему коллеге и его пиетету по отношению к Шарлиз Терон. Творение Нолана с каждым разом открывается с новой стороны, и все же одним из нескольких выводящих на сильнейшую рефлексию эпизодов во всем кинематографе для меня стала встреча отца и дочери в финале. Эмоциональная сила момента и бесконечная любовь, которая читается в глазах героев, стоят того, чтобы насладиться ими на большом экране.
Эту мечту я лелею уже очень давно, но по какой-то причине даже кинотеатры с ретроспективным репертуаром оставляют «Интерстеллар» за бортом. Так что если у вас в душе давно таится такое желание, вы знаете, где найти единомышленника.
Клара Хоменко
редактор новостей, кинообозреватель
Кино — это чудо: ты приходишь и на два часа проваливаешься в совершенно другую реальность. Поэтому я больше всего люблю смотреть в кинотеатре детские сказки и кинокомиксы. Некоторые устают от хронометража и спецэффектов — а для меня это радость, потому что, даже если кино не особенно удачное, ты все равно можешь увидеть что-то волшебное.
Поэтому больше всего на свете я бы вновь хотела увидеть на большом экране фильм «Гарри Поттер и философский камень». Когда-то я пропустила его в прокате, хотя жила возле кинотеатра. Просто не знала, что это такое. Потом мне дали почитать книги, там и вторая часть вышла — но первую я так никогда и не видела на большом экране. А жаль. Мне почему-то кажется, что, хотя я знаю фильм наизусть, это было бы, как первая магия для Гарри: башни Хогвартса, матч по квиддичу и удивительная игра Рона в гигантские живые шахматы Макгонагалл.
Ана Бартенева
редактор раздела «Афиша», автор
На самом деле я не очень люблю кино, это не мой вид искусства. Просмотр фильма обычно дается тяжело — слишком сгущенное повествование. Сложно за два часа погрузиться в незнакомый мир, познакомиться с персонажами, пережить какую-то историю, а потом выпасть из этого мира обратно. Это вызывает у меня сильные переживания, герои и сюжеты потом годами живут во мне и снятся по ночам. Я скорее буду смотреть сериалы — люблю неспешное развитие событий, медленное повествование.
А вот ходить в кино, как ни странно, мне нравится. Я несколько лет прожила с молодым человеком между киноцентром «Октябрь» и «Соловьем», по которому очень скучаю, и мы ходили туда чуть ли не каждые выходные. Это был классный способ провести время вместе, получить новые впечатления, найти тему для обсуждения и при этом не поругаться — довольно сложно начать ссору во время молчаливого просмотра фильма. К тому же мне нравятся ощущения от похода в кино: радостное предвкушение, запах попкорна и волнующее ожидание, когда выключают свет.
Единственное, что меня всегда раздражало в кинотеатрах — чужие люди вокруг. Обязательно рядом кто-то будет говорить, светить телефоном, опоздает и станет пробираться к своему месту между тобой и экраном. Все изменилось, когда мы пошли большой компанией в какой-то крошечный кинотеатр на фильм о Ван Гоге. Получилось, что мы выкупили почти весь зал, кроме нас была буквально пара зрителей. И это было так круто!
Когда не хочется делить зал с кем-то, кроме друзей:
Кино, вино и трюфельный попкорн: почему «Москва» — это главная киноплощадка столицы
С тех пор я ценю кинотеатры, где можно собраться своей компанией без посторонних. Особенно, если есть возможность самим выбрать фильм. Так, наши домашние киноночи вышли на новый уровень (и спасибо «Москве» за скидку 50% на открытие клубной карты!). Теперь у нас есть не только подушки на полу и проектор, но и отличный звук и атмосфера настоящего кинозала. Надеюсь в следующий раз уговорить ребят посмотреть «Начало» — я жалею, что у меня не получилось увидеть его на большом экране. Думаю, это будет очень круто и фильм станет восприниматься иначе.