Сеанс психотерапии и современный Достоевский: что смотреть на биеннале «Уроки режиссуры»
«Затейник»
Московский театр «Сфера» (Структурное подразделение театра «Эрмитаж»)
Где: Московский театр «Сфера» (Структурное подразделение театра «Эрмитаж»)
Когда: 6 ноября
Пьеса Виктора Розова «Затейник» была написана в 1960-е годы: по сюжету два бывших однокурсника встречаются в доме отдыха. Судьбы у них сложились по-разному. Сергей – когда-то подающий большие надежды мальчик с Арбата, который теперь вынужден работать массовиком-затейником на курорте и постепенно увлекаться алкоголем. Валентин – сын бывшего прокурора, преуспевающий чиновник. Несколько лет назад оба героя были влюблены в одну девушку Галину.
О любовном треугольнике, морали, правде, мировоззрении и других аспектах человеческой жизни герои рассуждают под руководством режиссера Александра Коршунова. Зрители отмечают, что пьеса не только не утратила своей актуальности в наше время, но и приобрела дополнительную остроту и пронзительность.
«Мещане»
Пермский театр «У Моста»
Режиссер Сергей Федотов вопреки модным тенденциям последнего времени не стал осовременивать классическую пьесу Максима Горького. В постановке он бережно отнесся не только к оригинальному тексту, персонажам, но и быту того времени: почти каждый элемент обстановки дома служит для создания общей атмосферы. Особое место занимает большой дубовый стол с резными ножками, за которым собирается семья Бессеменовых. Для цельного погружения в эпоху к работе над спектаклем был привлечен научный консультант, кандидат исторических наук Аркадий Константинов.
Зрители отмечают точность воспроизведения каждого персонажа, сравнивая просмотр спектакля с сеансом психотерапии, поскольку на примере поведения героев можно сделать интересные выводы и о себе.
«Янтарные бусы»
Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва им. В. Кок-оола, Кызыл
На создание сказочной истории, которая лежит в основе спектакля, поэтессу Саяну Ондур вдохновила выставка «Золото скифов». На ней показывали золотые изделия скифского периода, обнаруженные при раскопках кургана «Аржаан-2» (VII век до н.э.). Среди экспонатов были представлены янтарные бусы – этот «солнечный» материал не добывается на территории Тувы, поэтому автор решила создать легенду о появлении украшения.
Музыкальная драма в постановке Бориса Манджиева рассказывает историю любви Алдара и Алдын. Им предстоит пройти разные испытания – войны древнескифского времени, предательство и разлуку. Красочные костюмы и необычное музыкальное сопровождение – неотъемлемые части романтической истории. Спектакль идет на тувинском языке с синхронным переводом.
«Я.Rеальный?»
Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина
Режиссер Олег Рыбкин переосмыслил повесть Федора Достоевского «Двойник» на современный лад: ведь у каждого из нас сегодня есть свое альтер-эго в социальных сетях, где мы можем стать кем угодно. Кто-то выбирает амплуа злодея, другие пытаются преувеличить свою значимость, третьи – показать лживый успех. Игра в выдуманную реальность и виртуальных двойников не всегда заканчивается хорошо. Режиссер предлагает зрителям поразмышлять, как бы выглядел Яков Голядкин сегодня?
«Озорник»
Минусинский драматический театр
Масштабный по количеству актеров спектакль – здесь задействована почти вся труппа Минусинского драматического театра – рассказывает историю семьи рязанских переселенцев. Они пытаются начать строить новую жизнь на сибирской земле. Их приезд меняет привычный уклад и местного населения, особенно «старожила»-холостяка, который неожиданно для самого себя влюбляется в новую соседку.
Однако история режиссера Алексея Песегова не только о любви, она еще и о столкновении мировоззрений, темпераментов и традиций.
«Человек из Подольска»
Бийский драматический театр
Молодого человека по имени Николай задержала полиция со стандартной формулировкой «до выяснения личности». Но какая она на самом деле, личность? Нельзя же ограничить человеческую сущность только фамилией и адресом проживания. Этими и другими экзистенциальными вопросами задается герой спектакля Сергея Бобровского.
В постановке не стремятся к излишней драматизации, наоборот, зрители смогут посмеяться от души над некоторыми сценами. Однако комедийный жанр не отменяет серьезность поставленных вопросов: зачем работать на нелюбимой работе, упускать свою мечту и идти на поводу у общества?