Что смотреть на фестивале современного искусства «Территория»
С 1 по 17 октября в Москве состоится XVI Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» — один из важнейших смотров актуального театра и перформанса. «Территория-2021» приготовила много сюрпризов, среди которых работы Бориса Павловича, Кирилла Люкевича, Ингеборги Дапкунайте, а также зарубежных лидеров театрального процесса — Яна Фабра, Жозефа Наджа и компании Peeping Tom. Time Out изучил программу и составил гид по самым интересным событиям фестиваля.
«4elovekvmaske_msk» / Проект Кирилла Люкевича (Санкт-Петербург)
«4elovekvmaske_msk» — проект петербургского режиссера Кирилла Люкевича, который специально для «Территории» адаптировал спектакль-променад с экскурсией по промзонам Петербурга для городского пространства Москвы.
Зрителям предлагают взглянуть на город глазами художника и увидеть скрытую жизнь московских улиц, на которую мы не привыкли обращать внимания.
Проводником в мир граффити станет стрит-арт художник Никита Касьяненко, который преподносит написанные краской на стенах произведения как настоящее искусство, далекое от вандализма.
«Изменчивая сила любви» / Театральная компания Трубляйн / Ян Фабр (Бельгия)
По словам организаторов фестиваля, зрителей ждет все тот же великий разрушитель условностей и жанров Ян Фабр, но все же не такой, каким его ожидают увидеть. Создатель 24-часового монументального спектакля «Гора Олимп» в этот раз представит лаконичный, четкий и ясный перформанс с минималистичной сценографией, не заигрывающий с множественной интерпретацией.
Девять «воинов красоты», как называет своих перформеров бельгийский мастер сцены, наглядно демонстрируют опасность навешивания ярлыков. С помощью слов и танца Фабр ставит вопросы навязанной идентичности, подвергает сомнению подлинность свободы, как мы ее понимаем в современном обществе, а также пускается в поиски самой сути любви.
«Триптих» / Театральная компания Peeping Tom (Бельгия)
Бельгийская танцевальная компания Peeping Tom, возникшая в 2000 году, занимается поисками индивидуального пластического языка, а также исследует возможности гиперреалистической эстетики. Саспенс в духе фильмов Дэвида Линча и захватывающая сюрреалистическая сценография — непременные атрибуты их спектаклей.
Трехчастная постановка хореографов Габриэлы Карризо и Франка Шартье «Триптих» состоит из трех танцевальных пьес: «Пропавшей двери», «Потерянной комнаты» и «Исчезнувшего этажа». В каждой из них герои оказываются в западне: в коридоре без дверей, на тонущем корабле или в заброшенном ресторане — в неких местах, не подчиняющихся логике времени и пространства, откуда нет выхода. Очень актуальная сегодня тема экзистенциального переживания изоляции и способности один на один встретиться со своими страхами и болью.
«Мнемозина» / Atelier 3+1 / Josef Nadj (Франция)
Французский хореограф и художник Жозеф Надж посвящает свой перформанс теме памяти и возвращения к корням.
Выставка фотографий Наджа совмещается с перформансом в его исполнении. Действия и движения художника, находящегося внутри блэк-бокса в замкнутом пространстве, являются отражением его творческого пути, откликом на пережитые события жизни. А каждое из изображений, размещенных вокруг, рассказывает историю, которую можно рассматривать как отдельный сюжет.
Они содержат в себе уникальные воспоминания, дорогие ему предметы — все то, что на протяжении 30 лет было источником вдохновения.
«Юдифь» / Фонд Альма Матер (Санкт-Петербург)
Моноспектакль Бориса Павловича в исполнении Екатерины Таран представляет собой переосмысление библейской истории о бесстрашной девушке Юдифи, обезглавившей Олоферна — вражеского военачальника ассирийского царя Навуходоносора.
В пьесе КЛИМа сюжет осложняется дополнительным обстоятельством: Олоферн теперь не только враг, но и возлюбленный Юдифи, что привносит конфликт между долгом и чувством, свойственный классицистской трагедии.
В этой работе, помимо трагедии, Павлович соединяет разные типы театра: и модернистский, и постдраматический, и поэтический, и даже политический — пьеса написана на украинском языке, что автоматически помещает зрителя в контекст российско-украинских реалий.
«Sveiki sulaukę (Привет дождавшимся)»
Режиссер Савва Савельев поставил для Ингеборги Дапкунайте автобиографический моноспектакль, в котором она делится историями из детства, воспоминаниями из жизни в семейном доме в Вильнюсе, попутно разворачивая целую картину эпохи, что называется, «с человеческим лицом».
Работа над спектаклем началась еще весной, когда фестиваль «Территория» проводил арт-лабораторию на сцене Воронежского камерного театра. Роль самой себя, по словам Дапкунайте, стала объяснением в любви к близким людям и дорогим местам.