«Для удобства пассажиров». Что ждет московский транспорт в 2023 году
БКЛ
В 2023 году закончится «стройка века» Московского метро – Большая кольцевая линия. 70 километров, 31 станция – такого давно уже не строили. Со станций нового кольца можно будет пересаживаться на другие линии метро, Московские центральные диаметры, Московское центральное кольцо и наземный транспорт – всего 55 новых вариантов пересадки. Кроме того, БКЛ станет инфраструктурным каркасом для новых радиусов метрополитена: это будут Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская линии.
В составе БКЛ в 2023 году откроются после реконструкции «Варшавская» и «Каширская», а также семь новых станций метро – все с особенным дизайном. Оформление «Сокольников», например, посвящено истории столичной подземки и вдохновлено работами советских авангардистов. «Рижскую украсят 12 четырехметровых арок, которые символизируют вход в город. В основе концепта «Марьиной Рощи» дворянская усадьба: колонны там стилизуют под фарфоровые изделия. На «Нагатинском затоне» смонтировали мозаику с изображением огромных рыб. «Печатники» вызывают ассоциации с книжной полкой, «Кленовый бульвар» – с сетчатой керамикой, которая была популярна в Дьяковом городище, «Текстильщики» – с геометрией вязального или ткацкого станка.
Метро до Внуково
На Солнцевском радиусе в 2023 году откроются две новых станции – «Пыхтино» и «Внуково». Строительство последней стало большим событием для города, поскольку метрополитен впервые доберется до аэропорта. Стены станции, кстати, собираются украсить картинами, посвященными истории гражданской авиации в России. Из подземного перехода станции можно будет попасть в подземный терминал аэроэкспресса, выйти к терминалу А и к привокзальной площади.
Что касается Пыхтино, то ее украсили элементами, которые похожи на турбины самолетов – поскольку рядом находятся улицы Летчика Грицевца, Летчика Ульянина и Авиаконструктора Петлякова. Сдача станций запланирована на осень 2023 года, это должно облегчить жизнь 350 тысяч человек, проживающих в Новой Москве.
Еще три станции откроют на Люблинско-Дмитровской линии – «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех», то есть метрополитен наконец-то придет в Северный район. Сейчас там монтируют инженерные системы. Продление салатовой ветки позволит улучшить транспортную доступность для жителей районов Дмитровский, Восточное Дегунино и Лианозово: они сэкономят примерно 20 минут жизни на каждой поездке. Кроме того, новые станции разгрузят Дмитровское шоссе с его вечными пробками и северные участки Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой линий метро.
Московский скоростной диаметр
В 2023 году должны завершиться работы по созданию Четвертого транспортного кольца – откроется южный участок Московского скоростного диаметра и Южная рокада. МСД свяжет главные вылетные магистрали города — Северо-Западную хорду, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Южную рокаду, Каширское и Варшавское шоссе. По замыслу мэрии, проехать через весь город можно будет за 40 минут.
Южная рокада станет трассой-дублером Третьего транспортного кольца и МКАД, а попутно наладит транспортную связь между Юго-Восточным и Южным административными округами. Таким образом, в большинство районов города можно будет попасть, не рискуя застрять примерно нигде и по кратчайшему расстоянию.
Речной трамвай
Водный транспорт с 2023 года должен стать новым видом общественного транспорта – с регулярным графиком движения и четким маршрутом. Их будет два – от парка «Фили» до Киевского вокзала и от Автозаводского моста до Печатников. Цена проезда пока неизвестна, но платить можно будет, как обычно, картой «Тройка», банковской картой или проездным.
Интересно, что движение обещают наладить круглогодичное, то есть ледостав не будет помехой движению. Остановками послужат 32 плавучих причала, где можно будет принимать по два судна одновременно. Для пассажиров там обустроят зоны ожидания с креслами, кафе и санузлами.
Что касается самих трамвайчиков, то в эксплуатацию поэтапно введут 21 электросудно ледового класса. Там есть панорамные окна, кресла, столики, USB-зарядки и бесплатный вайфай. И кстати, у каждого кораблика будет имя, присвоенное в честь какой-нибудь московской речки. Первое судно уже получило имя «Синичка» в честь притока Яузы, второе называется «Филька» – по названию малой реки на западе Москвы.
Речной транспорт поможет сэкономить примерно час времени на некоторых маршрутах – например, именно столько нужно, чтобы попасть от Печатников на Коломенскую набережную. Путь на речном трамвайчике займет три минуты.
Просто трамваи
В отличие от троллейбусов, этот романтический вид транспорта не только не исчез в Москве, но и получил некоторые преференции – например, в 2022 году Дептранс начал обособлять трамвайные пути, чтобы по ним не ездили машины.
Сейчас почти 70% трамвайных путей в городе отделены от автодороги высокими бортиками — в 2023 году эту работу собираются продолжить. Еще обещают разработать единую трамвайную схему и поставить ее на остановках и установить в трамваях понятные линейные схемы в едином стандарте Московского транспорта. Так будет проще планировать поездки.
Центральные диаметры, маршруты 3 и 4
На 2023 год запланирован запуск МЦД-3 – «Ленинградско-Казанского» – и МЦД-4 – «Киевско-Горьковского». Общая протяженность по двум проектам – 170 км, вдоль которых расположены около 70 вокзалов и станций.
МЦД-3 откроется в августе и соединит станцию Ипподром Казанского направления Московской железной дороги со станцией Крюково (Зеленоград) Ленинградского направления Октябрьской железной дороги. Предусмотрена 41 остановка, с 14 станций можно будет пересесть на метро или МЦК. Пассажиры на новом диаметре смогут без пересадок строить сквозные маршруты – и это сильно разгрузит станции метро Люблинско-Дмитровской, Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий, поскольку в год МЦД-3 будет перевозить около 30,5 млн человек.
К тому же, сократится количество машин на Новорязанском, Ленинградском, Новоегорьевском, Косинском и Егорьевском шоссе, а также на Октябрьском проспекте.
Запуск движения на МЦД-4 запланирован в сентябре следующего года, однако уже в начале 2023 года планируется открыть две станции – Очаково и Лесной городок. Четвертый диаметр станет самым длинным маршрутом наземного метро с запада на восток и свяжет Апрелевку и Балашиху, пройдя через 20 районов, семь центральных вокзалов и 39 станций. Пассажиропоток здесь составит составит около 455 тысяч человек в сутки, а вместе оба диаметра будут перевозить больше миллиона пассажиров в сутки.
Ремонт зеленой ветки
Закрытие участка Замосковорецкой ветки метрополитена от «Кантемировской» и «Царицыно» вызвало, мягко говоря, уныние у местных жителей. Пять станций пропускают более 200 тысяч человек в сутки, и необходимость ехать по земле, да еще в зимнее время, мало кому понравилась.
Тем не менее, по заверениям столичного дептранса, другого выхода не было: участок между «Кантемировской» и «Царицыно» проходит вблизи Царицынских прудов, там несколько раз фиксировали подтопление. На проблемном участке нужен был даже не ремонт – его пришлось разбирать и строить заново. Однако закрыть только аварийный тоннель оказалось невозможно, потому что ближайшие пути для оборота поездов есть только на «Автозаводской» и «Орехово» – так под закрытие попадали также «Технопарк», «Коломенская» и «Каширская». Работы должны завершить в конце мая.