Аль Капоне и космическое безумие. 8 историй переосмысления классики в рок-музыке
Emerson, Lake & Palmer и Мусоргский
Первый концертный альбом Emerson, Lake & Palmer по праву занимает первое место в начале нашего списка. Пластинка Pictures at an Exhibition — это рок-переработка пьес из сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки», дополненная собственными композициями. Невероятный перформанс занял 10-е место в американском рейтинге Billboard 200 и третье место в британском чарте.
Только в 1993 году появилась студийная версия Pictures at an Exhibition, завершающая на данный момент альбом In the Hot Seat — последний студийный альбом группы.
Black Sabbath и Моцарт
В автобиографии «Все, что мне удалось вспомнить» Оззи Осборн написал, что при создании Diary of a Madman музыканты Black Sabbath жили в маленькой «паршивой квартирке». Утром Оззи услышал потрясающий акустический рифф из комнаты гитариста Рэнди Роадса и был так впечатлен, что ворвался к нему прямо в трусах. Роадс репетировал с очень строгим учителем классической музыки.
— Что это ты только что сыграл? — спросил я, пока учитель пялился на меня, как на лох-несское чудовище.
— Оззи, я занят!
— Я знаю, но что ты только что сыграл?
— Моцарта.
— Отлично. Мы стырим этот рифф.
— Мы не можем тырить у Моцарта.
— Уверен, он не будет возражать.
Так Diary of a Madman получила свое вступление, но, по словам Оззи Осборна, со временем, когда композиция была уже закончена, от Моцарта там осталось очень немного.
The Doors и Бах
Начало композиции Light My Fire стало одним из самых узнаваемых звуков в истории рок-музыки. Гитарист группы Роберт Кригер вспоминал, что знаменитое органное вступление Рэя Манзарека изначально было частью перехода от соло к куплету:
«Хотя фильм Оливера Стоуна The Doors показывает, как Рэй создал его за считанные минуты, на самом деле он потратил месяцы, постепенно совершенствуя версию, которую вы слышите на пластинке. И именно наш продюсер Пол Ротшильд предложил нам использовать переходную часть и как вступление, и как окончание».
Манзарек сочинил вступление песни, вдохновившись произведениями Баха. По словам музыканта, позже, исполняя композицию на концертах, он старался привносить в начало трека что-нибудь новое, чтобы его партия каждый раз звучала по-разному.
Хит Light My Fire вывел популярность The Doors на новый уровень. Это была последняя песня, которую Джим Моррисон исполнил вживую.
Deep Purple и Римский-Корсаков
Дебютный студийный альбом группы Shades of Deep Purple — просто кладезь отсылок к произведениям классической музыки. На пластинке можно услышать фрагменты шедевров Мануэля де Фальи и Мориса Равеля, а в инструментальной композиции Prelude: Happiness узнаются мотивы «Шехерезады» Римского-Корсакова.
Но это было лишь начало. В следующем альбоме группы классических заимствований было еще больше: элементы Седьмой симфонии Бетховена, увертюры «Ромео и Джульетты» Чайковского (Exsposotion), фуга Баха (Anthem) и фрагменты симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Штрауса в версии трека River Deep, Mountain High.
Джек Уайт и Дворжак
В финале третьего сольного альбома Джека Уайта Boarding House Reach звучит «Юмореска», опус 101, №7 Антонина Дворжака. Если точнее, ее отредактированная версия, над которой работал Аль Капоне во время своего заключения в Алькатрасе в 1920-х годах. Уайт приобрел оригинальную рукопись, написанную Капоне, на аукционе в 2017 году — всего за год до выхода Boarding House Reach.
По сути, музыкант не до конца знал, что именно покупает. Джек Уайт не умеет читать по нотам, поэтому нанял сессионных музыкантов, барабанщика Луи Като и клавишника Нила Эванса, чтобы они помогли ему с созданием адаптированной аранжировки.
Когда музыканты справились с задачей, одна из давних работниц звукозаписывающей компании разносила кофе и узнала произведение Антонина Дворжака. Humoresque Джек Уайт описал просто: «Прекрасная песня для убийцы».
Muse и Рахманинов
Название песни Space Dementia («Космическое безумие/Космическая деменция») отсылает к гипотетическому психическому расстройству. В научно-фантастических проектах его могут испытывать находящиеся на орбите космонавты из-за ощущения незащищенности, собственной незначительности (видя перспективу лучше кого бы то ни было), отсутствия социальных контактов и осознания полной изоляции от всего остального человечества.
Мэттью Беллами рассказывал, что Space Dementia представляет собой метафору одержимости:
«Space Dementia — термин, используемый НАСА для определения долгого пребывания в космосе. Если по-настоящему осмыслить ситуацию нахождения там и оглянуться назад на Землю, это может свести с ума. Эта песня о человеке, вызывающего во мне подобные чувства при одном взгляде на него. Речь идет о маниакальном, почти отталкивающем уровне погружения».
Важное значение в оформлении этой концепции играла музыка. Сергей Рахманинов — один из любимых композиторов Мэттью Беллами.
При написании Space Dementia были использованы сокращенные фрагменты Второго концерта композитора для фортепиано с оркестром c-moll.
Elbow и Гершвин
В композиции группы The Bones of You из альбома The Seldom Seen Kid звучат элементы арии Джорджа Гершвина Summertime к опере «Порги и Бесс». Фронтмен Гай Гарви использовал эти музыкальные фрагменты, чтобы рассказать историю переосмысления приоритетов и потери близких людей под влиянием собственных амбиций:
«Это повторяющаяся тема всей пластинки: найти баланс между тем, что хочешь, с тем, что тебе действительно нужно».
Стинг и Прокофьев
В случае Стинга угадать усиленный классической музыкой трек совсем несложно. Конечно же, это песня Russians. В ней музыкант использовал мелодию из романса симфонической сюиты «Поручик Киже» Сергея Прокофьева.
Кроме того, в треке из дебютного альбома Стинга The Dream of the Blue Turtles использован эпизод программы «Время» 1984 года и небольшой фрагмент трансляции стыковки космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон», которая произошла 17 июля 1975 года.