День замечательных людей: архитектор Константин Дивьер
07:45 Ленинградский вокзал
День начинается с Комсомольской площади: сюда я приезжаю на «Фирменном двухэтажном». Адаптировался к сну в СВ, поэтому последнее время предпочитаю его вечернему «Сапсану».
Ленинградский вокзал
Адрес: Комсомольская пл., 3
08:15 ASHRAM
Сразу по приезду лечу на утренние практики в ASHRAM на Малой Никитской, 20. Это студия йоги и медитаций, комната аурасомы и кабинет массажа — мне здесь милы и атмосфера, и дизайн. Люблю кундалини-йогу — дыхание, асаны, мантры. Работает лучше любого кофе, даря необходимое ощущение баланса.
ASHRAM
Адрес: Малая Никитская, 20
10:15 Дом Наркомфина
Этим летом для держателей карт GARAGE в Доме Наркомфина М. Я. Гинзбурга на Новинском бульваре, 25 заработал филиал кафе «Гараж». Так что в «НРКМФН» меня почти всегда можно встретить сразу после йоги.
Семиэтажный памятник конструктивизма 1920—1930-х залит светом: время, проведенное в таком месте в дополнение к утренним асанам и мантрам, заряжает энергией на весь день. Тут комфортно и спокойно работается за ноутбуком, а еще мне нравятся их спешлти-кофе и кокосовая матча. Здоровые завтраки весь день тоже неплохие, но на нашем маршруте мы остановимся на бранч чуть позже — там же проведем рабочие встречи.
Дом Наркомфина
Адрес: Новинский бул., 25, корп. 1
12:30 Двор Центрального дома архитектора
От Дома Наркомфина иду пешком до Гранатного переулка, 7. Здесь, на территории штаб-квартиры Союза московских архитекторов, можно обнаружить несколько занятных образцов архитектуры разных эпох, включая особняк в псевдоготическом стиле, здание, украшенное красной керамической плиткой, светло-серым мрамором и золотой смальтой, и аскетичную постройку 1980-х годов.
Во дворе расположен сад скульптур, который, по моему твердому архитекторскому убеждению, незаслуженно игнорируется жителями Пресненского района. Мой настоятельный совет — прогуляйтесь по саду и обратите внимание на произведения современных российских скульпторов, среди которых Александр Рукавишников, Леонид Баранов, Владимир Колесников, Зураб Церетели и Александр Цигаль. Для меня важно бывать на свежем воздухе в разгар рабочего дня, поэтому прихожу сюда уединиться и подумать. Это мое личное время перед деловыми встречами — их я назначаю в MINA.
Двор Центрального дома архитектора
Адрес: Гранатный пер., 7
13:00 MINA
Ресторан Арама Мнацаканова на Малой Никитской с комфортной итало-ливанской едой стал для меня островком спокойствия в Москве. Дело в том, что в петербургский ресторан Probka на проспекте Добролюбова я давно хожу как к себе домой. Благодаря открытию MINA у меня появилось такое же ощущение — чего-то родного и понятного. Если погода позволяет, заказываю столик с формулировкой «сбоку на улице» и провожу здесь встречи.
MINA находится в историческом здании: от существовавшего здесь раньше букинистического магазина остались мраморный пол и лепной потолок. Большие окна, художественно состаренная белая плитка, изумрудные диваны и пол, живые растения, картины московского художника Романа Манихина с изображениями гротескных креветок и лобстеров — умеренно нарядный интерьер от архитектурной студии Евгения Скорикова. Мне нравится.
В меню разнообразие закусок: четыре вида хумуса, мой любимый — из свеклы, мухаммара из перцев, бабагануш. Все это хорошо есть со свежеиспеченной домашней воздушной питой, которая подается в качестве комплемента. Но я чаще отдаю предпочтение местной пицце. В MINA она готовится из уникального теста, напоминающего ту же питу или сардинскую лепешку. Рекомендую попробовать вариант с ветчиной и трюфельным кремом — найдете его на моем фото.
MINA
Адрес: Малая Никитская ул., 16
14:30 Поварская улица и Большой Афанасьевский переулок
После обеда снова гуляю по району: прохожу мимо Храма Вознесения Господня у Никитских ворот, где венчались Пушкин и Гончарова, оглядываюсь на Дом Миндовского на Поварской улице и доходный дом Эпштейна в Большом Афанасьевском переулке. Отсюда направляюсь в сторону Кропоткинской, чтобы выйти на Пречистенскую набережную к «Кленовому дому». А на Остоженке заглядываю в ресторан грузинской кухни внука Зураба Церетели Bagebi. Не могу назвать себя поклонником скульптурных и архитектурных произведений художника, но сам ресторан с большими панно и книгами с его изобразительным искусством всякий раз производит на меня сильное впечатление.
Поварская улица и Большой Афанасьевский переулок
15:30 Бывший Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и Boy Cut Barber Shop на «Красном Октябре»
Это место я полюбил еще в 2010-х годах — ездил в «Стрелку» на открытые лекции об архитектуре. «Красный Октябрь» уже не тот, что раньше, но я исправно приезжаю сюда брить бороду и голову, и, конечно, ностальгировать. В здешнем Boy Cut работают толковые барберы — хожу сюда сам и всем рекомендую. После стрижки заглядываю в бар «Стрелка» — что-то перекусить и порисовать на айпаде.
«Стрелка»
Адрес: Берсеневская набережная, 14/5, Москва, 119072
17:00 Дом культуры «ГЭС-2»
Перемещаюсь на Болотную набережную к зданию бывшей горэлектростанции, бережно реконструированному по проекту великого Ренцо Пьяно. На его счету Центр Помпиду в Париже и Нью-Йорк-Таймс-билдинг в Нью-Йорке. В ГЭС-2 я ценю публичную библиотеку с множеством изданий по архитектуре и искусству. Прихожу сюда за книгами и на арт-медиации по экспозициям. Ну и работать, разумеется.
Дом культуры «ГЭС-2»
Адрес: Болотная набережная, вл. 15, корп. 1
19:30 «Рихтер»
Свое место для жизни в Москве я еще ищу, поэтому на ночь пока останавливаюсь у друзей на Комсомольской или в «Рихтере» на Пятницкой. В «Рихтер» можно и просто на ужин зайти — выпивать с интеллигентными людьми и играть с ними в шахматы. А еще спуститься по винтовой лестнице, чтобы заглянуть на новую выставку на −1 этаже в «Сцене», поучаствовать в English speaking club в секретной комнате, а летом смотреть кино в саду. Мне нравится, что все здесь, как и в остальных местах из моего списка, сделано с уважением к наследию. «Рихтер» располагает к встречам и созиданию — особенно ценю в этом смысле журнальный зал.
«Рихтер»
Адрес: ул. Пятницкая, 42, Москва, 119017
21:00 Комсомольская
Перед сном обязательно читаю. Сейчас на прикроватном столике две книги. Первая — «Когда соборы были белыми. Путешествие в край нерешительных людей» выдающегося архитектора XX века Ле Корбюзье, впервые опубликованная в 1937 году. Это документально-художественное повествование о первом посещении автором Америки и размышления о судьбах зодчества в эру технологического прогресса. Не только обязательное чтиво для каждого уважающего себя архитектора, но и напоминание о временах свободного перемещения по планете и захватывающих путешествий. Вторая — «Скотный Двор». Сатирическая повесть-притча Джорджа Оруэлла — вечная классика мировой художественной литературы, не теряющая актуальности.
Фото: архив пресс-службы, Алексей Задонский, interface.