Детский аккаунт: что нужно знать, если ваш ребенок хочет зарегистрироваться в соцсетях
Когда лучше заводить аккаунт
У большинства платформ есть возрастные ограничения для регистрации, но это не мешает детям заводить там профили. Сегодня в России в соцсетях зарегистрированы 66% детей в возрасте 9–11 лет и 25% — в группе 4–8 лет. 70% родителей подписаны на аккаунты своего ребенка и даже поддерживают ведение блога.
Период, когда ребенок начнет активно взаимодействовать с социальными сетями, зависит от его личных предпочтений и культуры отношений с гаджетами в семье — дети быстро считывают паттерны поведения старших. Если взрослые зависимы от технологий и интернета, то и ребенок окажется в зоне риска. Здесь важно не столько ограничивать детей, сколько выстраивать доверительные отношения и учить правильно и безопасно использовать цифровые возможности.
Среди многих родителей распространено мнение, что чем позже ребенок познакомится с социальными сетями, тем лучше. В идеале вовсе обойтись без них — по крайней мере, до того момента, когда отпрыск сможет управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые или агрессивные ситуации и осознавать последствия своих действий в онлайн-среде.
Не такой как все
Социальные сети — это не только место для развлечений, но и пространство для учебы и общения со сверстниками, учителями и наставниками. Есть риск, что ребенок без аккаунтов будет восприниматься в своем кругу как белая ворона. Стоит отталкиваться от реальных потребностей и понять, для каких целей нужен профиль. Если пользоваться платформами грамотно, они принесут вполне очевидную пользу: помогут социализироваться, получить новые знания и навыки или просто переключиться от школьной повседневной рутины.
«С одной стороны, общение в соцсетях — это норма современной жизни. С другой, существуют риски, связанные с безопасностью в сети, в частности с кибербуллингом, онлайн-мошенничеством и цифровой зависимостью. Важно помнить о балансе. Полезно будет постепенно вводить детей в социальные сети, обсуждая с ними возможные угрозы и меры предосторожности, а также устанавливая правила и ограничения использования платформ».
Юлия Черникина
Доверять или контролировать
Чем старше становится ребенок, тем больше самостоятельности он требует. Тем не менее подросток должен быть хорошо знаком с правилами безопасности в интернете и знать, что в случае какой-либо неприятной ситуации он может обратиться к вам за помощью.
Иногда родители пытаются добавиться в друзья к ребенку, чтобы контролировать его цифровую жизнь. Но дети не всегда готовы к такому: попытка «подружиться» в соцсетях со своей страницы или под другим именем может привести к конфликтам и потере доверия, скрытым сторис и комментариям или к фейковым аккаунтам.
«Подростки хотят иметь собственное свободное пространство для общения с друзьями, и это желание нужно уважать. Лучше потратить силы и время на то, чтобы создать доверительную атмосферу в семье», — добавляет Юлия Черникина.
Вместо того, чтобы брать под контроль каждый шаг ребенка, — следить за онлайн- и офлайн-перемещениями, задавать лимиты на использование программ и приложений — лучше рассказать дочери или сыну о принципах цифровой гигиены, помочь в организации режима дня, обговорить допустимые нормы экранного времени, узнать о его увлечениях в сети и оставаться включенным в его жизнь.
Что нельзя публиковать и как объяснить это детям
Обычно дети ведут свой профиль активно: публикуют свои и комментируют чужие фотографии, делятся переживаниями, распространяют личную информацию: возраст, домашний адрес, телефон и другие данные, которые часто указываются в шапке профиля. Такое поведение небезопасно: чем больше информации о человеке есть в открытом доступе, тем проще злоумышленникам к нему подобраться.
Оградить ребенка от угроз в соцсетях не означает запретить ему ими пользоваться. Отказать поколению альфа присутствовать в интернет-среде сложно, а порой невозможно — дети все равно найдут лазейки. Вместо запретов важно научить ребенка рационально использовать социальные сети: объяснять, что виртуальное общение не должно повсеместно заменять живое, а также рассказать, какую информацию можно публиковать, а какую не стоит.
Навыкам цифровой гигиены нужно обучать с момента погружения ребенка в онлайн-среду — это такая же рутина как, например, мытье рук и чистка зубов. Опасности, подстерегающие детей в соцсетях, не ограничены встречей с интернет-мошенниками. Вот основные угрозы, которые могут ожидать ребенка в интернете, и способы их предотвращения:
Овершеринг и мошенничество
Открытые настройки приватности и излишняя болтливость в соцсетях достаточно опасны. Мошенники могут воспользоваться фотографиями детей для фейкового благотворительного сбора или разместить их в группах или на форумах с сомнительным контентом. Посты об отпуске или поездке могут привлечь воров, а геолокация поможет злоумышленникам выследить ребенка. Люди по ту сторону экрана могут выдавать себя за надежные организации, чтобы получить пароли от аккаунтов, номера банковских карт и другую важную личную информацию.
С осторожностью стоит относиться и к некоторым онлайн-играм: с помощью покупок внутри приложений можно раскрыть личные данные плательщика. Мошенники пользуются детской доверчивостью и незнанием ценности денег, предлагая тем отправить игровую валюту в обмен на код из сообщения или участие в сомнительных лотереях. Жертвам обещают быстрые и большие суммы, для получения которых нужно всего лишь ввести данные банковской карты.
Чек-лист для родителей:
- расскажите детям, какими данными не стоит делиться в сети;
- объясните, что все публикации в интернете остаются там навсегда без возможности удаления: информация продолжает храниться на серверах сайтов и в веб-архивах, поэтому любой текст, фотография или видео должны быть осознанными, чтобы не навредить человеку в будущем;
- проверьте настройки приватности в соцсетях — начиная от установления ограничений на входящие сообщения от незнакомцев и заканчивая запретом на автоматическое добавление геометок к фотографиям;
- объясните, почему нельзя добавлять неизвестных пользователей в друзья и вступать с ними в переписку;
- расскажите, как работает банковская карта и почему ее данными нельзя делиться;
- установите родительский контроль на всех гаджетах, к которым имеет доступ ребенок, чтобы ограничить экранное время и фильтровать потребляемый им контент;
- старайтесь использовать детский режим на часто посещаемых сайтах.
«У детей и подростков плохо развиты навыки критического мышления: они легко подпускают к себе новых людей, готовы вступить с ними в диалог. Младшее поколение хорошо ориентируется в онлайн-среде, но все еще слишком доверчиво и эмоционально, обладает небольшим жизненным опытом. Это позволяет легко манипулировать и побуждать к выполнению опасных, а иногда и противозаконных действий», — предупреждает Юлия Черникина.
Манипуляции и кибербуллинг
Если ребенка оскорбляют, игнорируют, угрожают ему или притворяются, что его не существует, разглашают его секреты, публикуют частную информацию без его согласия, преследуют навязчивым вниманием в комментариях или в личных сообщениях, то речь идет о кибербуллинге.
Чек-лист для родителей:
- объясните ребенку, что такое кибербуллинг и почему он возникает;
- формируйте доверительные отношения в семье, чтобы к вам можно было обратиться в случае проблем;
- договоритесь, что ребенок будет сообщать вам, если кто-то из интернет-друзей предложит ему встретиться в реальной жизни;
- объясните, что в интернете нельзя грубить людям и терпеть ответное хамство. Расскажите, как реагировать на грубость, а также объясните юридические последствия кибербуллинга и противозаконного поведения в сети;
- покажите, как заблокировать обидчика.
Деструктивный контент
Ребенок может попасть в опасные сообщества в социальных сетях — например, в группы, которые пропагандируют причинение вреда себе и другим людям.
Чек-лист для родителей:
- договоритесь, что ребенок будет рассказывать вам о любой ситуации, которая кажется ему опасной, подозрительной или неприятной;
- обращайте внимание на изменения в поведении вашего ребенка, смену его интересов.
Пытаться оградить детей от реальности и заставлять жить в мире прошлого не имеет смысла. Нужно уважать мнение ребенка, уметь договариваться с ним и помнить, что все проблемы решаемы. Рано или поздно отпрыску все равно придется столкнуться с цифровым пространством без внешних ограничений, со всеми его возможностями и угрозами. Родителям важно обучать своих детей основам цифровой грамотности и помогать им развивать критическое мышление.