Дневник Московского международного кинофестиваля. Дни 1–3 | Кино | Time Out

Дневник Московского международного кинофестиваля. Дни 1–3

Дмитрий Евстратов   22 апреля 2024
7 мин
Дневник Московского международного кинофестиваля. Дни 1–3
Фото: архивы пресс-служб
В самом разгаре 46-й Московский международный кинофестиваль, собравший в этом году внушительную программу — более 250 фильмов из 56 стран. Редактор рубрики «Кино» Дмитрий Евстратов отсматривает интересные новинки и в формате дневника делится своими впечатлениями от увиденного за первые три дня фестиваля.

Основной конкурс

Просмотрено:

«Шлимазл», Германия

«Лесной царь», Сербия

«Выжить в Мо…», Молдова

Признаюсь, основной конкурс на ММКФ — пытка страшная. В последние годы радостью было наличие в программе одного-двух мало-мальски талантливо сделанных и стройных фильмов. И, надо сказать, чаще всего именно они и завоевывают главный приз. В 2024-м основной конкурс пока разочаровывает. 

«Шлимазл» (хронический неудачник) по-немецки педантично и въедливо исследует межпоколенческие проблемы в Германии 1990-х. Однако необходимое копание в исторической памяти напоминает лишь хаотичный парад израненных душ, когда-то совершивших страшную ошибку. Это был первый конкурсный показ, и желания участвовать в этой авантюре дальше он явно не прибавил.

Сербский фильм «Лесной царь» — продюсерское детище Милоша Биковича (он же играет в ленте крохотную роль). Большую часть хронометража лента похожа на клип о бомбардировках Югославии с излишним слоумо под грустную музыку и лишь к концовке она вспоминает о том, что является фестивальным кино. Но оказывается уже поздно.

Куда более яркой, но менее волнующей показалась молдавская комедия «Выжить в Мо…» (по сюжету — в Молдове, в Москве или в морге — нужное подчеркнуть). Главный герой — простой молдавский огузок, собравшийся покорять Москву, но вместо ожидаемой должности в больнице он получает рабское назначение в морг к пьющим и безумно харизматичным патологоанатомам. Как вы уже догадались, «Выжить в Мо…» — забавная итерация сюжета «Кухни», да еще и с похожей вдохновляющей музыкой. Пока самое живое кино из основного конкурса.


Конкурс «Русские премьеры»

Просмотрено:

«Невада»

«Евгений Телегин»

«Мужчина и женщина»

Кадр из фильма «Невада»

Программа «Русские премьеры» проводится на ММКФ с 2022 года, и, в отличие от основного конкурса, почаще может хвастаться хорошим кино. Два предыдущих победителя — «Здоровый человек» Петра Тодоровского и «Край надломленной луны» — не только оказались успешными фестивальными хитами, но и по-разному пошумели в прокате.

В этом году успех пока переменный. Несомненная удача — драма «Невада» — российско-аргентинская копродукция, по некоторым деталям и настроению представляющая собой своеобразное попурри из фильмов Андрея Звягинцева о нелюбви в российском селе. К финалу картина осознает себя в жанре итальянского магического реализма. Так получается удивительный портрет обрюзгшей глубинки, рвущейся из порочного круга боли и несчастья.Другой интересный участник этого конкурса — фильм «Евгений Телегин». Режиссер Виктор Тихомиров экранизировал свою же книгу «Евгений Телегин и другие», переосмысляющую текст великого пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Онегин здесь — Телегин, Ленский — Ленин, Ольга и Татьяна остались при своих, а действие перенесено в 80-е и происходит в деревне и Ленинграде. Текст и режиссуру Тихомирова нельзя назвать стройными: уж слишком много в картине линий, вольных постмодернистских полетов мысли, больше похожих на изъяны. Однако одного у него не отнять — удивительного уровня пылающего эротизма, неисчезающего из уст главных героев. Некоторые эпизоды до жути смешны, а некоторые вызывают отторжение. Например, появление в Ленинградском рок-клубе Виктора Цоя до боли похоже на комичный выход Брюса Ли в тарантиновском «Однажды… в Голливуде», за который режиссеру потом не раз предъявляли.

А вот новый режиссерский проект Владимира Котта огорчил. «Мужчина и женщина» — сборник стереотипных новелл о бытовых отношениях внутри семьи. Примеры как положительные (история про сантехника, пришедшего на вызов не с бутылкой, а с сыном), так и отрицательные (Степан Девонин вновь примеряет на себя образ домашнего насильника). Но в целом кажется, что режиссер вообще потерялся во времени и современной реальности. Он не решается громко говорить о насущных проблемах, одевает на зрителей мужскую оптику, а в одной из новелл и вовсе возвращается к «Ералашу». Хотя звезд в фильме немало — он обязательно доберется до российского проката к одному из тематических праздников семьи или любви.


Внеконкурсные программы

Просмотрено:

«Сотни бобров», США (программа «Дикие ночи»)

«Волчица Нина», Италия (программа «Фестивальный коктейль»)

«Другой сын», Аргентина (программа «Взрослым о детях»)

«Ожидание», Испания (программа «Фестивальный коктейль»)

«Идеальный лжец», США (программа «Рецепт успеха»)

«Марс Экспресс», Франция (программа «Мультвселенная»)

Кадр из фильма «Сотни бобров»

Фестивалю отчаянно не хватает фильмов из программ ведущих мировых фестивалей. В прошлые годы — да, трава была зеленее — отборщикам удавалось привозить несколько крупных премьер из основных конкурсов Канн или Венеции. В этом же году такого счастья у зрителей нет. Тем не менее нужно отдать должное организаторам: с фестивалей рангом пониже (Сиджес, Сан-Себастьян, вторые-третьи программы Венеции) до ММКФ дошло несколько достойных лент.Особенно рекомендую «Сотни бобров» из программы «Дикие ночи» — триумфальное возрождение жанра эксцентрической комедии, одновременно похожее на гайдаевского «Пса Барбоса…», немые фильмы Бастера Китона и экранизацию геймплейно простенькой, но безумно увлекательной компьютерной игры с интересными механиками. Представьте: черно-белая картинка, никаких слов, главный герой в заснеженном лесу пытается добывать тушки бобров, зайцев и енотов (актеры в ростовых костюмах), чтобы достичь своей цели — вернуть бочку с сидром из логова бобров. Гомерически смешная картина и, пожалуй, лучшее, что случилось с ММКФ в этом году. Забавно, что первый показ состоялся в дебютный день — создалось впечатление, что на этом фестиваль можно и закрывать.

В других программах тоже есть примечательные фестивальные новинки. Впрочем, это не касается постапокалиптической итальянской фэнтези-драмы «Волчица Нина» — чего-то вроде бюджетных «Сумерек» без Роберта Паттинсона, но с шайкой грязных бесноватых ублюдков-мародеров. Лучше бы вместо видеоряда включили клип Авроры Running With the Wolves.

В программе «Взрослым о детях» есть самый фестивальный из всех фестивальных фильмов — «Другой сын». Это полуторачасовая драма из конкурса смотра в Сан-Себастьяне о парне, который пытается пережить трагическую смерть брата. Он не плачет, дома его за это корят, а эмоции сводят его с бывшей девушкой брата. И вот он, одолеваемый терзаниями, пытается строить жизнь по-новому, опираясь на то, на что опираться вроде бы нехорошо (а кто, собственно сказал?). До финала можно было вполне равнять с «Близко» Лукаса Донта, но концовка подкачала: слишком уж безосновательно счастливо все разрешается.

В конце второго дня показали испанский хоррор «Ожидание» — прекрасное антикоррупционное пособие с незамысловатым сюжетом: мужчина организует охоту, берет взятку, чтобы вместить побольше участников, а судьба наказывает его по всей строгости закона божьего, насылая на него нескончаемые проклятья. На фоне однотипных фильмов ужасов, выходящих в российский прокат, «Ожидание» имеет несколько очков форы. Прежде всего, за удивительную гнетущую атмосферу, пару выломанных черепушек и сухое пустынное окружение. Да и очередное напоминание о том, что взятки брать нехорошо, явно никому не повредит.

Третий день подарил еще две ожидаемых премьеры — американский триллер «Идеальный лжец» и европейскую анимацию из Канн «Марс Экспресс». Первый — вольная интерпретация «Паразитов», в которой герой Питера Сарсгаарда устраивается на работу поваром в дом зажиточного и очень мягкого бизнесмена в самый разгар испанки и постепенно выкуривает его сначала из жилища, а затем и из мира сего. Увлекательная крамола, но не более.

От мультфильма «Марс Экспресс» ожидания были высокими — все-таки авторская европейская анимация временами выдает маленькие шедевры. Вспомните хотя бы «Я потеряла свое тело» Жереми Клапена. Абсолютно азимовский по духу и содержанию «Марс Экспресс» снял другой Жереми, Перен. Получилось не слишком поэтично, но визуально оригинально. Здешний мир похож на развитую футуристическую киберпанк-вселенную «Бегущего по лезвию». Оказалось, что большего-то лента предложить и не может: андроиды опять обретают сознание, на сей раз благодаря талантливым хакерам, и бунтуют против всего человеческого. Сюжет стар как мир. Ну или как Айзек Азимов. Кстати, «Марс Экспресс» выйдет в российский прокат уже 8 мая — сходите, чтобы оценить визуально насыщенный мир между Марсом и Землей.